ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 августа 2017 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника общества ФИО1, прокурора Коростелевой Н.А.,
рассмотрев материалы дела №5-370/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирная компания «Лазурит» (далее ООО «ЮК «Лазурит»), <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения, допущенные ООО «ЮК «Лазурит»:
1) Правила внутреннего контроля ООО "ЮК «Лазурит» не соответствуют Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, так как:
-в нарушение требований п.п.3, 28 (1), 29, 29 (1) Требований №667 отсутствует программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ); программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
-в нарушение подпункта «в» пункта 7 Требований №667 программа организации внутреннего контроля не содержит описание системы внутреннего контроля в организации, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации Правил внутреннего контроля;
-в нарушение пп.8-12 Требований №667 программа идентификации не содержит перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и проверки достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента, не предусматривает возможность установления дополнительных данных о клиентах, представителя клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, не определяет форму фиксирования сведений о клиентах;
-в нарушение п.п.13-15 Требований №667 в программе оценки риска отсутствуют процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации; признаки операций, виды и условия деятельности, имеющие повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ); порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменение;
-в нарушение пунктов 19 (1), 20 Требований №667 программа выявления операций не содержит перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу, для выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; отсутствует порядок информирования сотрудником организации, выявившим операцию, подлежащую контролю, специального должностного лица;
-в нарушение п.28 Требований №667 в программе документального фиксирования информации не разработана форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу;
-в нарушение п.32 Требований №667 программа проверки осуществления внутреннего контроля не предусматривает составление письменных отчетов по результатам проверок и принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
2) не разработана программа подготовки и обучения сотрудников; не проводятся инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ:
- содержание программы подготовки и обучения кадров и программа выявления операций не соответствует пунктам 12(1) и 30 Требований №667;
-в нарушение п.п. 7-8, 14-16 Положения о требованиях к подготовке и обучению организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 03.08.2010 г. №203 в Обществе не разработана программа подготовки и обучения сотрудников; не проводятся инструктажи при изменении действующих и вступлении новых нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ;
-в представленном на проверку журнале регистрации инструктажа указывается вид инструктажа, тема, отсутствует ФИО и подпись инструктирующего;
3) отсутствует доступ к Перечню; не зарегистрирован Личный кабинет на интернет-портале Росфинмониторинга:
-в нарушение требований пункта 2 статьи 6, п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, пунктов 2.1 и 2.4 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 г. №59 Общество не имеет доступа к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее – Перечень), размещенному на закрытой части интернет-портала Росфинмониторинга. Личный кабинет на интернет-портале Общества не зарегистрирован.
4) в нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, пунктов 1.4, 7.1-7.7 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 г. №110 не информирует Росфинмониторинг не реже одного раза в три месяца о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В судебном заседании защитник общества просил квалифицировать действия общества по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, указывая, что нарушение, образующее состав правонарушения предусмотренного частью 2 названной статьи общество не допускало, так как на него не распространяется обязанность сообщать в Росфинмониторинг сведения по операциям, где общество выступает покупателем.
Прокурор Коростилева Н.А. просила признать общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность на неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Такие требования предусмотрены Федеральным законом от 07 августа 2001 г. №115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными нормативно-правовыми актами.
Из положений статей 2 и 5 названного Закона, определяющих сфера его применения, следует, что закон регулирует отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким организациям относятся, в частности, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Статьей 4 и 6 Закона определен перечень мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
В статье седьмой названного Закона предусмотрены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе по идентификации клиента, разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, и принятию иных внутренних организационных мер в указанных целях.
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительством Российской Федерации утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (ФИО2 Правительства №667 от 30.06.2012 г.).
Из Устава общества следует, что к основным видам деятельности ООО «ЮК «Лазурит» относится купля-продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, их ремонт, услуги ломбарда, состоит на специальном учете в Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора, учетный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" указанное общество относится к организациям, на которые распространяются требования названных нормативно-правовых актов.
Судьей установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка соблюдения требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности ООО «ЮК «Лазурит» за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки дана оценка соответствия Правил внутреннего контроля ООО «ЮК «Лазурит», утвержденных приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, установлено их несоответствие Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ №667. Так, в Правилах отсутствует программы, регламентирующие:
- порядок работы по приостановлению операций,
- порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
- порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Кроме того, утвержденная программа организации внутреннего контроля не содержит описание системы внутреннего контроля в организации и порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации Правил внутреннего контроля; а программа идентификации не содержит перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации и проверки достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента, не предусматривает возможность установления дополнительных данных о клиентах, представителя клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, не определяет форму фиксирования сведений о клиентах.
