ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-372/2017 от 20.09.2017 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело XXX

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург XX.XX.XXXX

Судья Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга Волкова В.С.,

с участием защитника ООО «Роскомстрой» Давтян М.Р., действующей на основании доверенности XXX от XX.XX.XXXX,

рассмотрев в помещении Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: ... материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ в отношении

ООО «Роскомстрой», <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении XXX от XX.XX.XXXX ООО «Роскомстрой» совершило несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно:

XX.XX.XXXX на Санкт-Петербургский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, расположенный по адресу: ..., генеральным директором ООО «Роскомстрой» ФИО1 подана таможенная декларация (далее – ДТ) XXX для помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, в том числе на товар XXX: «теплоизоляционный порошок (высокоуглеродистый) на основе золы рисовой шелухи, используется для изоляции поверхности раскаленного металла с целью не допустить потерь тепла, товар не является шлаком, летучей золой, не является отходами какого-либо производства, изготавливают целенаправленно для металлургии: 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ: SILICA – SIO2 – 81.59%, AL2О3, FE2O3, CAO, MGO, K2O, NA2О – 10,49%, углерод 7,01%, поставляется в мешках по 10 кг. (всего 2800 мешков), изготовитель: компания XXX товарный знак: XXX, марка: «XXX артикул: отсутствует, модель: XXX количество: 28 т», страна происхождения – ..., код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000, таможенная стоимость 338 711, 74 рублей, таможенные платежи: ввозная таможенная пошлина 5%, НДС 18%, вес нетто 28 000 кг, вес брутто 28 192 кг».

Согласно сведениям, указанным в ДТ:

отправитель товара: компания ...

получатель товара: ООО «Роскомстрой» ...

Товар поступил по документам: ТД XXX от XX.XX.XXXX, транспортная накладная № XXX от XX.XX.XXXX, инвойс XXX от XX.XX.XXXX, на т/х MSC ATLANTIC и на т/с гос. рег. знак: XXX (перевозчик ООО «АльтКом Нева»), таможня на границе: т/п Гавань.

XX.XX.XXXX в рамках целевого профиля риска XXX был назначен таможенный досмотр (АТД XXX, дата и время окончание таможенного досмотра XX.XX.XXXX 20:00) с отбором проб и образцов товаров (акт взятия проб или образцов XXX от XX.XX.XXXX) и назначения таможенной экспертизы (XXX от XX.XX.XXXX).

В рамках меры минимизации риска 606 (принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению - торговых ограничений и экспортного контроля) и меры 607 (принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению - классификации товаров по TI1 ВЭД ЕАЭС) полученное заключение таможенного эксперта от XX.XX.XXXXXXX было направлено на рассмотрение в ОТНиПТ Санкт-Петербургской таможни (служебная записка от XX.XX.XXXXXXX) и ОТОиЭК Санкт-Петербургской таможни (служебная записка от XX.XX.XXXXXXX).

XX.XX.XXXX ОТНиПТ Санкт-Петербургской таможни в служебной записке XXX сообщает, что классификация товара по ДТ XXX согласно заключению таможенного эксперта от XX.XX.XXXXXXX осуществлена в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС и товар идентифицирован как зола из рисовой шелухи, которая применяется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности.

XX.XX.XXXX ОТОиЭК Санкт-Петербургской таможни в служебной записке XXX сообщает, что товар по ДТ XXX идентифицированный как «зола из рисовой шелухи» и задекларированный в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС при ввозе и помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должен осуществляться на основании лицензии Минпромторга России.

Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль) из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и зола рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000) отнесены к отходам производства и потребления (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от XX.XX.XXXXXXX с внесенными изменениями приказом от XX.XX.XXXXXXX), поименованы в перечнях товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования.

В соответствии с разъяснением Росприроднадзора (письмо от XX.XX.XXXX № (XXX), направленного письмом УТОВиЭК от XX.XX.XXXXXXX, «зола рисовой шелухи, классифицируемой в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС» поименована в Приложении №2 «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», т.е. на трансграничное перемещение таких отходов требуется (разрешение Росприроднадзора).

Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня, определен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, изложенным в Приложении №7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2017 №199, или заключения &apos; (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 №45.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.

В пункте 5 Положения указано, что помещение опасных отходов под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорта» осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.

