Дело № 5-371/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Томск 01 октября 2018 года
Судья Советского районного суда г. Томска Кайгородов А.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО1, ...
у с т а н о в и л :
ФИО1, являясь должностным лицом Департамента архитектуры и строительства Томской области (далее также – Департамент), являющегося главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, а именно - заместителем председателя Комитета капитального строительства Департамента, нарушила порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, а именно: в нарушение ч.3 ст.139, ч.4 ст.179 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), а также:
- п.8 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а (далее также – Порядок № 94а),
- п.п.3.1, 2.1.2 Соглашения «О предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания с целью реализации государственной программы "Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а (далее – Госпрограмма), по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Колпашевского района Томской области, заключенного 19.07.2017 Департаментом архитектуры и строительства Томской области с Администрацией Колпашевского района» (далее также – Соглашение от 19.07.2017 № 64), -
15 декабря 2017 года по пр. Ленина, 78 в г. Томске (по месту нахождения Департамента архитектуры и строительства Томской области) на основании заявки Управления образования Администрации Колпашевского района Томской области от 13.12.2017 № 229, не содержащей информации, подтверждающей потребность муниципального образования в средствах субсидии, при отсутствии фактической потребности в этом, по результатам внутреннего финансового контроля сделала вывод о наличии, между тем, оснований для перечисления субсидии из средств областного бюджета в размере 26 132 646,11 рублей, о чем была составлена Справка, которая стала основанием для принятия решения Департаментом архитектуры и строительства Томской области о предоставлении субсидии в указанной сумме, перечисленной Управлению образования Администрации Колпашевского района Томской области платежным поручением № 596749 от 15.12.2017.
Будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, аудитор Контрольно-счетной палаты Томской области А., составившая протокол об административном правонарушении, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала и показала, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку не является лицом, ответственным за предоставление межбюджетных трансфертов, по делу отсутствует событие административного правонарушения, так как его формулировка приведена «размыто», неконкретизировано, немотивировано. Из протокола об административном правонарушении не следует, что именно ею нарушены условия или порядок предоставления межбюджетного трансферта, а также что они вообще нарушены. Абзацем 10 пункта 8 Порядка № 94а не конкретизировано и не разъяснено, какие именно документы доказывают фактическую потребность в средствах субсидии. Все предусмотренные указанным порядком документы были предоставлены муниципальным образованием в Департамент, а формальное отсутствие в соглашении слова «фактической» не влияет на порядок предоставления субсидии. В целях перечисления средств субсидии Администрации Колпашевского района в размере 26 132 646,11 рублей в соответствии с Распоряжением Департамента архитектуры и строительства Томской области от 28.12.2015 № 281 «О Порядке проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Комитетах и подведомственных учреждениях Департамента архитектуры и строительства Томской области» специалистом комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области была подготовлена Справка по внутреннему финансовому контролю от 13.12.2017 за исполнением обязательств по соглашению от 19.07.2017 № 64 по объекту «Капитальный ремонт здания МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Томской области», а также контроль полноты представленной по соглашению документации, обоснованности предоставления субсидии. По результатам проведенного внутреннего финансового контроля исполнения обязательств муниципальным образованием «Колпашевский район» по соглашению от 19.07.2017 № 64 в соответствии с п.3.1 Администрацией Колпашевского района документы в Департамент были предоставлены в полном объеме.
Согласно п.6.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, в случае, если по состоянию на 5 декабря 2017 года Муниципальное образование не использовало средства местного бюджета, предусмотренные на софинансирование, субсидия перечисляется в доход местного бюджета после предоставления информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии, а также при наличии подтверждения в местном бюджете средств в объеме, обеспечивающем софинансирование по средствам местного бюджета.
Таким образом, перечисление средств субсидии в доход бюджета муниципального образования «Колпашевский район» после 05 декабря 2017 года возможно на основании информации муниципального образования о потребности в перечислении субсидии, в данном случае - письмо Администрации Колпашевского района Томской области от 13.12.2017 № 229 о потребности в перечислении средств субсидии в доход бюджета муниципального образования «Колпашевский район» в размере 26 132 646,11 рублей.
Само письмо № 229 от 13.12.2017 является, по сути, заявкой, свидетельствующей о потребности муниципального образования в денежных средствах, и свидетельствует наряду с другими доказательствами о соблюдении Департаментом вышеуказанного Порядка. Также на момент составления акта финансового контроля в соответствии с п.2.1.2. Соглашения от 19.07.2017 № 64 муниципальным образованием «Колпашевский район» (МАОУ «СОШ № 4») в полном объеме было оплачено софинансирование, предусмотренное Соглашением, согласно платежному поручению от 26.09.2017 № 38567 на сумму 117 350,50 рублей
Справка по внутреннему финансовому контролю была подписана ею (ФИО1) 13.12.2017, так как на момент подписания она замещала должность председателя Комитета капитального строительства Департамента в соответствии с ее должностным регламентом. Платёжное поручение, которым осуществлялось перечисление денежных средств, являющихся межбюджетным трансфертом, ею не подписывалось, решение о предоставлении указанных денежных средств не принималось. Средства субсидии, перечисленные муниципальному образованию «Колпашевский район», в соответствии с отчетностью муниципального образования были направлены в дальнейшем по целевому назначению: на капитальный ремонт здания МАОУ «СОШ № 4», что и являлось целью субсидии в данном случае.
