ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-36/19 от 04.04.2019 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 5-36/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

4 апреля 2019 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаева Р.Т.,

при секретаре Манучарян А.Г.,

с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Щербакова А.В., Беляшевой Т.В.,

представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Ионова К.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Самохиной Т.С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки <данные изъяты>, являющейся министром социального развития Оренбургской области, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Самохина Т.С., являющаяся должностным лицом - министром социального развития Оренбургской области, получив представление Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ за , выданное по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, проведенной Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не выполнила в установленный срок законное представление органа муниципального финансового контроля, а именно, не сообщила о принятых мерах по устранению причин и условий выявленного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание должностное лицо Самохина Т.С. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Щербаков А.В. в судебном заседании пояснил, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.5 КоАП РФ. Полагал, что срок, указанный в представлении Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, Самохиной Т.С. нарушен не был, поскольку Министерство социального развития Оренбургской области в установленном порядке обжаловало данное представление в Арбитражный суд Оренбургской области в связи с несогласием нарушения, указанного в представлении. Данные обстоятельства, а также то, что совершенное деяние не повлекло наступление каких-либо вредных последствий, свидетельствует о малозначительности правонарушения. В связи с этим просил производство по делу об административном правонарушении в отношении Самохиной Т.С. прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, от административной ответственности Самохину Т.С. освободить, и ограничиться устным замечанием.

Защитник Беляшева Т.В. вышеуказанные доводы поддержала, и просила производство по делу в отношении Самохиной Т.С. прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Ионов К.В. пояснил, что ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о принятых мерах по устранению причин и условий нарушения, был представлен в Управление Самохиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, суд приходит к следующему.

Часть 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Из подпункта "б" пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 следует, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области в отношении Министерства социального развития Оренбургской области была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований, установленных п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ, п. 8 Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, пунктами 2.2, 3.2.4 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ: Министерством социального развития Оренбургской области в 2016 году не соблюдено условие расходования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятий, включенных в подпрограмму «Доступная среда» на 2016-2020 годы государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно, не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Оренбургской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме <данные изъяты> по

По результатам проверки в адрес министра социального развития Оренбургской области Самохиной Т.С. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ за , в котором указано рассмотреть информацию о выявленном нарушении, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения, и о результатах исполнения проинформировать Управление Федерального казначейства по Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представление получено Министерством социального развития Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ.

На данное представление Министерством социального развития Оренбургской области за подписью министра Самохиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления направлен ответ за , в котором указано о несогласии с выводами данного представления, и его обжаловании в Арбитражный суд Оренбургской области. Информация о принятых мерах по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения отсутствует.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития Оренбургской области в адрес Управления направлено письмо, в котором сообщалось о несогласии с судебными актами, признавшими представление от ДД.ММ.ГГГГ законным, и обжаловании данных решений в вышестоящую судебную инстанцию.

ДД.ММ.ГГГГ с Министерства социального развития Оренбургской области поступило письмо, в котором сообщалось о незамедлительном принятии после рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ мерах по устранению причин и условий нарушения, указанного в представлении: начальникам и сотрудникам отделов, участвующих в реализации мероприятий, включенных в подпрограмму «Доступная среда» на 2014-2020 годы, указано на строгое соблюдение заключенных соглашений на предоставление субсидий из федерального бюджета.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что Министерством социального развития Оренбургской области в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ, не выполнено законное представление органа муниципального финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с п. 16 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года № 183-ук, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере социального развития.

Таким образом, Самохина Т.С. в силу должностных полномочий должна была организовать и обеспечить контроль за исполнением представления и принятием должных мер по устранению причин и условий совершения нарушения, указанного в представлении.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действия должностного лица Самохиной Т.С. суд квалифицирует по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности организации Самохиной Т.С. контроля и представления информации о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушения в установленный срок, суду не представлено.

То обстоятельство, что законность представления Министерством социального развития Оренбургской области обжаловалось в Арбитражный суд Оренбургской области, не свидетельствует об отсутствии вины министра социального развития Оренбургской области Самохиной Т.С., поскольку, как следует из представленных материалов, ответ о принятых мерах в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области был направлен Министерством по истечении почти двух месяцев после вынесения судебного решения, подтвердившего законность представления.

Вместе с тем, суд полагает, что доводы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ заслуживают внимание.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

По смыслу закона квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

При этом малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из норм КоАП РФ.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие наступления вредных последствий в результате совершенного правонарушения, принятие мер должностным лицом по устранению нарушения, суд приходит к выводу, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, и имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По пункту 2 части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 КоАП РФ суд

ПОСТАНОВИЛ:

Самохину Т.С. освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, и ограничиться устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Самохиной Т.С., прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего постановления.

Судья Р.Т. Чувашаева