Дело № 5-36/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20 марта 2019 года г. Омск Резолютивная часть постановления оглашена 18 марта 2019 года. Постановление в полном объеме составлено 20 марта 2019 года. Судья Первомайского районного суда г. Омска Шакуова Р.И., при секретаре Гаюновой Ю.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в <...>, каб. ..., дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 15», юридический адрес: <адрес>, дата регистрации №), У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут БОУ ДОУ г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 15» в нарушение п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Учреждение, имея выданную Министерством образования Омской области лицензию на образовательную деятельность № 128-п от 19.08.2016 г., осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей и взрослых – дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе «Обучение шахматам». В ходе проверки установлено, что учреждение не соблюдает лицензионное требование, предусмотренное п.п. «б» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, заключающееся в наличии у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями. В нарушение федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта (далее Федеральные государственные требования) учреждением не осуществлялась общефизическая подготовка учащихся. Несмотря на то, что образовательная программа учреждения содержит в себе раздел «Общефизическая подготовка», составлены примерные планы –графики распределения учебных часов и учебно-тематические планы в учреждении не созданы условия для реализации общефизической подготовки: отсутствуют спортивные залы, спортивный инвентарь, уличные спортивные площадки, оборудованные спортивными сооружениями и т.д. Согласно п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании, нарушение лицензионного требования, предусмотренного п.п. «б» п. 6 Положения, является грубым. Таким образом, при отсутствии необходимых материально-технических условий для обучения по предметам физическая культура, учреждение совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – директор С., действующий на основании приказа, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время необходимые договоры заключены, переданы в Департамент образования Администрации города Омска для проведения экспертной оценки, в настоящее время находятся на согласовании. Работы по устранению выявленных нарушений ведутся в соответствии с согласованным с Департаментом образования Администрации г.Омска планом. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. В п. 18 ст. 2 названного закона определено, что образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В силу положений п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Подпунктом «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" п. 6 и п.п. "б", "д", "е" п. 7 настоящего Положения. В соответствии с п. 6 п.п. «б» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами. Согласно п. 24 Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать: физическое развитие, систематических занятий физической культурой и спортом, участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; создание материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина. В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В Первомайский районный суд г.Омска поступил материал от Министерства образования Омской области о привлечении БОУ ДОУ г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 15» за нарушение п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Виновность БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» в совершении указанного административного правонарушения, подтверждается: Протоколом об административном правонарушении № 15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-9); копией распоряжения Министерства образования Омской области о проведении плановой выездной проверки БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-16); копией уведомления о проведении плановой выездной проверки деятельности БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» от ДД.ММ.ГГГГ; копией лицензии на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 19-21); информацией с сайти БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» (л.д. 22-29); выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-35); копией дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Обучение шахматам» для детей в возрасте от 5-18 лет (л.д. 36-42); учебно-тематическими планами учреждения и методическими указаниями к учебно-тематическим планам, примерными планами-графиками распределения учебных часов (л.д. 43-88); копиями журналов учета групповых занятий спортивной школы на 2018-2019 учебный год (л.д. 90-128); копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131-144); копией предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129-130); копией пояснений по вопросам проверки директора БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146-147); копией заключения эксперта по результатам плановой выездной проверки БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» (л.д. 152-158); копиями договоров о передаче имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования с приложением сопроводительных писем от учебных заведений (л.д. 167-241). Достоверность и допустимость вышеперечисленных доказательств сомнений не вызывает. Доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что материально-техническое обеспечение БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» для осуществления образовательной деятельности в части реализации общефизической подготовки на момент проведения проверки отсутствовало. В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, местом осуществления образовательной деятельности БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» является в <адрес> (л.д. 19-21). Вместе с тем материалами дела установлено и не оспаривалось законным представителем БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15», что в ходе проведения проверки учреждения, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно учреждение по всем указанным в лицензии адресам при реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Обучение шахматам» не соблюдается лицензионное требование, предусмотренное п.п. «б» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, заключающееся в наличии у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями. Указанные в ч.4 ст.84 Закона об образовании государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Также в протоколе указано, что в ходе проверки было достоверно установлено, что в учреждении не созданы условия для реализации общефизической подготовки: отсутствуют спортивные залы, спортивный инвентарь, уличные спортивные площадки, оборудованные спортивными сооружениями и т.д. Директор БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» в судебном заседании указал, что в настоящее время совместно с Департаментом образования Администрации г.Омска разработан план по устранению выявленных нарушений. Во исполнение данного плана, заключены договоры безвозмездного пользования имуществом с учебными заведениями, где учреждение осуществляет свою деятельность. В подтверждение данных доводов суду представлены копии данных договоров (л.д. 167-241). Так, ДД.ММ.ГГГГ в Департамент образования Администрации г.Омска переданы на согласование заключенные БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» следующие договоры: договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: кабинет, площадью 37,0 кв.м. и спортивный зал, площадью 299,2 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: помещения площадью 53,7 кв.м., 69,8 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилые помещения, площадью 53,6 кв.м., 94,6 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: г<адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилые помещения, площадью 54,3 кв.м. и спортивный зал, площадью 279,6 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: малый спортивный зал, площадью 69,7 кв.м., закрепленный на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: спортивный зал, площадью 70,0 кв.м., закрепленный на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: спортивного зала, площадью 83,0 кв.м., закрепленного на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилое помещение, площадью 48,0 кв.м., спортивный зал, площадью 185,1 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилое помещение, площадью 327,5 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: спортивный зал, площадью 276,7 кв.м., закрепленный на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес> договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилое помещение, малый спортивный зал, площадью 51,7 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); договор с БОУ г.Омска «...» на передачу имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования помещений: нежилые помещения, площадью 61,4 кв.м. и 567,8 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за БОУ г.Омска «...» (адрес: <адрес>); Таким образом доводы директора БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» о принятии мер по устранению выявленных нарушений нашли свое подтверждение в судебном заседании. Санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, к обстоятельствам смягчающим ответственность относит признание вины в совершении правонарушения, приятие мер к устранению выявленных нарушений. Отягчающих обстоятельств судом не установлено. С учетом изложенного, суд считает справедливым назначить БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15» наказание, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в виде административного штрафа, поскольку именно данный вид наказания обеспечит достижение цели административного наказания. Оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности юридического лица судья не усматривает. Исходя из положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи II названного Кодекса. С учетом приведенных правовых положений, исходя из характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения БОУ ДО г.Омска «Детско-юношеская спортивная школа №15», являющегося бюджетным учреждением, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно до 75 000 руб. Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 15», юридический адрес: <адрес>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей. Административный штраф согласно ст. 32.2 КоАП РФ подлежит уплате не позднее 60-ти дневного срока с момента вступления настоящего постановления в законную силу с последующим предъявлением квитанции об уплате штрафа в суд по следующим реквизитам: КБК: 07711607000016000140; Р/счет: <***>; Банк получателя: Отделение Омск г. Омск; БИК банка: 045209001; ИНН: <***>; КПП: 550301001; ОКТМО: 52701000; Получатель: УФК по Омской области (Министерство образования Омской области); Юридический адрес получателя: 644002, <...>; Л/с <***>. Одновременно разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья: Р.И. Шакуова |