Выслушав ФИО1, исследовав представленные материалы, судья находит виновность должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, доказанной, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч.3 ст.139 БК РФ, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ч.4 ст.179 БК РФ, условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Часть 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).
Представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания, установлено следующее.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2016 № 161 принят Закон Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее – Закон Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ). Согласно таблице 88 Приложения 16 данного Закона «Распределение субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках государственной программы "Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях" на 2017 год», предусмотрено выделение муниципальному образованию «Колпашевский район» межбюджетного трансферта (субсидии) на капитальный ремонт в размере 59 129 800 рублей.
Главой 4 подпрограммы 3 Государственной программы "Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а (далее, как указано выше – Госпрограмма), предусматривается, что предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий подпрограммы 3 осуществляется в соответствии с Порядком № 94а, п.8 которого установлено, что условия предоставления субсидии должны определяться соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. В соглашении предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления субсидии, в том числе перечисление главным распорядителем бюджетных средств субсидии при наличии фактической потребности после поступления соответствующей заявки от муниципального образования.
Главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, уполномоченным предоставлять межбюджетные трансферты (субсидии) на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках Госпрограммы, согласно приложению 15 Закона Томской области № 174-ОЗ от 29.12.2016, выступал Департамент архитектуры и строительства Томской области, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу, - ФИО1 не оспаривается.
19 июля 2017 года Департаментом с Администрацией Колпашевского района Томской области заключено Соглашение «О предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания с целью реализации государственной программы "Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Колпашевского района Томской области» с целью реализации Госпрограммы в размере 59 129 800 рублей, а муниципальное образование обеспечило софинансирование за счет средств местного бюджета в размере 59 189 рублей.
Условия предоставления субсидии, обязательные для обеих сторон, определены п.3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, одним из которых является «предоставление Муниципальным образованием информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии».
Как следует из п.2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64, Департамент перечисляет в пределах лимитов бюджетных обязательств субсидию в доход местного бюджета Муниципального образования после использования средств местного бюджета, предусмотренных на софинансирование, предоставления информации, подтверждающей потребность.
Согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район», Главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района, до которого Департаментом доведены лимиты бюджетных обязательств на 2017 год (уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 05.07.2017 № 8462) на финансирование капитального ремонта СОШ № 4 за счет средств субсидии из областного бюджета в сумме 59 129 800 рублей.
Для получения межбюджетного трансферта (субсидии) Управление образования Администрации Колпашевского района направило в Департамент письма (заявки) на обозначенную общую сумму, из них: от 28.09.2017 № 176 – 9 065 678,73 рублей; от 20.10.2017 № 192/1 – 6 746 677,83 рублей; от 20.11.2017 № 212/1 – 17 184 707,33 рублей; от 13.12.2017 № 229 – 26 132 646,11 рублей.
В соответствии с требованиями п.3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64 Управление образования Администрации Колпашевского района в качестве информации, подтверждающей наличие потребности в средствах субсидии, к первым трем письмам (заявкам) прилагало копии актов о приемке работ по муниципальным контрактам от 07.08.2017 № 77, от 17.08.2017 № 78, оплачиваемых за счет средств субсидии.
Последнее письмо (заявка) от 13.12.2017 № 229 такой информации не содержало, в ней не отражены сведения согласно п.2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64. Между тем в отношении данного письма заместителем председателя Комитета капитального строительства Департамента ФИО1 проведен внутренний финансовый контроль, о чем составлена Справка по внутреннему финансовому контролю предоставления субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта и других программных мероприятий муниципальному образованию от 13.12.2017 и по результатам которого ФИО1 сделан вывод о наличии оснований для перечисления субсидии из средств областного бюджета в размере 26 132 646,11 рублей. Указанная Справка стала основанием для принятия решения Департаментом о предоставлении субсидии в обозначенной сумме.
При осуществлении Контрольно-счетной палатой Томской области контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт в зданиях общеобразовательных организаций в целях достижения показателей Госпрограммы по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево, Колпашевского района, Томской области», проводимого в период с 15.01.2018 по 10.05.2018, было установлено нарушение Департаментом условий предоставления межбюджетного трансферта, а именно: в нарушение одного из условий предоставления субсидии, установленных п.3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, Департаментом средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были перечислены Управлению образования Администрации Колпашевского района платежным поручением № 596749 от 15.12.2017 при отсутствии информации, подтверждающей потребность муниципального образования в средствах субсидии. Кроме того, субсидия из областного бюджета предоставлена при отсутствии фактической потребности, определенной Порядком № 94а.
