ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-36/20 от 15.05.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 5-36/2020 г.

Постановление

по делу об административном правонарушении

15 мая 2020 года город Осташков

Судья Осташковского межрайонного суда Тверской области

Кокарева Н.А.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Волощук Е.В.,

защитника по доверенности ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, женатого, ранее привлекавшего к административной ответственности постановлением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области по ст.17.7 КоАП РФ к штрафу в размере 2000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Осташковским межрайонным прокурором Гасановым Ф.А. 16 марта 2020 года вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), в отношении заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д.

Поводом к возбуждению данного дела послужил выявленный факт умышленного невыполнения должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно результатам проведенной Осташковской межрайонной прокуратуры проверки исполнения об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности администрации Осташковского городского округа, в части принятия мер по опубликованию (обнародованию) муниципальных правовых актов, в адрес Администрации Осташковского городского округа 14 января 2020 года №52б-2020 внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления». Представление в администрацию Осташковского городского округа поступило 20 января 2020 года вх.№172.

Согласно резолюции Главы Администрации Осташковского городского округа на представлении прокурора, его рассмотрение было поручено заместителю главы администрации Осташковского городского округа Иванкину И.Д.

Представление Осташковского межрайонного прокурора от 14 января 2020 года рассмотрено без участия прокурора. Извещение о времени и месте рассмотрения представления в прокуратуру не направлялось. Таким образом, органом местного самоуправления в 00 часов 01 минут 20 февраля 2020 года не выполнено требование прокурора об обязательном участии прокурора при рассмотрении представления.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру14 февраля 2020 года №977-12 представлена информация за подписью заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д., в которой в том числе указано, что требование о рассмотрении представления с участием прокурора в силу положения ст.24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязательно только в отношении коллегиального органа, к которому глава Осташковского городского округа не относится.

Вместе с тем, требование прокурора заместителем главы Администрации Осташковского городского округа Иванкиным И.Д. не выполнено, представление рассмотрено без участия прокурора и без извещения Осташковской межрайонной прокуратуры о времени и месте рассмотрения представления.

При рассмотрении дела помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. просила привлечь заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. к административной ответственности и назначить наказание в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ.

Заместитель Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкин И.Д. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Защитник Иванкина И.Д. по доверенности ФИО1 просила о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Иванкина И.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, указав, что требования прокурора, изложенные в представлении от 14 января 2020 года Администрацией были выполнены в полном объеме. Требование о рассмотрении представления с участием прокурора в силу положений ст.24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязательно только в отношении коллегиального органа, к которому Глава администрации ФИО8, заместитель главы Иванкин И.Д. не относится.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с положениями ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абз.3 п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Из материалов дела следует, что Осташковским межрайонным прокурором в адрес Главы администрации Осташковского городского округа ФИО8 было вынесено представление №52б-2020 «Об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления» от 14 января 2020 года, которое было получено Администрацией Осташковского городского округа 20 января 2020 года (л.д.12-14).

В представлении прокурором указано, что Администрацией Осташковского городского округа допускаются нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава Осташковского городского округа в части порядка опубликования муниципальных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, а именно то, что муниципальные нормативные правовые акты постановление №1239 от 24.07.2019 года и постановление №1691 от 14.10.2019 года в периодическом печатном издании газеты «Селигер» для всеобщего сведения надлежащим образом не опубликованы. Приложение к газете «Селигер», содержащее тексты нормативных правовых актов, вместе с газетой «Селигер» не распространяется, внутрь газеты не вкладывается, издается в отличном от газеты «Селигер» формате и тираже, официальной составной частью газеты не является, каких-либо сведений о наличии приложения к газете, кратком его содержании в газете не отображается, о наличии приложения к газете и опубликованных в нем нормативных правовых актов граждане фактически не осведомлены, возможность приобретения газеты «Селигер» вместе с приложением отсутствует. Таким образом, администрацией Осташковского городского округа допущены нарушения, выраженные в ненадлежащей организации работы по опубликованию (обнародованию) нормативных правовых актов, необеспечении возможности ознакомления граждан с нормативными правовыми актами, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

Иванкин И.Д. распоряжением №394-к от 13 августа 2018 г. принят на муниципальную службу Осташковского городского округа на руководящую должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Осташковского городского округа.

Согласно резолюции главы администрации Осташковского городского округа на представлении прокурора, его рассмотрение было поручено заместителю главы администрации Осташковского городского округа Иванкину И.Д.

14 февраля 2020 года в адрес Осташковского межрайонного прокурора поступило письмо, подписанное заместителем главы Администрации Осташковского городского округа Иванкиным И.Д. за номером 977-12, в котором указано, что постановление Администрации Осташковского городского округа №1239 от 24.07.2019 года и постановление Администрации Осташковского городского округа №1691 от 14.10.2019 года были направлены Администрацией Осташковского городского округа для опубликования в газете «Селигер» Осташковского городского округа в редакцию указанного средства массовой информации. Постановление Администрации Осташковского городского округа №1239 от 24.07.2019 года было опубликовано в приложении к газете «Селигер» от 16.08.2019 года №32, постановление Администрации Осташковского городского округа №1691 от 14.10.2019 года было опубликовано в приложение к газете «Селигер» от 18.10.2019 года №41. Информацией о распространении газеты «Селигер» с приложением Администрация Осташковского городского округа не располагала. 24.01.2020 года в газете «Селигер» №4 опубликованы постановления Администрации Осташковского городского округа №1239 от 24.07.2019 года и постановление Администрации Осташковского городского округа №1691 от 14.10.2019 года. В том числе, в данном письме указано, что требование о рассмотрении представления с участием прокурора в силу положения ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" обязательно только в отношении коллегиального органа, к которому Глава Администрации Осташковского городского округа не относится (л.д.15-17).