Таким образом, в действиях ООО «Роскомстрой» имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

В подтверждении вины ООО «Роскомстрой» представлены следующие доказательства:

протокол XXX об административном правонарушении от XX.XX.XXXX, в котором указаны обстоятельства совершения ООО «Роскомстрой» указанного административного правонарушения;

декларация на товары (ДТ) XXX;

транзитная декларация (ТД) XXX от XX.XX.XXXX;

транспортная накладная № XXX от XX.XX.XXXX;

инвойс XXX от XX.XX.XXXX;

контракт от XX.XX.XXXX;

АТД XXX;

акт взятия проб или образцов XXX от XX.XX.XXXX;

заключение таможенного эксперта от XX.XX.XXXXXXX;

устав ООО «Роскомстрой»;

выписка из ЕГРЮЛ ООО «Роскомстрой»;

протокол изъятия вещей и документов от XX.XX.XXXX;

акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от XX.XX.XXXX.

В судебном заседании защитник ООО «Роскомстрой» Давтян М.Р. вину Общества не признала, представила письменные пояснения по делу, согласно которым полагает, что в действиях ООО «Роскомстрой» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Указывает, что задекларированный по ДТ XXX товар не относится к категории опасных отходов, а, следовательно при подаче декларации лицензию Минпромторга либо разрешительный документ Росприроднадзора Общество предоставлять не должно.

В подтверждение представила документы, из которых следует, что декларируемый товар представляет собой продукт целенаправленного производства, имеющий потребительские свойства, изготавливаемый путем прокаливания (контролируемого сжигания, при определенных температурах) в специальных печах очищенной от различных примесей рисовой лузги в значении, установленном абз. 17 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также в значении, установленном в ГОСТе; продукт предназначен для использования в металлургической промышленности, не является отходом, не является остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства, не предназначен для удаления, не подвергался обезвреживанию.

Обращает внимание на то, что исходя из системного толкования норм права, регулирующих отношения в данной области, к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшиеся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства. При этом, действующее российское и международное законодательство не содержат иных признаков отнесения товаров к отходам. Этот вывод подтверждается также принятым в рамках присоединения Российской Федерации к Базельской конвенции и утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1091-ст "Национальным стандартом Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" (ГОСТ Р 53691-2009), в примечании N 1 к приложению Ж которого указано, что перечни отходов, содержащиеся в приложении Ж настоящего стандарта, не предназначены для определения того, является ли тот или иной материал отходом, и не задуманы как исчерпывающие. Они подлежат поправкам и корректировкам. Классификация отходов в соответствии с приложением Ж не означает, что рассматриваемый материал всегда представляет собой отходы.

Таким образом, декларируемый Обществом товар не является отходом.

Защитник Общества указывает на то обстоятельство, что применение таможенным органом Федерального классификационного каталога отходов при трансграничном перемещении отходов неправомерно, поскольку ФККО является внутренним документом Российской Федерации с определенной территорией действия (в пределах границ Российской Федерации) и не распространяет своё действие на трансграничное перемещение отходов.

Кроме того, ссылается на Заключение таможенного эксперта, в котором не указано, что задекларированный по ДТ XXX товар является отходом.

Представитель Санкт-Петербургской таможни – уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Санкт-Петербургской таможни Асадуллаев И.М., действующий на основании доверенности XXX от XX.XX.XXXX, настаивал на том, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие в действиях ООО «Роскомстрой» состава вменяемого правонарушения, просил назначить Обществу наказание в пределах санкции, предусмотренной ст. 16.3 КоАП РФ.

Кроме того, в судебном заседании была допрошена эксперт Аксенова Т.В., давшая заключение таможенного эксперта XXX от XX.XX.XXXX, которая подтвердила свое заключение, на вопрос защитника Общества: «Является представленный на экспертизу товар отходом?» эксперт пояснила, что в своем заключении расписала процесс изготовления и указала на то, что перед экспертом не ставилась вопрос является ли данный товар отходом. На второй вопрос защитника Общества: «Любая ли зола рисовой шелухи является отходом, учитывая, что в экспертизе сказано, что товар является сырьем?» ответила, что любая зола рисовой шелухи является отходом.

Изучив представленные материалы дела, суд находит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Роскомстрой» подлежащем прекращению за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Суд полагает, что в случае привлечения лица к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, для подтверждения наличия объективной стороны правонарушения необходимо установление совокупности следующих обстоятельств: факта декларирования товаров, требующих соблюдения запретов и ограничений; факта несоблюдения установленных запретов и ограничений; наличие общественно-опасных последствий, возникших в результате несоблюдения установленных запретов и ограничений; причинно-следственной связи между ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза и возникновением общественно опасных последствий.

