Дело №5-371/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 октября 2016 года г.Аксай
Судья Аксайского районного суда Ростовской области Гончаров И.И.,
с участием заместителя Волго-Донского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Кардашова П.Т.,
представителя ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица
ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», расположенного по адресу: г<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно Государственному контракту №№ от 25.12.2014 года, заключенному с ООО«Трансстроймеханизация», ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (далее – ФГУП) является государственным заказчиком, осуществляющим функции застройщика, строительства объекта аэропортового комплекса «Южный», расположенного в Грушевском сельском поселении Аксайского района Ростовской.
В своей деятельности ФГУП обязано руководствоваться положениями п.10 ст.1, п.5 ст.1, п.4 ст.1, ст.2, ст.3, ч.1 ст.4, ч.2 ст. 8, ч.ч.1, 3 ст.12.2, ст.8, ч.9 ст.12.2, п.7.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - «Закон»), а также п.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2016 года №29, согласно которым на период строительства застройщик обязан организовать на строящемся объекте транспортной инфраструктуры досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц (далее – «Требования»).
Однако данные требования в области транспортной безопасности на строящихся объектах аэропортового комплекса «Южный» не обеспечены и не соблюдаются. Охрана имущества, пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах аэродромных сооружений строящегося аэропортового комплекса «Южный» осуществляется ООО ЧОП «Альтернатива-СА» по договору №ДУ-405/14 от 22.12.2014, заключенному с ООО «Трансстроймеханизация». В данном охранном предприятии лицензия не позволяет осуществлять охрану объектов, подлежащих обязательной антитеррористической защищенности. Это охранное предприятие не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности и фактически не выполняет весь спектр мероприятий, предусмотренных п.8 «Требований».
Сотрудники ООО ЧОП «Альтернатива-СА», несущие службу на постах, в полной мере не обеспечены досмотровой техникой и специальными техническими средствами для выявления оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запреты или ограничения на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. В распоряжении охранников имеются лишь ручные металлодетекторы и досмотровые зеркала.
Однако ФГУП какие-либо иные организации к проведению досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте строительства, имеющие соответствующие полномочия, не привлечены.
14.04.2016 года Волго-Донским транспортным прокурором внесено представление в ФГУП об устранении указанных нарушений законодательства о транспортной безопасности.
По итогам прокурорской проверки в апреле 2016 года в ФГУП стало известно о нарушениях законодательства при обеспечении транспортной безопасности строящихся объектов аэропортового комплекса «Южный». Несмотря на обязательность «Требований» для всех застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, данным предприятием не принимается адекватных мер по устранению нарушений, что свидетельствует о формальном отношении к вопросам антитеррористической защищенности, а также возможным негативным последствиям, которые могут наступить в случае совершения актов незаконного вмешательства.
28.05.2016 года ФГУП привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
В ходе проведенной Волго-Донской транспортной прокуратурой в период с 28.07.2016 года по 10.08.2016 года контрольной проверки ФГУП по исполнению законодательства о транспортной безопасности установлено, что перечисленные выше нарушения предприятием не устранены. Правонарушение является длящимся, выявлено прокуратурой в рамках проведенной проверки, а причиной продолжающихся нарушений законодательства о транспортной безопасности являются сомнения предприятия в обоснованности применения «Требований» к части объектов аэропортового комплекса «Южный», застройщиком которых является ФГУП, не внесение в первоначальную смету строительства расходов, связанных с обеспечением транспортной безопасности, что не может являться основанием для нарушения «Требований» и свидетельствует о продолжающемся бездействии со стороны ФГУП, связанном с неисполнением законодательства о транспортной безопасности, основным принципом которой в соответствии со ст.3 «Закона» является непрерывность обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, ФГУП, как застройщиком объектов аэропортового комплекса «Южный», умышленно нарушены «Требования» по обеспечению транспортной безопасности.
24.08.2016 года Волго-Донским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ФГУП дела об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения по подведомственности в Аксайский районный суд Ростовской области.
В судебном заседании заместитель Волго-Донского транспортного прокурора предложил привлечь ФГУП к административной ответственности, приведя доводы о том, что в апреле 2016 году, по результатам прокурорской проверки, на предприятии стало известно о выявленных нарушениях требований при обеспечении транспортной безопасности, что явилось основаниями для внесения представления транспортным прокурором и для привлечения предприятия к административной ответственности за действия, совершенные по неосторожности. Однако на предприятии не было принято мер по устранению этих нарушений, требования по обеспечению транспортной безопасности умышленно не исполнялись, поскольку к проведению досмотра для обеспечения транспортной безопасности, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте строительства не была привлечена организация, имеющая соответствующие полномочия.
Представитель ФГУП ФИО7. не согласился с привлечением юридического лица к административной ответственности, приведя в возражениях доводы о том, что ФГУП не может дважды привлекаться к административной ответственности, так как за аналогичные действия в отношении предприятия вынесено постановление УГАН и НОТБ ЮФО Ространснадзора от 28.05.2016 года №174\06-03\16 о признании виновным в совершении административном правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей. ФГУП принимало меры по соблюдению требований транспортной безопасности, но на момент проверки отсутствовали аттестующие организации и не был установлен порядок аттестации работников подразделений транспортной безопасности на проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. ФГУП, с учетом государственного контракта, осуществляет строительство только взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и иных объектов (аэродромной инфраструктуры), а не всего аэродромного комплекса, то есть не осуществляет строительство объекта транспортной инфраструктуры, и не может нести ответственность за обеспечение транспортной безопасности. ФГУП, с учетом установленных смет по расходам, не имело возможности финансировать деятельность по привлечению к обеспечению транспортной безопасности подразделений ведомственной охраны Минтранса России, которое в силу «Закона» является подразделением транспортной безопасности.
