ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-372/2021 от 01.02.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-372/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Псков, ул. Петровская, д. 24

Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2021 года.

Мотивированное постановление вынесено 4 февраля 2021 года.

Судья Псковского городского суда Псковской области Тесёлкина С.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Баронаса В.А., *** года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, работающего: <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

7 октября 2020 года на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни на въезд в Российскую Федерацию из Э. Республики в зону таможенного контроля для осуществления таможенных операций прибыло транспортное средство "Ш.", г.р.з. ***, следующее под управлением водителя гражданина РФ Баронаса В.С.А.

При проведении таможенного контроля Баронас В.А. представил пассажирскую таможенную декларацию, в которой заявил о наличии наличных денежных средств в иностранной валюте; в ходе устного опроса о наличии товаров, подлежащих письменному декларированию, не сообщил, пассажирскую таможенную декларацию в отношении таких товаров не представил.

В результате таможенного досмотра транспортного средства было установлено, что в салоне указанного автомобиля перемещался товар, незадекларированный в установленном таможенным законодательством порядке, а именно: пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>, весом 14,90 кг.

Указанный товар, стоимостью 11 833,33 руб., был изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на хранение в КХВД Псковской таможни по адресу: <адрес>.

Поскольку товар «пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>» включен в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, утверждённый приложением № 6 к Решению Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, то он подлежал обязательному таможенному декларированию.

Таким образом, в действиях Баронаса В.А. усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию.

Баронас В.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом. Представил письменные объяснения, в которых указал, что пилу торцовочную марки <данные изъяты> приобрел в 2011-2013 гг. примерно за 130 Евро в Л. Республике для своего отца Б.А. для работ по хозяйству. В октябре 2020 г. отец попросил его забрать пилу, поскольку в силу возраста работать с подобным оборудованием для него затруднительно. Баронас В.А. предпринял все возможные меры для выяснения необходимости декларирования пилы при её перемещении через таможенную границу, умысла нарушить требования таможенного законодательства не имел, предпринял все возможные меры для предотвращения нарушения – проверил информацию на официальном сайте Федеральной таможенной службы, на сайтах продавцов. В связи с чем полагал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Также отметил, что пила <данные изъяты> является дисковой пилой, а не профессиональным оборудованием, и не включена в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, утверждённый приложением № 6 к Решению Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.

Представитель Псковской таможни Васильев А.В. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал, полагал, что оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Выслушав представителя Псковской таможни, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом

В силу ч. 1 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Союза, после пересечения таможенной границы Союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящей главой, главами 14 и 16 настоящего Кодекса, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 настоящего Кодекса.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение указанных обязанностей, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В порядке ч. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 258, п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 Кодекса.

По смыслу ч. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.

В соответствии с пп. 1, 2, 3 ч. 4, ч. 6 ст. 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Независимо от указанных критериев к товарам для личного пользования не относятся следующие товары: 1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса; 2) категории товаров, определяемые Комиссией. В отношении товаров, предназначенных для производственных или иных коммерческих целей, перемещаемых физическими лицами, применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

В силу п. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС, в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

Исходя из анализа приведенных норм, в отношении товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами, применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления, предназначенные для участников внешнеэкономической деятельности.

Судьей установлено, что 7 октября 2020 года при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации Баронас В.А. не задекларировал в установленном порядке перемещаемый им товар «пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>, весом 14,90 кг.», при устном опросе о его наличии также не заявил.

Указанный товар изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на хранение в КХВД Псковской таможни по адресу: <адрес>.

Из служебной записки отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений от 01.02.2021 № 16-43/0166, не доверять которой не имеется оснований, следует, что товар «пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>, настольная, тип привода – электрический, мощность двигателя 1500 кВт, диаметр диска 126 мм»», исходя из его идентификационных признаков, приведенных в заключении эксперта о рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, осуществляется в подсубпозиции 8465 91200 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, как «станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, твердой резины, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов: - прочие - пилы механические: пилы дисковые.

При этом, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 (ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" утвержден перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, в пункте 12 которого предусмотрены машины, механизмы, оборудование, классифицируемые в позициях 8426 - 8430, 8433 - 8442, 8444 00 - 8449 00 000 0, 8453 - 8464, из 8465, 8466, 8468, 8474 - 8480, 8486, 8514, 8530, 8534 00, 8535, 8545, 8548, 9024, 9027, 9030 и 9031 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением косилок для газонов, парков или спортплощадок, бытовой пилы дисковой).

Доводы Баронаса В.А. о том, что пила <данные изъяты> не является профессиональным оборудованием, и не включена в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, опровергаются вышеуказанными, установленными при разбирательстве дела обстоятельствами, а также техническими характеристиками товара, отраженными в представленной в материалы дела распечатке.

Кроме того, из объяснений Баронаса В.А. (л.д. 6) следует, что перемещаемый товар ему был необходим для осуществления профессиональной деятельности в качестве <данные изъяты>, что не соответствует определению товара для личного потребления, приведенному в подпункте 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Таким образом, поскольку товар «пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>» включен в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, утверждённый приложением № 6 к Решению Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, то, на основании вышеприведённых положений таможенного законодательства, он подлежал обязательному таможенному декларированию.

Невыполнение этой обязанности свидетельствует о нарушении лицом, перемещающим товар, требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Российской Федерации, а также соответствующих положений КоАП РФ.

Судья учитывает, что незнание таможенного законодательства не может служить основанием для освобождения лица от ответственности в случае его несоблюдения.

Таким образом, в действиях Баронаса В.А. усматриваются достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Судья полагает, что Баронас В.А. был обязан со всей степенью и осмотрительностью выполнить таможенные обязанности, предусмотренные статьей 104 ТК ЕАЭС и задекларировать вышеуказанный товар в письменной форме, то есть был обязан и имел правовую и реальную возможность эту обязанность выполнить. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Баронасом В.А. таможенных обязанностей, судом не установлено и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей.

Доводы Баронаса В.А. о предпринимаемых им мерах в целях выяснения необходимости декларирования перемещаемого товара не могут быть приняты во внимание, поскольку при наличии каких-либо сомнений он имел возможность заявить о наличии указанного товара при устном опросе, чего не сделал, хотя имел реальную возможность, что свидетельствует о наличии его вины в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

Поскольку с субъективной стороны предусмотренное ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ административное правонарушение может характеризоваться, как неосторожной, так и умышленной формами вины, то доводы Баронаса В.А. об отсутствии умысла на недекларирование в установленной форме перемещаемого товара не влекут за собой прекращение производства по делу.

Вина Баронаса В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 43-48); актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) (л.д. 4-5); объяснениями Баронаса В.А. (л.д. 6); докладной запиской СИ ОТО и ТК т/п МАПП Шумилкино (л.д. 7); решением о не отнесении товаров к товарам для личного пользования (л.д. 9); протоколом изъятия (л.д. 10-11, 15-16); протоколом опроса Баронаса В.А. (л.д. 13-14); пассажирской таможенной декларацией в отношении денежных средств (л.д. 17, 18), заключением эксперта № 12402010/0025947 (л.д. 22-26).

С учетом изложенного, по мнению судьи, вина Баронаса В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ доказана.

При назначении административного наказания судья учитывает значимость изъятого товара для Баронаса В.А., который намерен его использовать для осуществления профессиональной деятельности, поэтому, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность Баронаса В.А., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает возможным определить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в размере 6 000 рублей, что составляет ? стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, определенной заключением эксперта (11 833,33 руб.) без его конфискации, полагая данный вид наказания соответствующим содеянному правонарушению и целям, указанным в ст. 3.1 КоАП РФ.

Издержек по данному делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Баронаса В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа следующие:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701, БИК 044501002; получатель: МО УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП получателя 773001001, счёт получателя: 40101810800000002901, КБК 15311601161010000140, ОКТМО 45328000, код таможни: 10209000, УИН 15311102090003259298, поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-372/2021 для Псковской таможни.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).

Товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения, -«пила торцовочная марки <данные изъяты> с маркировкой <данные изъяты>, весом 14,90 кг.», находящийся на ответственном хранении в КХВД Псковской таможни по адресу: <адрес>, возвратить Баронасу В.А. для надлежащего таможенного оформления.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Судья: С.М. Тесёлкина