ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-365/2016 от 24.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №5-365/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тамбов 24 октября 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Тамбова Воронцова Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении:

АО «Тамбовские коммунальные системы», юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

У С Т А Н О В И Л:

08.09.2016 главным специалистом – экспертом отдела госконтроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы».

Из данного протокола следует, что АО «Тамбовские коммунальные системы» совершило на территории <...> в 1 м севернее забора ОАО «Завод Подшипников Скольжения», а именно: через ливневый выпуск в 50-ти м отрог оврага на правом берегу р.Студенец 19.08.2016 в 17 час. 00 мин. нарушение водного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект.

По информации генерального директора ООО «Комагроком» ФИО2 от 19.08.2016 о грязной воде в р.Студенец и ее неприятном запахе главным специалистом-экспертом ФИО1 и заместителем начальника отдела госконтроля ФИО3 19.08.2016 осуществлен выезд на место. Установлено, что сброс хозяйственно-бытовых стоков с большим расходом производится с правого берега р.Студенец через ливневый коллектор с северной стороны забора ОАО «Завод Подшипников Скольжения», из которого сточные воды с большим расходом стекают в 50-ти м отрог оврага и далее в речку. Сточная вода имела грязный цвет с большим количеством примесей и резким неприятным запахом, характерным для неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.

В ходе обследования территории ОАО «Завод Подшипников Скольжения», прилегающей к выпуску сточных вод из ливневого коллектора, с опросом свидетелей было установлено, что сточные воды изливаются из канализационного колодца, расположенного на производственной площадке ООО «Тамбов-Инвест» по адресу: ул.Кавалерийская, 11-И, на рельеф и далее через территорию базы ООО «Газпроектмонтаж» и частного сектора они попадают в ливневую канализацию. Пройдя под территорией ОАО «Завод Подшипников Скольжения», стоки через 50-ти м отрог оврага с большим расходом сбрасываются в р.Студенец, что приводит к загрязнению водного объекта на всем его протяжении ниже по течению. Причиной излива хозяйственно-бытовых стоков из колодца на ул.Кавалерийская, д. 11-И стало обрушение 2-х канализационных коллекторов диаметром по 1000 мм каждый в районе путепровода по адресу: ул.Фабричная, д.7, произошедшее несколькими днями раньше. В результате образовавшегося гидравлического подпора сброс городских стоков в аварийные коллекторы у путепровода из коллектора с ул. Фабричная и Кавалерийская на городские очистные сооружения был прекращен, а городские канализационные стоки через территорию ряда организаций и частного сектора попали в р.Студенец, загрязнив его.

19.08.2016 вынесено определение о возбуждении административного расследования в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы и определение об истребовании сведений.

По имеющейся в Управлении информации городские канализационные коллекторы в районе путепровода находятся в зоне эксплуатационной ответственности АО «Тамбовские коммунальные системы».

Таким образом, юридическое лицо АО «Тамбовские коммунальные системы» 19.08.2016 в 17 час 00 мин. нарушило водное законодательство при сбросе сточных вод в районе Овражного пер., за территорией ОАО «Завод Подшипников Скольжения» в водный объект – р. Студенец. Решение о предоставлении р. Студенец в пользование АО «Тамбовские коммунальные системы» не выдавалось.

В судебном заседании представитель АО «Тамбовские коммунальные системы» по доверенности ФИО4 вину в совершении правонарушения не признала, полагая, что прямых доказательств вытекания аварийных стоков в р. Студенец не имеется. Утверждение, что канализационные стоки попадают в ручей через ливневую канализацию и территорию ряда организаций и частного сектора спорно и требует доказывания. Дело об административном правонарушении возбуждено органом регионального экологического надзора. Между тем, АО «Тамбовские коммунальные системы» является объектом, подлежащим федеральному государственному надзору. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в т.ч.: «4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относится: а) к объекту I категории. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Согласно п. р) ч. 1 данных критериев, к объектам I категории относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более). АО «Тамбовские коммунальные системы» соответствует приведенным характеристикам объекта I категории, кроме того, включено в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Тамбовской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (утв. Приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 702), т.е. подлежит федеральному, а не региональному государственному экологическому надзору. Кроме того, в соответствии со ст.7.6 КоАП РФ, к административной ответственности привлекаются за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий. Водный кодекс РФ (ст.5) перечисляет, что относится к водным объектам (в том числе, это могут быть ручьи, родники), но ст.31 Водного кодекса предусматривает, что все водные объекты подлежат регистрации в Государственном водном реестре. В материалах дела об административном правонарушении отсутствует подтверждение того, включен ли р.Студенец в Государственный водный реестр, т.е. можно ли его считать водным объектом, официально подлежащим охране.

Представители управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области по доверенности ФИО5 и ФИО1 в судебном заседании полагали, что вина АО «Тамбовские коммунальные системы» полностью доказана и подтверждается материалами административного дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как установлено в п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ст. 7.6 КоАП РФ, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пользование водным объектом без правоустановительных документов означает незаконное осуществление действий по изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора.