В ходе проверки Контрольно-счетной палатой Томской области также установлено, что средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были запрошены Управлением образования Администрации Колпашевского района на основании Заявки на перечисление субсидий на иные цели МАОУ «СОШ № 4» от 20.12.2017, которая также не содержала информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии. Данные средства субсидии были перечислены Управлением образования Администрации Колпашевского района МАОУ «СОШ № 4» платежным поручением № 54182 от 25.12.2017 (заявка на кассовый расход от 22.12.2017 № 2262) и использованы МАОУ «СОШ № 4» только в марте 2018 года для оплаты за фактически выполненные работы (КС-3 от 13.03.2018 №3 и № 4) и осуществление строительного контроля (счет № 39 от 29.03.2018), что также подтверждает отсутствие фактической потребности в средствах субсидии по состоянию на 15.12.2017.
Факт совершения должностным лицом Департамента ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, подтверждается вышеуказанными документами, а также:
- протоколом об административном правонарушении № 3 от 29.08.2018, в котором подробно изложено событие правонарушения и обстоятельства его совершения и обнаружения;
- Положением о Комитете капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области (далее – Комитет), в соответствии с п.2.10 которого Комитет осуществляет контроль за выполнением государственных контрактов, соглашений и договоров по объектам капитального строительства, капитального ремонта, финансируемых за счет средств федерального и (или) областного бюджета, касающихся сферы деятельности;
- Должностным регламентом председателя Комитета, согласно п.3.2.10 которого он обязан обеспечить контроль за исполнением контрактов и соглашений, целевым использованием финансовых средств;
- распоряжением и.о. начальника Департамента о прекращении служебного контракта (увольнении) № 20-к от 14.11.2017, согласно которому 14.11.2017 с должности председателя Комитета уволена Б., в связи с чем с этого времени и на момент совершения правонарушения должность председателя Комитета была вакантной;
- распоряжением начальника Департамента о переводе работника на другую работу № 15-к от 10.04.2015, согласно которому с 10.04.2015 заместителем председателя Комитета является ФИО1;
- Должностным регламентом заместителя председателя Комитета, в п.3.2.6 которого предусмотрена обязанность осуществлять контроль за исполнением контрактов и соглашений, целевым использованием финансовых средств.
Обозначенные выше доказательства и сведения о должностном положении ФИО1 в своей совокупности достаточны для признания в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, поскольку она, занимая должность заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, осуществляя внутренний финансовый контроль исполнения обязательств муниципальным образованием «Колпашевский район» нарушила порядок и условия предоставления межбюджетного трансферта Управлению образования Администрации Колпашевского района: в нарушение бюджетного законодательства и обозначенных выше положений Соглашения от 19.07.2017 № 64, согласно подготовленной ею Справке по внутреннему финансовому контролю предоставления субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта и других программных мероприятий муниципальному образованию от 13.12.2017, - средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были перечислены Управлению образования Администрации Колпашевского района при отсутствии информации, подтверждающей потребность муниципального образования в средствах субсидии, а, следовательно, нарушила требования ч.3 ст.139, ч.4 ст.179 БК РФ.
Оснований для признания какого-либо из указанных доказательств недопустимым судья не усматривает, а доводы ФИО1 направлены на их переоценку и наряду с тем, что средства субсидии в дальнейшем были направлены на капитальный ремонт здания общеобразовательного учреждения, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях на момент предоставления субсидии установленного в ходе судебного заседания состава административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении являются допустимым доказательством, составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, событие и обстоятельства нарушения должностным лицом ФИО1 бюджетного законодательства изложены достаточно ясно и полно.
Доводы ФИО1 о том, что платёжное поручение, которым осуществлялось перечисление денежных средств, являющихся межбюджетным трансфертом, ею не подписывалось, решение о предоставлении указанных денежных средств ею не принималось, а муниципальным образованием «Колпашевский район» (МАОУ «СОШ № 4») в полном объеме было оплачено софинансирование, предусмотренное Соглашением, согласно платежному поручению от 26.09.2017 № 38567, также не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях, послуживших основанием для предоставления межбюджетного трансферта по заявке от 13.12.2017 № 229, признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Данных о том, что у государственного гражданского служащего Томской области ФИО1, замещающей должность заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области, не имелось возможности для соблюдения требований бюджетного законодательства, в суд не представлено, ее действия судьей квалифицируются по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, которая имеет семью, несовершеннолетнего ребенка, ранее к дисциплинарной и административной ответственности не привлекалась.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ее административную ответственность, не установлено.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ с учетом характера административного правонарушения и его последствий не имеется.
Обстоятельства, дающие возможность прекратить производство по делу, отсутствуют.
С учетом обстоятельств совершенного правонарушения и личности ФИО1 судья полагает возможным назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах, в связи с чем оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.29.7-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать должностное лицо - заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, или его законным представителем в банк или в иную кредитную организацию.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (Контрольно-счетная палата Томской области л/сч <***>)
ИНН: <***>
КПП: 701701001
Расчетный счет: <***>
БИК: 046902001
Наименование банка: Отделение Томск, г. Томск
Код ОКТМО: 69701000
КБК: 803 116 18020 02 0000 140
Судья: /подпись/
Постановление вступило в законную силу 12.10.2018. Опубликовать 19.10.2018.