ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-364/18 от 01.11.2018 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-364/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 ноября 2018 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М.,

в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 21,

с участием представителя КГИОП ФИО1, действующего на основании доверенности от 18.07.2018 № 01-24-2129/18-0-0,

защитника СПб ГУП «Горэлектротранс» Савельевой И.Е., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 № 1.45-37,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс», ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу № 134-2018 от 10.08.2018 об административном правонарушении, составленному главным специалистом-юрисконсультом судебно-правового отдела юридического управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры ФИО1, 07.10.2014 между Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и СПб ГУП «Горэлектротранс» заключено охранное обязательство от № 13350 по обеспечению сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Большая Подьяческая, д.27, лит.А.

На основании распоряжения КГИОП № 10-194 от 16.05.2016 указанный Памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.08.2004 №78-01-115/2004-2.1 Памятник принадлежит на праве хозяйственного ведения СПб ГУП «Горэлектротранс».

В силу п. 2.1 охранного обязательства № 13350 от 07.10.2014 СПб ГУП «Горэлектротранс» обязано содержать Памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку Памятника и территории от бытовых и промышленных отходов, поддерживать территорию Памятника в благоустроенном состоянии.

Согласно п.п. 2.2, 2.4 охранного обязательства СПб ГУП «Горэлектротранс» обязано выполнять работы по сохранению Памятника, предусмотренные актом осмотра технического состояния Памятника.

В соответствии с планом выполнения работ акта осмотра технического состояния Памятника от 07.10.2014, являющимся Приложением № 1 к охранному обязательству, СПб ГУП «Горэлектротранс» приняло на себя обязательство:

- в срок до 07.10.2015 демонтировать конструкцию, состоящую из деревянных настилов и козырька, примыкающего к западному фасаду двухэтажного корпуса Памятника, возведенную без согласования КГИОП;

- в срок до 07.10.2016 выполнить ремонт дворовых фасадов Памятника на основании письменного разрешения и задания КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной КГИОП.

26.06.2018 в 17 часов 30 минут уполномоченным должностным лицом КГИОП на основании задания КГИОП от 26.06.2018 № 01-58-410 проведены мероприятия по систематическому наблюдению за состоянием Памятника, при проведении которых доступ на территорию Памятника уполномоченному представителю обеспечен не был.

Однако по результатам визуального осмотра установлен факт нахождения лицевого и дворового фасадов Памятника в ненадлежащем техническом состоянии.

Кроме того, поскольку к истечению установленного актом осмотра технического состояния сроку в КГИОП не поступали заявления о выдаче разрешения на выполнение демонтажа деревянных настилов и козырька, примыкающих к западному фасаду двухэтажного корпуса Памятника и ремонт дворовых фасадов Памятника, данные работы, предусмотренные планом выполнения работ акта осмотра технического состояния Памятника, не выполнены.

Таким образом, актом по результатам мероприятия по систематическому наблюдению обязательных требований от 26.06.2018, установлено событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении СПб ГУП «Горэлектротранс» требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Большая Подьяческая, д.27, лит.А., а именно, нарушение требований к содержанию и сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные ст.33, п.1 ст.47.3, п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 7З-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации».

Законный представитель СПб ГУП «Горэлектротранс», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не представил, направив в суд защитника Савельеву И.Е. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.

Защитник в судебном заседании пояснила, что СПб ГУП «Горэлектротранс» с вменяемым правонарушением не согласно, полагает, что вина СПб ГУП «Горэлектротранс» не установлена. Также пояснила, что Комитет по транспорту согласовал график планируемых работ по сохранению 25 объектов культурного наследия, находящихся в хозяйственном ведении СПб ГУП «Горэлектротранс» на 2017-2022 годы. Кроме того Комитетом по транспорту было направлено заявление с просьбой о продлении сроков выполнения работ по сохранению Памятника в соответствии с представленным графиком планируемых работ.

Представитель КГИОП ФИО1 в судебном заседании пояснил, что СПб ГУП «Горэлектротранс» не выполнило работы по сохранению объекта культурного наследия. Ответственным за допущенные нарушения является СПб ГУП «Горэлектротранс», то есть лицо ответственное за сохранение объекта культурного наследия. СПб ГУП «Горэлектротранс» обратился в КГИОП с заявлением о продлении срока выполнения работ, после истечения установленных охранным обязательством сроков. Должностное лицо КГИОП провело мероприятие по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Полагает, что вменяемое СПб ГУП «Горэлектротранс» правонарушение носит длящейся характер, правонарушение выявлено 26.06.2018 в 17 ч. 30 мин., в связи с чем срок давности привлечения к ответственности исчисляется с момента выявления нарушения.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат, помимо прочего, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Согласно п.п. 1, 3 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ устанавливаются в охранном обязательстве.