Так, таможенный орган в протоколе об административном правонарушении от XX.XX.XXXX в подтверждение несоблюдения установленных запретов и ограничений сослался на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014г. № 455 с внесенными изменениями Приказом от 28.04.2015 г. № 360, в соответствие с которым шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль) из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС, а также шлаки и золы прочие из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и зола рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000) отнесены к отходам производства и потребления; поименованы в перечнях товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования, а также на п. 4 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, изложенного в Приложении № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30, согласно которому ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2017 г. № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 г. № 45.

Кроме того, таможенный орган указывает на полученное заключение таможенного эксперта от 16.12.2016 года № 043225, согласно которому классификация товара по ДТ № XXX осуществлена в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС и товар идентифицирован как зола из рисовой шелухи, которая применяется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности.

При этом, в представленных материалах дела отсутствует указание на то, что задекларированный Обществом товар является опасным отходом, к которому применяются нормы международных договоров государств - членов Евразийского экономического союза, решений Евразийской экономической комиссии, нормативных правовых актов Российской Федерации о запретах и ограничениях на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, а также не представлены доказательства каких-либо общественно опасных последствий.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 Кодекса).

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено данным Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Кодекса установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в том числе, при представлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с Кодексом и (или) иными международными договорами государств – членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Аналогичным образом меры нетарифного регулирования определены в пункте 17 статьи 4 Кодекса. Согласно статье 20 Закона № 164-ФЗ нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 – 24, 26 и 27 Закона № 164-ФЗ, при соблюдении указанных в них требований. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона № 164-ФЗ лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается, в том числе, в случаях реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. В силу части 2 статьи 24 Закона № 164-ФЗ основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, перечисленных в части 1 статьи 24 Закона № 164-ФЗ, является лицензия, выдаваемая в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона. Отнесение соблюдения лицензионных требований к запретам и ограничениям экономического характера (нетарифное регулирование) осуществляется в соответствии с положениями Закона № 164-ФЗ.

Таможенный орган, ссылаясь на введение в действие с 22.05.2015 Перечня товаров № 30, разделы 2.3 которого «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского Экономического Союза» и 2.3 «Опасный отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного Союза при ввозе и (или) вывозе», относят товар с кодом 2621 90 000 0 ТН ВЭД ТС «шлак и зола прочие» к опасным отходам, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими лицами, приказ № 360 зола от сжигания лузги рисовой включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 под кодом 6 11 910 02 49 5, полагает, что ввоз товара «зола рисовой шелухи» возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа). По общему правилу, установленному пунктом 4 Единого перечня товаров № 134 ввоз и вывоз отходов, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. В пункте 2.3 Единого перечня товаров № 134 перечислены наименования и иные признаки товаров – опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе (в том числе товары «шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)»), из товарной позиции 2621 ТН ВЭД ТС.

Пункт 23 Единого перечня товаров № 30, действующего с 22.02.2015 относит товар «шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)» к числу опасных отходов. Вместе с тем, номинальное включение товара в данный перечень не является безусловным основанием для отнесения такого товара к отходам. Нахождение ввезенного товара в этом перечне само по себе не является правовым основанием для квалификации его именно в качестве отхода, для ввоза которого требуется получение лицензии, по следующим причинам.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением») отходы это вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Как указано в статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Таким образом, исходя из системного толкования вышеизложенных норм, к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшиеся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства. При этом, действующее российское и международное законодательство не содержат иных признаков отнесения товаров к отходам.

Этот вывод подтверждается также принятым в рамках присоединения Российской Федерации к Базельской конвенции и утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1091-ст "Национальным стандартом Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" (ГОСТ Р 53691-2009), в примечании N 1 к приложению Ж которого указано, что перечни отходов, содержащиеся в приложении Ж настоящего стандарта, не предназначены для определения того, является ли тот или иной материал отходом, и не задуманы как исчерпывающие. Они подлежат поправкам и корректировкам. Классификация отходов в соответствии с приложением Ж не означает, что рассматриваемый материал всегда представляет собой отходы.