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что требование Осташковского межрайонного прокурора заместителем главы Администрации Осташковского городского округа Иванкиным И.Д. в срок до 20 февраля 2020 года не исполнено, представление рассмотрено без участия прокурора; уведомление о времени и месте рассмотрения представления Осташковскому межрайонному прокурору не направлялось, что подтверждается объяснениями заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И. Д. от 16 марта 2020 года, из которых усматривается, что, так как администрацией Осташковского городского округа требования прокурора, изложенные в представлении от 14 января 2020 года, были выполнены в полном объеме, заместителем главы администрации Иванкиным И. Д. было принято решение рассмотреть представление без участия прокурора, в связи с чем, в установленный законом срок в прокуратуру был представлен ответ на представление.

В связи с изложенным 16 марта 2020 года Осташковским межрайонным прокурором в отношении заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. в совершении данного административного правонарушения подтверждена:

- постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 16 марта 2020 г.;

- копией представления Осташковского межрайонного прокурора «Об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления» №52б-2020 от 14 января 2020 года;

- копией информационного письма заместителя главы Администрации Осташковского городского округа №977-12 от 14 февраля 2020 года;

- объяснениями заместителя главы Администрации Осташковского городского округа от 16 марта 2020 г.;

- копией распоряжения №394-к от 13 августа 2018 г. о приеме Иванкина И.Д. на муниципальную службу Осташковского городского округа на руководящую должность муниципальной службы заместитель главы Администрации Осташковского городского округа;

- копией распоряжения главы Администрации Осташковского городского округа №6-к от 10 января 2019 г. об изменении срока действия трудового срочного договора, заключенного с Иванкиным И.Д.;

- копией распоряжения главы Администрации Осташковского городского округа №35-к от 31 января 2020 года об изменении срока действия срочного трудового договора, заключенного с Иванкиным И.Д.;

- копией должностной инструкции заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д., утвержденной 01 марта 2019 г. главой Администрации Осташковского городского округа.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Из содержания примечания к статье 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных организациях.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, прихожу к выводу, что Иванкин И.Д. является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции от лица Администрации Осташковского городского округа, в связи с чем, он является субъектом совершенного административного правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих о том, что должностное лицо Иванкин И.Д. предпринял все меры по выполнению законных требований прокурора, в том числе направил уведомление о дне рассмотрения представления прокурору и рассмотрел представления с участием прокурора, материалы дела не содержат.

Рассмотрение представления без участия прокурора и без извещения Осташковской межрайонного прокуратуры свидетельствует о наличии события административного правонарушения 00 часов 01 минута 20 февраля 2020 года.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что невыполнение заместителем главы Администрации Осташковского городского округа Иванкиным И.Д. требований Осташковского межрайонного природоохранного прокурора осуществляющего в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверку исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности администрации Осташковского городского округа, в части принятия мер по опубликованию (обнародованию) муниципальных правовых актов, выразившихся в рассмотрении представления без участия прокурора и без извещения Осташковской межрайонного прокуратуры о времени и месте рассмотрения представления носит умышленный характер.

Довод заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения с указанием на то, что Закон о прокуратуре не обязывает лицо, которому внесено представление, рассматривать представление с участием прокурора, а равно уведомлять прокурора о времени и месте его рассмотрения, является несостоятельным.

В силу приведенных выше положений пункта 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов, в том числе коммерческими организациями.

Следовательно, изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах названного Закона и обязывало заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. как уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, так и рассмотреть его с участием представителя прокуратуры.

Положения пункта 2 статьи 24 Закона о прокуратуре, на которые ссылается заявитель, не дают оснований для вывода о том, что только при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору должно быть сообщено о дне заседания.

О незаконности неисполнения требования должностное лицо было осведомлено, исходя из текста требования, в котором имеется ссылка на статью 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пункт третий которой предусматривает наступление установленной законом ответственности за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в действиях заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. имеются все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Изложенное в настоящем судебном акте не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 2 сентября 2019 г. N 48-АД19-8.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Иванкина И.Д., отсутствуют.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Иванкина И.Д., является повторное совершение однородного административного правонарушения.

Малозначительным данное правонарушение при изложенных выше обстоятельствах признать не могу, поскольку совершенное заместителем главы Администрации Осташковского городского округа Иванкиным И.Д. правонарушение относится к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, несет реальную угрозу охраняемым публичным, общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в умышленном невыполнении должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Исходя из характера выявленных нарушений, достаточных оснований для назначения наказания в виде дисквалификации, не усматриваю.

Учитывая, фактические обстоятельства дела, повторное совершение однородного правонарушения имущественное и семейное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, прихожу к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ст.17.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 17.7, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать заместителя главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам: УФК по Тверской области (Прокуратура Тверской области) ИНН <***>; КПП 690501001; расчетный счет: <***>: Банк получателя: Отделение Тверь г.Тверь; БИК 042809001; КБК 41511690050056000140; ОКТМО 28701000.

Предупредить Иванкина И.Д. об административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неуплату штрафа в установленный законом срок.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часть первая статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неуплату штрафа в срок, предусмотренный законом, и влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Кокарева Н.А.