Из представленных материалов дела следует, что распоряжением КГИОП № 10-194 от 16.05.2016 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.08.2004 № 78-01-115/2004-2.1 памятник принадлежит на праве хозяйственного ведения СПБ ГУП «Горэлектротранс».

07.10.2014 между Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и СПб ГУП «Горэлектротранс» заключено охранное обязательство от № 13350 по обеспечению сохранения здания, расположенного по адресу: <...>, лит.А, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая».

Согласно акту от 26.06.2018 осмотра технического состояния части объекта культурного наследия федерального значения, являющемуся Приложением № 1 к указанному охранному обязательству СПб ГУП «Горэлектротранс» обязано было:

- в срок до 07.10.2015 демонтировать конструкцию, состоящую из деревянных настилов и козырька, примыкающего к западному фасаду двухэтажного корпуса Памятника, возведенную без согласования КГИОП;

- в срок до 07.10.2016 выполнить ремонт дворовых фасадов Памятника на основании письменного разрешения и задания КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной КГИОП.

При этом, судом установлено, что указанные в охранном обязательстве сроки не продлевались.

26.06.2018 в 17 часов 30 минут уполномоченным должностным лицом КГИОП ведущим специалистом отдела Адмиралтейского района ФИО2 на основании задания начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия ФИО3 от 26.06.2018 № 01-58-410/18 проведены мероприятия по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая».

В соответствии с актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований от 26.06.2018, доступ на территорию Памятника уполномоченному представителю обеспечен не был. По результатам визуального осмотра установлен факт нахождения лицевого и дворового фасадов Памятника в ненадлежащем техническом состоянии.

10.08.2018 по факту выявленных нарушений должностным лицом КГИОП ФИО1 в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Как усматривается из материалов дела, в частности, из протокола об административном правонарушении, в вину СПб ГУП «Горэлектротранс» вменено нарушение требований федерального законодательства об охране объектов культурного наследия, выразившееся в невыполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая», расположенного по адресу: <...>, лит.А, в установленный срок – в течение 24 месяцев с момента заключения охранного обязательства № 13350 от 07.10.2014, то есть до 07.10.2016 выполнить ремонт дворовых фасадов Памятника на основании письменного разрешении и задания КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной КГИОП; в течение 12 месяцев с момента заключения охранного обязательства № 13350 от 07.10.2014, то есть до 07.10.2015 демонтировать конструкцию, состоящую из деревянных настилов и козырька, примыкающую к западному фасаду двухэтажного корпуса памятника, возведенную без согласования КГИОП.

Таким образом, объективная сторона указанного административного правонарушения выразилась в невыполнении обязанностей, для которых установлены конкретные сроки их выполнения.

Исходя из особенностей состава данного правонарушения, определяемых с учетом обстоятельств настоящего дела, и принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда РФ, сформулированную в п. 14 вышеуказанного Постановления, суд полагает, что административное правонарушение, послужившее основанием для привлечения СПб ГУП «Горэлектротранс» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, длящимся не является.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня, следующего за датой истечения срока, к которому соответствующая обязанность должна быть выполнена, то есть до 07.10.2016. Годичный срок привлечения к административной ответственности, исчисляемый с момента совершения административного правонарушения, то есть с 00 часов 01 минуты 08.10.2016, истек 07.10.2017.

Таким образом, на момент составления должностным лицом КГИОП протокола об административном правонарушении 10.08.2018, срок давности привлечения СПб ГУП «Горэлектротранс» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ истек.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В данном случае выдано Задание на проведение мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия и составлен акт мероприятия по систематическому наблюдению, которым установлен факт невыполнения условий Охранного обязательства, при этом поверка в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым предусмотрен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должностными лицами КГИОП в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс» не проводилась.

Тот факт, что признаки административного правонарушения, вмененного в вину СПб ГУП «Горэлектротранс», были выявлены КГИОП только в ходе мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, проведенных 26.06.2018, не может служить основанием для исчисления срока с указанной даты. В данном случае несвоевременное выявление и пресечение административного нарушения законодательства об объектах культурного наследия свидетельствует о ненадлежащем исполнении КГИОП возложенных на него функций по контролю и надзору в указанной сфере.

В связи с этим доводы должностного лица о том, что правонарушение, совершенное СПб ГУП «Горэлектротранс» следует считать длящимся, суд находит несостоятельными.

Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении и влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая истечение установленного срока давности привлечения к административной ответственности, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ведет к ухудшению положения этого лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.5, 24.5, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс» прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья