П О С Т А Н О В Л Е Н И Е |
26 августа 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре судебного заседания Кириченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бойко ххх года рождения
у с т а н о в и л:
04.08.2020 инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску лейтенантом полиции ФИО1 в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 30.07.2020 в период с 15-55 часов до 17-00 часов ФИО2 организовал публичное мероприятие в форме пикета в количестве 3 человек в Первомайском сквере по адресу: <...> с использованием быстровозводимой конструкцией, на которой размещались плакаты «Мария Лондон, коалиция Новосибирск 2020», «ФИО2, коалиция Новосибирск 2020», без подачи уведомления в установленном порядке в мэрию г. Новосибирска в нарушение подпункта 1 пункта 4 статьи 5, пункта 1.1 статьи 7 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В действиях ФИО2 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные пунктом 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО2, его защитник Телин Ф.А. вину в совершении административного правонарушения не признали.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Так, в силу пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, обязательному объединению, распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов и т.д..
В силу пункта 4 статьи 48 названного закона кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Предвыборная агитация может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий (пункт 1, подпункт "б" пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Понятие публичного мероприятия в Федеральном законе N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не определено, однако данный термин раскрыт в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ согласно которого публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
При этом, пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает определенный порядок поведения агитационных публичных мероприятий, а именно частью 2 статьи 53 N 67-ФЗ предусмотрено, что уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Такой порядок организации и проведения публичных мероприятий установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
Таким образом, положениями Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрена возможность проведения публичного мероприятия, не требующего согласования с органами власти, к которому относиться одиночное пикетирование и без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.
Решением № 2/5 от 22.07.2020 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 49 по выборам депутатов совета города Новосибирска седьмого созыва, ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Новосибирска, выдано удостоверение № 1 от 22.07.2020.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 N 67-ФЗ зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).
Согласно письма № 4-2428в-2020 от 06.08.2020 прокурором г. Новосибирска принято решение о даче согласия на назначение административного наказания кандидата ФИО2.
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств приводит судью к выводу, 30.07.2020 в период с 15-55 часов до 17-00 часов ФИО2 как кандидат организовал агитационное публичное мероприятие в форме пикета в количестве 3 человек в Первомайском сквере по адресу: <...> с использованием быстровозводимой конструкцией (куб), на которой размещались плакаты «Мария Лондон, коалиция Новосибирск 2020», «ФИО2, коалиция Новосибирск 2020».
Следовательно, поскольку ФИО2 организовал пикетирование с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции (куб), создающий в частности препятствия для движения пешеходов, он должен был уведомить органы местного самоуправления о его проведении.
Однако, согласно письменного ответа № 25/25/2/00373 от 30.07.2020 мэрии г. Новосибирска на запрос полиции, уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, проводимого с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции 30.07.2020 в поддержку кандидатов в депутаты ФИО2 не поступало.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Организованное ФИО2 несогласованное мероприятие в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции осуществлялось в публичных целях, пикетирование осуществлялось стационарно, то есть на одном месте. При проведении пикетирования использовалась заранее подготовленная быстровозводимая сборно-разборная конструкция - куб, на котором размещались плакаты в поддержку кандидата ФИО2 в том числе.
При этом ссылки ФИО2, что его действия как кандидата связанные с ведением избирательной кампанией, агитацией не подпадают под требования законодательства О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а регулируются положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", судьей отклоняются по вышеуказанным мотивам.
Как указано выше, в силу прямого указания закона N 67-ФЗ кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Следовательно, именно ФИО2, как кандидат, является организатором агитационного публичного мероприятия, проводимого 30.07.2020 в Первомайском сквере в г. Новосибирска в форме пикета с использованием быстровозводимой конструкции, на которой размещались плакаты «Коалиция Новосибирск», «ФИО2», уведомление, о проведении которого в установленном законе порядке организатором подано не было.
При этом, ФИО2 не оспаривается принадлежность и изготовление данной быстровозводимой конструкции за счет избирательных средств кандидата ФИО2
Таким образом, проводя организационно–распорядительные действия по организации агитацию в форме агитационного публичного мероприятия в свою поддержку как кандидата, ФИО2, обязан знать и исполнять требования, установленные как Федеральным законом N 67-ФЗ, так и Федеральным законом N 54-ФЗ в той части, которая регулирует порядок организации и проведения публичных мероприятий, в частности обязательный порядок подачи уведомления о его проведении в уполномоченный орган власти.
Ссылки, что данная конструкция могла быть использована кем угодно, судьей отклоняются, поскольку допустимых и относимых доказательств данного в материалы дела не представлено.
Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО2 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений.
Обстоятельств, вынуждающих ФИО2 нарушить порядок организации публичного мероприятия, которые бы не зависели от его воли, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Показания допрошенного в качестве свидетеля ФИО3, не опровергают представленные в материалы дела доказательства.
То обстоятельство, что агитационные материалы ФИО3 не вручались лично ФИО2 правового значения не имеют, поскольку сам факт получения участником мероприятия средств агитации для проведения в конкретном месте в конкретное время агитационного публичного мероприятия в форме пикетирования, свидетельствует о наличии в действиях ФИО2 организационно-распорядительной функций по организации агитационного публичного мероприятия в форме пикетирования в поддержку своей кандидатуры на выборах в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска седьмого созыва.
Вместе с тем, доводы ФИО2, что в материалах дела отсутствуют доказательства о проведении ФИО2 публичного мероприятия либо участии ФИО2 в данном публичном мероприятии, заслуживают внимания.
Действительно, материалами дела, включая содержание видеозаписи, имеющейся в материалах дела, не находят своего подтверждения действия, вменяемые протоколом об административном правонарушении в отношении ФИО2 о проведении им публичного мероприятия.
Следовательно, подлежат исключению из объективной стороны правонарушения указания, на что 30.07.2020 в период с 15-55 до 17-00 ФИО2 проводил публичное мероприятие в форме пикета в количестве 3 человек в Первомайском сквере г. Новосибирска.
В доводах заявитель указал на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности - несвоевременность составления должностным лицом протокола об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Довод о нарушении сроков составления протокола отклоняется судьей по следующим основаниям.
По смыслу статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, если при этом не нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности.
Сроки, предусмотренные названной статьей, являются процедурными, а не пресекательными, поскольку материально-правовые последствия пропуска этих сроков Кодексом не определены.
Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 названного Кодекса.
Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части организации публичного несогласованного мероприятия подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности ФИО2, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 20000 рублей.
При этом на основании части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятая быстровозводимая сборно-разборная металлическая конструкция и 4 баннера подлежат возвращению законному владельцу, поскольку не подлежит изъятию из оборота.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
п о с т а н о в и л:
Признать Бойко ххх года рождения, гражданина Российской Федерации, уроженца города Владивосток, место регистрации по адресу: Новосибирск, ул. Ельцовская, д.ххх, виновным всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Возвратить Бойко ххх быстровозводимую сборно-разборную металлическую конструкцию и 4 баннера.
Оплата штрафа должна быть произведена на счет:
Получатель платежа: ОП №1 «Центральный» по г. Новосибирску
ИНН <***>
КПП 540601001
ОГРН <***>
Счет получателя: 4010181090000001001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК банка получателя 045004001, КБК 18811690040046000140, УИН:1880454200545020498, Назначение платежа: «Административный штраф». ОКТМО: 50701000
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд города Новосибирска.
Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.
Судья С.Л. Малахов