Дело №5-3633/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нальчик 01 октября 2022 года
Судья Нальчикского городского суда КБР Жигунов А.Х.,
с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>-2, зарегистрированной по адресу: КБР, <адрес>-2, <адрес>, проживающей по адресу: КБР, <адрес>, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ,
установил:
Из поступившего в суд протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного УУП УМВД России по г.о.Нальчик ФИО4, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов в <адрес> гражданка ФИО1 нарушила установленный порядок проведения собрания граждан по адресу: КБР, <адрес>, б/н, площадь «Согласия», в ходе которого высказывалась против частичной мобилизации, введенной на территории РФ.
ДД.ММ.ГГГГ данный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 передан в Нальчикский городской суд для рассмотрения в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела в судебном заседании ФИО1 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника.
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что не знала, что нарушает установленный порядок проведения собрания граждан.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым установлен порядок организации и проведения публичных мероприятий, и, в рамках организации публичного мероприятия, предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4). К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое, в силу ч.4 ст.5 указанного закона, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме; в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют места единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта РФ.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в части 3 ст.55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N9-П).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Из содержания ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ следует, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия обязаны соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Из представленных суду документов и исследованной видеозаписи следует, что проводившееся ДД.ММ.ГГГГ на Площади Согласия, расположенной по <адрес> в <адрес>, публичное мероприятие не было санкционировано, в связи с чем участие в нем не являлось законным и должно быть квалифицировано как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Как следует из материалов дела и установлено судом в судебном заседании на основании исследованных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов гражданка ФИО1 нарушила установленный порядок проведения митинга по адресу: КБР, <адрес>, б/н, Площадь Согласия, путем активного участия в публичном мероприятии, проводившемся по указанному адресу.
Действия ФИО1 судья квалифицирует по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ по признакам: «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и ее вина, помимо ее объяснений, данных суду, подтверждаются исследованными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом участкового, представленными видеоматериалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять или ставить под сомнение достоверность их содержания оснований не имеется, в связи с чем судья признает их допустимыми доказательствами, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В силу части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При определении размера наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, возраст и имущественное положение ФИО1, имеющей на иждивении малолетнего ребенка, и не имеющей, с ее слов, источников дохода, учитывает также отсутствие данных о привлечении ее ранее к административной ответственности, а также учитывает отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. В связи с этим, исходя из того, что минимальный размер административного штрафа для граждан, предусмотренный санкцией части 5 ст.20.2 КоАП РФ, составляет 10000 рублей, судья считает возможным с применением правил ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ назначить ей административный штраф в размере 5000 рублей, учитывая исключительные смягчающие административную ответственность обстоятельства, связанные с личностью и имущественным положением ФИО1
Оснований для прекращения производства по делу, в том числе за малозначительностью, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере пять тысяч (5000) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель – УМВД России по <адрес>, ИНН: <***>, КПП 072101001, р/сч 03№, банк получателя: Отделение Национального банка по КБР, БИК 018327106, ОКТМО 83701000, КБК 18№, УИН 18№.
Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть им уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебным приставом-исполнителем составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Х. Жигунов
Копия верна: