ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-371/17 от 07.11.2017 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 5-371/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 ноября 2017 года г. Новочеркасск

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Бердыш С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес>, по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата>, составленному главным специалистом отдела надзора в сфере образования Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области ФИО1, действия юридического лица – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад квалифицированны по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку при проведении проверки установлено, что в МБДОУ ДС в должности воспитателя до <дата> работала ФИО2 (трудовой договор от <дата>, приказ о переводе работника на другую должность от <дата>), уровень образования которой не соответствовал установленным требованиям, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельностиохранения, на территории инновационного центра "а в сфере здраывоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата>)"Сколково".

Законный представитель юридического лица – заведующая МБДОУ ДС ФИО3 в судебном заседании вину в совершенном административном правонарушении не признала, пояснила, что ФИО2 была прията на должность воспитателя <дата>. При приеме на работу воспитатель ФИО2 имела среднее образование. <дата> она прошла краткосрочное обучение по теме: «научные основы и педагогическая практика развития личности дошкольника» в объеме 72 часов. ФИО2 <дата> прошла аттестацию, по результатам которой было установлено ее соответствие занимаемой должности «воспитатель» с <дата> сроком на пять лет. Согласно приказу -л от <дата> заведующей МБДОУ ДС воспитателю ФИО2 было разрешено внутренне совместительство с <дата> по должности воспитатель с нагрузкой 18 часов в неделю. <дата> ФИО2 была переведена на должность младшего воспитателя. Поскольку результаты аттестации <дата> года, полагала, что необходимость дополнительной аттестации при осуществлении ФИО2 работы по совместительству отсутствовали.

Должностное лицо, составившее протокол, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось.

Судья, выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от <дата> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту «д» пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 данного Положения.

В силу статьи 46 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата>н, требования к квалификации по должности «воспитатель»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

В то же время, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника).

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от <дата>.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки и профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (части 1, 2 Федерального закона).

Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Рособрнадзора от <дата> «О приеме на работу в субъектах Российской Федерации педагогических работников при отсутствии документов о необходимой квалификации» руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.

Как усматривается из административного материала Ростобрнадзора при проверке Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад по адресу: <адрес>, выявлены факты нарушения лицензионных требований и условий, установленных п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельностиохранения, на территории инновационного центра "а в сфере здраывоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата>, а именно: в МБДОУ ДС в должности воспитателя до <дата> работала ФИО2 (трудовой договор от <дата>, приказ о переводе работника на другую должность от <дата>), уровень образования которой не соответствовал установленным требованиям, поскольку воспитатель ФИО2 имеет среднее образование (аттестат средней общеобразовательной политехнической школы с производственным обучением <адрес> от <дата>). Согласно удостоверению <адрес> института повышения квалификации и переподготовки работников образования от <дата> она прошла краткосрочное обучение по теме: «научные основы и педагогическая практика развития личности дошкольника» в объеме 72 часов. Также согласно аттестационному листу министерства общего и профессионального образования РО от <дата> ФИО2 соответствует занимаемой должности «воспитатель». Документов, подтверждающих прием на педагогическую работу данного работника в порядке исключения как лица, не имеющего специальной подготовки, или иных документов об образовании, в том числе о дополнительном профессиональном образовании, аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий, во время проведения проверки образовательной организацией предоставлено не было. В связи с чем органом государственного надзора установлено несоответствие уровня образования ФИО2, необходимого для занятия должности «Воспитатель», установленным требованиям.

Вместе с тем, как усматривается из представленных материалов, в МБДОУ ДС <дата> на должность воспитателя была принята ФИО2 Согласно приказу Управления образования Администрации <адрес> от <дата> МБДОУ ДС был присоединен к МБДОУ ДС с <дата>.

При приеме на работу воспитатель ФИО2 имела среднее образование (аттестат средней общеобразовательной политехнической школы с производственным обучением <адрес> от <дата>).

Согласно удостоверению <адрес> института повышения квалификации и переподготовки работников образования от <дата> она прошла краткосрочное обучение по теме: «научные основы и педагогическая практика развития личности дошкольника» в объеме 72 часов.

Также согласно аттестационному листу министерства общего и профессионального образования РО от <дата> ФИО2 соответствует занимаемой должности «воспитатель».

Из представленного аттестационного листа ФИО2 <дата> прошла аттестацию, по результатам которой было установлено ее соответствие занимаемой должности «воспитатель» с <дата> сроком на пять лет.

Согласно Приказу Минобрнауки РФ N 209 от <дата> "О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", действовавшего на момент аттестации ФИО2, квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Аналогичные положения содержатся также в Приказах Минобрнауки РФ от <дата> и от <дата>.

Таким образом, результаты проведенной ФИО2 аттестации действовали до <дата>.

Согласно приказу -л от <дата> заведующей МБДОУ ДС воспитателю ФИО2 было разрешено внутренне совместительство с <дата> по должности воспитатель с нагрузкой 18 часов в неделю.

<дата> ФИО2 была переведена на должность младшего воспитателя.

Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для повторной аттестации на соответствие занимаемой должности воспитателя ФИО2 при осуществлении ею внутреннего совместительства по аналогичной должности «воспитатель» при наличии у нее действующих результатов аттестации на соответствие занимаемой должности.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив и проанализировав в совокупности собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях МБДОУ Детский сад состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административном правонарушении производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии.

Судья: С.А. Бердыш