В программе оценки риска отсутствуют описания процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации; признаки операций, виды и условия деятельности, имеющие повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменение.
Утвержденная программа выявления операций не содержит перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, для выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; отсутствует порядок информирования сотрудником организации, выявившим операцию, подлежащую контролю, специального должностного лица.
В программе документального фиксирования информации отсутствует разработанная форма внутреннего сообщения, не определен порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу.
В программе проверки осуществления внутреннего контроля не предусмотрено составление письменных отчетов по результатам проверок и принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Кроме того, установлены нарушения требований нормативно-правовых актов в сфере подготовки и обучения кадров, а именно, Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ №667 и Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Так, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами организация обязана осуществлять обучение и подготовку кадров по разработанной и утвержденной программе, а также вести журнал учета инструктажа в установленной форме.
Вопреки указанным требованиям в обществе такая программа не разработана, инструктаж сотрудников не ведется, в имеющихся журналах не отражаются тема инструктажа, сведения об инструктирующем лице и его подпись.
Организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, то есть, обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
При идентификации организация обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. В соответствии с действующим законодательством Перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФИО2 Правительства РФ от 06.08.2015 N 804), доступ к Перечню для организаций осуществляется путем регистрации личного кабинета на официальном сайте Службы.
Вопреки приведенному порядку обществом личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга не зарегистрирован, соответственно, общество доступом к названному Перечню на момент проверки не обладало, имеющиеся на сайте сведения для идентификации не использовало.
Также в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ общество не реже чем один раз в три месяца обязано проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (п.п. 3,4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209). В ходе проверки установлено, что такая информация обществом в Росфинмониторинг не представлялась.
Указанные нарушения требований законодательства подтверждены следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении,
- актом документальной проверки №
- справкой ФКУ Российская государственная пробирная палата при Минфине РФ»,
- уставом ООО «ЮК «Лазурит»,
- свидетельством о постановке на учет общества,
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил внутреннего контроля,
- Правилами внутреннего контроля, утвержденными директором общества ДД.ММ.ГГГГ,
- Приказом № об утверждения перечня сотрудников, проходящих подготовку и обучение,
- свидетельством о прохождении обучения <данные изъяты> (директора общества),
- копией журнала регистрации инструктажей,
- копией журнала ознакомления с Правилами внутреннего контроля.
Проверив и исследовав данные доказательства, судья приходит к выводу, что приведенные выше нарушения, допущенные обществом, нашли свое полное подтверждение, и общество следует признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившемся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом судья находит необоснованным вменение обществу нарушения требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. №115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно названной норме закона организации должны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Вменяя данное нарушение, должностное лицо прокуратуры указало, что обществом были совершены 4 операции, подлежащие контролю, а именно:
- договор купли-продажи с ИП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,
- договор купли–продажи с ИП <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ,
- договоры купли-продажи с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, из содержания данных договоров следует, что ООО «ЮК «Лазурит» выступало в данных сделках в качестве покупателя ювелирных изделий, соответственно, судья приходит к выводу, что у общества не возникла обязанность сообщать об этих операциях, так как контрагенты по этим договорам, являющиеся поставщиками, не могут быть признаны клиентами общества.
Аналогичная позиция содержится в Информационном письме Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли". Согласно пункту 6 Письма приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не влечет для них обязанности в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку, выступая в качестве покупателя в рамках купли-продажи ювелирных изделий, они являются клиентом по отношению к продавцу.
То есть, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
При таких обстоятельствах судья не может признать общество виновным в нарушении требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. №115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», образующем состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и находит правильным квалифицировать действия общества по части 1 названной статьи.
При решении вопроса о виде и размере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, способствовавшие его совершению, наступившие последствия.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья учитывает признание вины, предпринятые обществом меры по устранению выявленных нарушений. Так, защитником общества представлена новая редакция правил внутреннего контроля, утвержденная директором ДД.ММ.ГГГГ, а также копии журнала учета лиц, прошедших основной и дополнительный инструктаж, сведения о регистрации личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом указанного, судья полагает необходимым назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, находя его соразмерным содеянному и справедливым, поскольку оснований для назначения более строго наказания не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ювелирная компания «Лазурит» (<данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа: расчетный счет <***> УФК по Иркутской области (прокуратура Иркутской области) ИНН <***> КПП 380801001 БИК 042520001 КБК 415 116 900 4004 6000 140 ОКТМО 2570100.
ФИО2 может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья С.В. Почепова