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Из материалов административного дела следует, что АО «Тамбовские коммунальные системы» совершило на территории <...> в 1 м севернее забора ОАО «Завод Подшипников Скольжения», а именно: через ливневый выпуск в 50-ти м отрог оврага на правом берегу р.Студенец 19.08.2016 в 17 час. 00 мин. нарушение водного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект.

По информации генерального директора ООО «Комагроком» ФИО2 от 19.08.2016 о грязной воде в р.Студенец и ее неприятном запахе главным специалистом-экспертом ФИО1 и заместителем начальника отдела госконтроля ФИО3 19.08.2016 осуществлен выезд на место. Установлено, что сброс хозяйственно-бытовых стоков с большим расходом производится с правого берега р.Студенец через ливневый коллектор с северной стороны забора ОАО «Завод Подшипников Скольжения», из которого сточные воды с большим расходом стекают в 50-ти м отрог оврага и далее в речку. Сточная вода имела грязный цвет с большим количеством примесей и резким неприятным запахом, характерным для неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.

В ходе обследования территории ОАО «Завод Подшипников Скольжения», прилегающей к выпуску сточных вод из ливневого коллектора, с опросом свидетелей было установлено, что сточные воды изливаются из канализационного колодца, расположенного на производственной площадке ООО «Тамбов-Инвест» по адресу: ул.Кавалерийская, 11-И, на рельеф и далее через территорию базы ООО «Газпроектмонтаж» и частного сектора они попадают в ливневую канализацию. Пройдя под территорией ОАО «Завод Подшипников Скольжения», стоки через 50-ти м отрог оврага с большим расходом сбрасываются в р.Студенец, что приводит к загрязнению водного объекта на всем его протяжении ниже по течению. Причиной излива хозяйственно-бытовых стоков из колодца на ул.Кавалерийская, д. 11-И стало обрушение 2-х канализационных коллекторов диаметром по 1000 мм каждый в районе путепровода по адресу: ул.Фабричная, д.7, произошедшее несколькими днями раньше. В результате образовавшегося гидравлического подпора сброс городских стоков в аварийные коллекторы у путепровода из коллектора с ул. Фабричная и Кавалерийская на городские очистные сооружения был прекращен, а городские канализационные стоки через территорию ряда организаций и частного сектора попали в р.Студенец, загрязнив его.

19.08.2016 вынесено определение о возбуждении административного расследования в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы и определение об истребовании сведений.

По имеющейся в Управлении информации городские канализационные коллекторы в районе путепровода находятся в зоне эксплуатационной ответственности АО «Тамбовские коммунальные системы».

Таким образом, юридическое лицо АО «Тамбовские коммунальные системы» 19.08.2016 в 17 час 00 мин. нарушило водное законодательство при сбросе сточных вод в районе Овражного пер., за территорией ОАО «Завод Подшипников Скольжения» в водный объект – р. Студенец. Решение о предоставлении р. Студенец в пользование АО «Тамбовские коммунальные системы» не выдавалось.

Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 08.09.2016 № 518, письмом АО «Тамбовские коммунальные системы» от 08.09.2016, письмом ООО «Комагроком» от 19.08.2016, протоколом осмотра территории от 19.08.2016, иными материалами дела.

Данные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ст.7.6КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом установленных по делу обстоятельств прихожу к выводу о виновности указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

Ссылка представителя АО «Тамбовские коммунальные системы» об отсутствии прямых доказательств совершенного данным юридическим лицом вменяемого ему правонарушения опровергается материалами дела.

Также несостоятельны доводы о том, что АО «Тамбовские коммунальные системы» является объектом федерального государственного надзора, в связи с чем управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, осуществляя региональный государственный экологический надзор, неправомочно составлять в отношении этого юридического лица протоколы об административном правонарушении.

В силу п.п. 1, 2, 4 Положения об осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 17.05.2013 № 472, региональный государственный экологический надзор проводится при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору. Региональный государственный экологический надзор осуществляется управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.

В число утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 09.07.2007 № 764 объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, входит р. Студенец.

Поскольку в рассматриваемой ситуации объектом контроля являлся водный объект - р. Студенец, а не АО «Тамбовские коммунальные системы», должностные лица управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области осуществляли контрольные функции в рамках своих полномочий.

В судебном заседании также установлено, что водный объект - р. Студенец включен Государственный водный реестр.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

АО «Тамбовские коммунальные системы», юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, иподвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Разъяснить АО «Тамбовские коммунальные системы», что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Предложить АО «Тамбовские коммунальные системы» представить документ, подтверждающий оплату штрафа, в Ленинский районный суд г.Тамбова.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Тамбовской области (Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области) ИНН <***>, КПП 682901001, лицевой счет <***> в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Тамбовской области, БИК 046850001, ОКТМО 68701000, КБК 041116250820250000140.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд (РФ, <...>) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Е.С. Воронцова

Постановление в окончательной форме принято 24.10.2016 г.

Судья: Е.С. Воронцова