ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-365/18 от 27.04.2018 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-365/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 апреля 2018 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Кулаковой В.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Транс Гарант» (<данные изъяты>) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Транс Гарант».

Как следует из представленных материалов, 03.11.2017 года ООО «Транс Гарант» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Московского таможенного поста Калининградской областной таможни подана в электронном виде декларация на товары (далее - ДТ) № 10012040/031117/0034149 для помещения под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона» (ИМ 78) товара № 1: «перец свежий, без дальнейшей обработки, ботаническое название «CAPSICIUM ANNUUM L», для употребления в пищу, урожай 2017 года, упакован в картонные ящики: перец свежий белый, изготовитель: «VIPIKO» DOOEL, товарный знак: «VIPIKO» DOOEL.. .. количество: 2840 кг» (гр. 31 ДТ), страна происхождения - Республика Македония (гр. 16 ДТ), заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС - 0709601002 (гр. 33 ДТ).

Товар ввезен в адрес ООО «Транс Гарант» из Республики Македонии в соответствии с внешнеторговым контрактом № 3008/17 от 30.08.2017 по товаросопроводительным документам: международной товаротранспортной накладной (СМR) № 911311 от 06.10.2017, инвойсу № 091/2017 от 06.10.2017.

В гр. 44 вышеназванной ДТ указан документ, подтверждающий соблюдение установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ запретов и ограничений - декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-МК.АЖ23.В.00469 сроком действия с 23.10.2017 по 22.10.2018 на партию товара «Перец сладкий свежий. Урожай 2017.», производителем которого является «VIPIKO» DOOEL (Республика Македония), принятая на основании протокола испытаний № 1231 от 23.09.2017. Данный протокол указан в декларации о соответствии на сайте Росаккредитации.

В пакете документов к ДТ № 10012040/031117/0034149 имеется протокол испытаний от 01.11.2017 № 1620, который не указан в декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-МК.АЖ23.В.00469 от 23.10.2017 на сайте Росаккредитации.

Декларации на ввоз образцов для целей сертификации декларантом не представлены. Анализ базы ДТ выявил отсутствие помещения под таможенные процедуры образцов продукции для целей проведения испытаний.

С целью соблюдения мер технического регулирования в рамках системы управления рисками у ООО «Транс Гарант» были запрошены сведения о ДТ на ввоз образцов для испытаний, акты отбора проб и образцов, протоколы испытаний, однако указанные сведения представлены не были.

Как следует из служебной записки отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни (ОТО и ЭК) № 26-09/1218 от 03.11.2017, товар № 1 попадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011).

Отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, а также непредставление ООО «Транс Гарант» актов отбора проб и образцов, протоколов испытаний, договоров, согласно которым ООО «Транс Гарант» является уполномоченным изготовителем лицом при таможенном декларировании, свидетельствует о том, что декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-МК.АЖ23.В.00469 от 23.10.2017 принята на основании протокола испытаний, не относящегося к ввозимому товару и, как следствие, является недействительным документом в соответствии с главой 16 КоАП РФ.

В связи с изложенным, таможенным органом 03.11.2017 принято решение об отказе в выпуске товара № 1 по ДТ № 10012040/031117/0034149, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 201 ТК ТС в связи с несоблюдением условий выпуска товара, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС.

В дальнейшем обществом представлена декларация о соответствии на данный товар, принятая таможенным органом, товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в этой связи, меры обеспечения в виде изъятия или наложения ареста в отношении товара, являющегося предметом административного правонарушения, не применялись.

22.12.2017 года по факту заявления при таможенном декларировании недостоверных сведений и недействительных документов, послуживших основанием для несоблюдения установленных действующим законодательством ЕАЭС запретов и ограничений, Калининградской областной таможней в отношении ООО «Транс Гарант» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 22.01.2018 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Защитник ООО «Транс Гарант» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном ходатайстве о прекращении производства по делу. Дополнительно пояснил, что отбор проб и образцов был произведен по инициативе общества с целью избежать назначения таможенной экспертизы, поскольку товар является скоропортящимся. Это право, а не обязанность общества. В двух представленных при подаче таможенной декларации протоколах испытаний содержатся одинаковые сведения. В 31 графе таможенной декларации не было указано на отбор проб и образцов. Весь товар был задекларирован, в силу закона подача отдельной декларации на пробы и образцы товара не требуется, отдельно пробы и образцы ими не ввозились. Декларация о соответствии является действующей, последующие протоколы испытаний не могут быть указаны в декларации. Производство по делу об административном правонарушении просил прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На основании п. 1 ст. 179 ТК ТС, действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В силу п. 2 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производиться в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС).

Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (что следует из пп. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС).

Согласно ст. 205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а так же за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.На основании п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, который заключен в г. Москве 29.05.2014 (далее - Договор), к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.12.2012 № 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319»;

в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение).

В соответствие с указанным Положением к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в том числе в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС).

Указанным Положением предусмотрен порядок ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний без представления сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров.

Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.

По мнению таможенного органа, декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-МК.АЖ23.В.00469 от 23.10.2017, представленная обществом при подаче ДТ № 10012040/031117/0034149, является недействительным документом, так как принята на основании протокола испытания, не относящегося к ввозимому товару, тем самым, ООО «Транс Гарант» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Между тем, само по себе отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации и помещения под таможенные процедуры проб и образцов продукции для целей проведения испытаний не может свидетельствовать о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Пробы и образцы являются частью товара, перемещаемого через таможенную границу, и в силу положений п. 3 ст. 155 ТК указание в таможенной декларации проб и образцов товаров исключает необходимость подачи отдельной таможенной декларации в отношении этих объектов.

В данном случае ДТ № 10012040/031117/0034149 подана ООО «Транс Гарант» в отношении всего объема товара № 1, тем самым, отобранные на основании разрешения таможенного органа от 26.10.2017 пробы и образцы товара в декларации на товары указаны. Отдельно товар в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний обществом не ввозился, сведения о документах, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, таможенному органу представлены.

Установлено, что декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-МК.АЖ23.В.00469 от 23.10.2017 присвоен статус действующей, данные о протоколе испытаний № 1231 от 23.09.2017 внесены в официальный реестр Федеральной службы по аккредитации, тогда как представление для целей таможенного оформления декларации о соответствии по результатам дополнительно проведенных и необязательных исследований либо внесение данных о них в официальный реестр Федеральной службы по аккредитации нормами законодательства не предусмотрено.

В этой связи, вывод таможенного органа о том, что представленная при таможенном декларировании декларация о соответствии является недействительным документом, представляется ошибочным и опровергается материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Транс Гарант» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 указанного кодекса является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Транс Гарант» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.С. Кузовлева