Кроме того, комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации о техническом регулировании также позволяет прийти к выводу, что наличие данных признаков свидетельствует о том, что ввезенный обществом товар является продукцией.

Так, согласно абз. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.11.2015 г.) продукция представляет собой результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В соответствии с пояснениями и примерами к терминам, указанным в ГОСТе 15467- 79 (СТ СЭВ 3519-81). Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 № 244), «продукция рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, пищевые, химические и другие продукты, технические устройства, их части и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т.д.).

Таким образом, исходя из указанных формулировок понятия «продукция» можно сделать вывод, что закупаемый товар представляет собой целенаправленно изготавливаемое путем прокаливания (контролируемого сжигания) в специальных печах очищенной от различных примесей рисовой лузги в технологической линии сырье (продукцию) в значении, установленном абз.17 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также в значении, установленном в ГОСТе, которое (сырье) предназначено для использования в металлургической промышленности.

Вместе с тем, в заключении таможенного эксперта от XX.XX.XXXXXXX указано, что процесс производства золы рисовой шелухи заключается в термической обработке (сжигании) в окислительной атмосфере рисовой шелухи, в результате которой образуется обезлетученный остаток, представляющий собой аморфную смесь кремнезема и углерода. Зола рисовой шелухи, аналогичная исследованной пробе, используется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности. Обезвреживание отходов - это химическая, физическая или биологическая переработка отходов с целью ликвидации или уменьшении их опасности для людей и окружающей природы. Подвергнутая физико-химической переработки рисовая шелуха является сырьем для получения соединений кремния, которое затем используется в различных отраслях промышленности (л.д. 127). Вопрос подвергалась ли исследуемая проба товара обезвреживанию, не входит в компетенцию таможенного эксперта.

При этом, пояснения эксперта Аксеновой Т.В., данные в судебном заседании, относительно того, что любая зола рисовой шелухи является отходом, противоречат исследовательской части заключении п. 2.2 (л.д. 125-127). Кроме того, эксперт пояснила, что в ходе производства таможенной экспертизы перед ней не ставился вопрос, относится ли исследуемый товар к отходам.

Согласно разъяснениям Минприроды России (письмо от 10.01.2013 № 12- 47/94) юридические лица самостоятельно определяют, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение "отходы производства и потребления" согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ.

Санкт-Петербургской таможней было принято решение об отнесении к опасным отходам декларируемого такого товара, как «шлак и зола прочие», в подсубпозиции 2621 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Товар «шлак и зола прочие…» код 2621 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС включен в п.2.3 «Опасные отходы» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее - Перечень).

Ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в данный перечень, осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 8 от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящего Положения.

Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что согласно положений Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 23.03.1989 (Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ), раздела 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" перемещение опасных отходов осуществляется в соответствии с Положением и Базельской конвенцией. Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.

В связи с чем, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 не содержит требования о предоставлении разрешительных документов на трансграничное перемещение товаров, не являющихся опасными отходами. Доказательств необходимости оформления лицензии либо иного разрешительного документа на ввоз, иное перемещение продукции на основе золы рисовой лузги, в том числе металлургических теплоизолирующих смесей таможенным органом не представлено.

Доказательств отнесения теплоизолирующей смеси DELTASIM 88 к шлакам и золам из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль), шлакам и золам пиролизных установок, а также опасным отходам таможенным органом не представлено.

При этом, Санкт-Петербургская таможня ссылается на то, что Приказом № 360 зола от сжигания лузги рисовой включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 под кодом 6 11 910 02 49 5, в связи с чем, по мнению таможенного органа, ввоз товара «зола рисовой шелухи» возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа). Однако, таможенный орган не указал нормы права, в соответствии с которыми Федеральный классификационный каталог отходов применяется при трансграничном перемещении отходов по Российской Федерации.

Зола от сжигания лузги рисовой включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 под кодом 6 11 910 02 49 5, что свидетельствует об отнесении этой продукции к отходам и присвоении ей V класса опасности. Однако статья 4.1 Закона № 89-ФЗ относит к V классу практически неопасные отходы.

Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом указанным законом не предусмотрено получение лицензии на отходы V класс опасности.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «е» пункта 8 Правил трансграничного перемещения товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442. При этом указанным законом не предусмотрено получение лицензии на отходы V класс опасности, что таможенный орган не учел.

В силу требований ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, при этом часть 3 указанной статьи устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, а в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Роскомстрой» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Роскомстрой» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: