Адм.дело № 5-364/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Яранск Кировской области 07 сентября 2021 года
Судья Яранского районного суда Кировской области Царегородцев Р.Г.
при секретаре Шурыгиной Н.С.
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - главы муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области ФИО1,
защитника юридического лица - Зубаревой О.Н.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - судебного пристава-исполнителя МОСП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам УФССП России по Кировской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата регистрации 03.12.2002, место нахождения <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Судебным приставом-исполнителем МОСП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам УФССП России по Кировской области ФИО2 (далее – судебный пристав-исполнитель ФИО2) в отношении администрации муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области (далее – администрация Тужинского района) 21.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Как следует из данного протокола, администрация Тужинского района привлекается к административной ответственности за то, что, являясь должником по исполнительному производству о возложении обязанности организовать мероприятия по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов в границах Тужинского городского поселения с последующей рекультивацией земельного участка, допустила неисполнение требований исполнительного документа – исполнительного листа № № <...> от 07.11.2018, выданного Яранским районным судом Кировской области по делу № 2-374/2018, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок до 01.03.2021, вновь установленный судебным приставом-исполнителем постановлением от 22.12.2020 после вынесения постановления от 22.12.2020 о наложении административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 и защитник Зубарева О.Н. вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, не признали. При этом пояснили, что администрацией Тужинского района предпринимались все необходимые меры для выполнения требований исполнительного документа. Однако выполнить эти требования во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (в период с 22.12.2020 до 01.03.2021) было невозможно, этот срок не был достаточным. В связи с отсутствием необходимой для организации работ по ликвидации свалки суммы денежных средств в бюджете района администрация района неоднократно запрашивала дополнительное финансирование в финансовом управлении, министерстве финансов Кировской области и министерстве охраны окружающей среды Кировской области, однако денежные средства своевременно выделены не были. Кроме того, 26.02.2021 администрация района внесла предложение на рассмотрение Тужинской районной Думы решение о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, которым на мероприятия по ликвидации свалки дополнительно было выделено 243 тыс.рублей. К проведению работ по ликвидации свалки в зимнее время приступить не могли из-за обилия снежного покрова. С предложением о заключении контракта на выполнение работ по ликвидации свалки обращались в АО «Вятавтодор» еще в 2020 году, но представители указанной организации из-за зимнего периода времени, значительного слоя снежного покрова не могли оценить объем необходимых работ по ликвидации свалки (согласно проведенным оценкам на свалке находилось примерно 120 тыс.куб.м отходов), т.е. определить перечень своих обязательств по контракту и возможность их исполнения. В этой связи муниципальный контракт с данной организацией был заключен только 23.03.2021, после таяния снега.
Судебный пристав-исполнитель ФИО2 считает вину юридического лица в совершении данного административного правонарушения доказанной.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения ФИО1 и Зубаревой О.Н., мнение судебного пристава-исполнителя ФИО2, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2.1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Пунктом 1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении следует, что администрация Тужинского района является должником по исполнительному производству № <...>, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по Яранскому, Кикнурскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> 12.07.2019 на основании исполнительного листа № <...> от 07.11.2018, выданного Яранским районным судом Кировской области. Предметом исполнения является обязанность администрации Тужинского района и администрации Тужинского городского поселения в солидарном порядке в срок до 01.07.2019 организовать мероприятия по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов в границах Тужинского городского поселения, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № <...>, объем 170 тыс. куб.м, площадью 370060 кв.м с последующей рекультивацией земельного участка в соответствии с проектом рекультивации.
За неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок 29.07.2020 судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о взыскании с должника - администрации Тужинского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данным постановлением также установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.09.2020.
22.12.2020 постановлением № <...> по делу об административном правонарушении, вынесенным врио заместителя начальника МОСП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам УФССП России по Кировской области ФИО3, администрация Тужинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Данное постановление обжаловано главой Тужинского муниципального района вышестоящему должностному лицу.
Решением врио начальника МОСП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам УФССП России по Кировской области ФИО4 от 19.01.2021 обжалуемое постановление оставлено без изменения.
22.12.2020 судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление об установлении должнику - администрации Тужинского района нового срока для исполнения требований исполнительного документа - до 01.03.2021.
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ФИО2 в отношении администрации Тужинского района 21.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из представленных суду материалов следует, что должником (администрацией Тужинского района) предпринимались меры для исполнения решения суда и, соответственно, требований исполнительного документа - исполнительного листа № <...>, в том числе во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок - до 01.03.2021.
Поскольку проведение работ по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов и последующей рекультивации земельного участка требует значительных финансовых средств, которые в бюджете Тужинского района отсутствовали, администрация района неоднократно запрашивала дополнительное финансирование в финансовом управлении (запросы от 24.06.2020, 12.10.2020 и 28.12.2020), министерстве финансов Кировской области (запрос от 10.11.2020) и министерстве охраны окружающей среды Кировской области (запросы от 13.11.2020 и 05.02.2021), однако денежные средства своевременно выделены не были. Кроме того, 26.02.2021 администрация Тужинского района внесла предложение на рассмотрение Тужинской районной Думы решение о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, которым на мероприятия по ликвидации свалки дополнительно было выделено 243 тыс.рублей.
Суд также приходит к убеждению, что в течение нового срока исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем ФИО2, а именно в период с 22.12.2020 до 01.03.2021, выполнение работ, связанных с ликвидацией свалки и рекультивацией земельного участка, было объективно невозможно. Данный срок является явно недостаточным для исполнения требований исполнительного документа.
Делая такой вывод, суд основывается на сведениях, представленных по запросу суда министерством охраны окружающей среды Кировской области. Из данных сведений следует, что, исходя из опыта проведения работ по ликвидации свалок ТБО министерством и органами местного самоуправления, работы по погрузке, транспортированию, перемещению отходов и планировке территории нормируются по группам земляных работ. Согласно строительным нормам, земляные работы рекомендуется выполнять в наиболее благоприятные периоды года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность их не очень велика. Таким образом, проведение работ по ликвидации свалки и рекультивации земельного участка в зимний период невозможно. Кроме того, для вывоза отходов объемом около 120 тыс. куб.м и последующей рекультивации земельного участка в общей сложности необходимо от 11 до 18 месяцев, а также требуется дополнительное время на проведение конкурсных процедур по определению подрядных организаций.
Более того, согласно ответу начальника ФИО5 № 45 АО «Вятавтодор» на запрос суда, администрации Тужинского района и Тужинского городского поселения в ноябре 2020 года обращались в адрес указанной организации с просьбой о заключении контракта на проведение работ по ликвидации свалки ТБО в Тужинском районе. Для заключения данного контракта необходимо было просчитать объемы работ и составить сметы затрат, но сделать это в зимний период не представлялось возможным из-за снежного покрова, которым была завалена свалка ТБО. Объемы работ смогли определить лишь в марте 2021 года, в связи с чем 23.03.2021 был заключен соответствующий контракт.
Таким образом, неисполнение администрацией Тужинского района требований исполнительного документа – исполнительного листа № <...> от 07.11.2018 в полном объеме во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (с 22.12.2020 до 01.03.2021) вызвано независящими от должника обстоятельствами, что свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в неисполнении требований исполнительного документа.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях администрации Тужинского района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку указанным юридическим лицом приняты все зависящие меры для исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В этой связи производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копии постановления направить в МОСП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам УФССП России по Кировской области, а также юридическому лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Р.Г. Царегородцев
Постановление09.09.2021