Проверив доводы сторон, представленные материалы дела об административном правонарушении и возражений, судья считает установленной вину ФГУП, как юридического лица в совершении административного правонарушения, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Представлением от 14.04.2016 года Волго-Донского транспортного прокурора, направленным на имя генерального директора ФГУП об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, в котором указано, что с момента вступления в силу «Требований» с 03.02.2016 года, их положения на строящихся объектах аэропортового комплекса «Южный» должным образом не обеспечиваются. Охрана имущества, пропускной и внутриобъектовый досмотры осуществляются ООО ЧОП «Альтернатива-СА», которое не выполняет весь спектр мероприятий, предусмотренных п.8 «Требований», не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности и не может осуществлять досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. Иные организации, имеющие соответствующие полномочия, к обеспечению досмотра не привлечены. План обеспечения транспортной безопасности не утвержден. Допущенные нарушения создают реальную угрозу совершения актов незаконного вмешательства и являются следствием формального отношения к вопросам антитеррористической защищенности со стороны руководства и должностных лиц ФГУП.
Ответом от 18.05.2016 года генерального директора ФГУП о результатах рассмотрения представления прокурора и о принятии мер по обеспечению транспортной безопасности строящегося объекта аэропортового комплекса «Южный».
Документами о переписке ФГУП с Волго-Донской транспортной прокуратурой, аппаратом антитеррористической комиссии Ростовской области, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Министерством транспорта РФ, ООО «Трансстроймеханизация» по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
Лицензией ООО ЧОП «Альтернатива-СА» на осуществление частной охранной деятельности
Требованием от 28.07.2016 года и.о. Волго-Донского транспортного прокурора на имя и.о. генерального директора ФГУП о предоставлении сведений о привлечении к охране на строящихся объектах аэропортового комплекса «Южный» уполномоченного подразделения транспортной безопасности.
Ответом от 03.08.2016 года и.о. генерального директора ФГУП на имя и.о. Волго-Донского транспортного прокурора, содержащим сведения о деятельности ООО ЧОП «Альтернатива-СА» по осуществлению охраны и проведению досмотров, при отсутствии источника финансирования мероприятий по организации досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов на строящихся объектах транспортной инфраструктуры.
Актом от 10.08.2016 года проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, проведенной Волго-Донской транспортной прокуратурой по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности на строящихся объектах аэропортового комплекса «Южный» за период с 28.07.2016 года по 10.08.2016 года, по итогам которой установлено, что несмотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования, ряд выявленных в апреле 2016 года нарушений не были устранены. Так, охрана имущества, пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах аэродромных сооружений строящегося аэропортового комплекса «Южный» осуществляется ООО ЧОП «Альтернатива-СА» по договору, заключенному с ООО «Трансстроймеханизация». Имеющаяся у этого ЧОП лицензия не позволяет осуществлять охрану объектов, подлежащих обязательной антитеррористической защищенности, это ЧОП не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности и не выполняет весь спект мероприятий, предусмотренный п.8 «Требований». Сотрудники ЧОП не обеспечены досмотровой техникой и специальными техническими средствами для выявления оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запреты или ограничения на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть. ФГУП не привлечены какие-либо иные, имеющие соответствующие полномочия, организации к проведению досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте строительства.
Постановлением Волго-Донского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», с указанием на обстоятельства нарушений при осуществлении защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Проверив и оценив в совокупности представленные доказательства, судья учитывает, что в соответствии с положениями ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями ч.1 ст.2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
К доводам о невиновности ФГУП судья относится критически и учитывает, что юридическое лицо, будучи извещенным о выявленных в апреле 2016 года нарушениях законодательства транспортной безопасности, несмотря на соответствующее представление уполномоченного прокурора, располагая возможностью по привлечению к обеспечению транспортной безопасности подразделений, уполномоченных и допущенных к обеспечению такой безопасности, не проявило необходимой степени осмотрительности по обеспечению транспортной безопасности, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере, допустив в своей деятельности нарушение п.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2016 года №29, а также положений частей 1, 3 ст.12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», которые до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах ФГУП, как юридическое лицо, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ по признакам действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Решая вопрос о назначении наказания, судья учитывает данные о юридическом лице и его имущественном положении. Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, не установлено. При таких обстоятельствах нет оснований для административного приостановления деятельности юридического лица или для конфискации, а достижение целей административного наказания может быть достигнуто путем назначения административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, ч.1 ст.29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу и подлежит зачислению по реквизитам:
Получатель: УФК по Ростовской области, счет:40101810400000010002, банк: Отделение Ростов-на-Дону, БИК банка: 046015001. Реквизиты Южной транспортной прокуратуры: ИНН: <***>, КПП: 616701001, ОКТМО: 60701000, КБК: 415 1 16 90010 01 6000 140.
Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, направляется судье, вынесшему постановление. При отсутствии указанного документа, соответствующие материалы подлежат направлению судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, лицо, не уплатившее штраф, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст.20.25 КоАП РФ.
Резолютивную часть постановления огласить 14 октября 2016 года. Отложить составление мотивированного постановления в полном объеме до 17 октября 2016 года. День изготовления постановления в полном объеме считать днем его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня его оглашения, со дня вручения или получения копии мотивированного постановления в полном объеме.
Судья И.И. Гончаров