ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-372/2021 от 03.08.2021 Белогорского городского суда (Амурская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Белогорского городского суда Аноцкая Н.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1Бондарь Н.Е.,

помощников прокурора Комарова М.Ю., ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица

начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1, родившейся в , зарегистрированной по адресу: , проживающей по адресу: ,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо - начальник МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1 умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, на территории , при следующих обстоятельствах.

Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о закупках, в ходе которой установлено, что Администрацией в ЕИС на сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по ремонту с начальной максимальной ценой контракта в размере рублей.

В соответствии с Разделом Информационной карты электронного аукциона срок исполнения контракта составляет дней, начальная максимальная цена контракта составляет аукционной документацией и проектом контракта рублей, описание объекта закупки приведено в разделе 5 аукционной документации.

В силу п. Информационной карты электронного аукциона оплата производится заказчиком в рублях по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика без авансирования.

Согласно п. Информационной карты аукционной документации изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, при уменьшении лимита бюджетных средств.

МКУ «Управление ЖКХ администрации » с ИП ШН* по результатам определения поставщика в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон -ФЗ) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по .

и между МКУ «Управление ЖКХ администрации » и ИП ШН* заключены соглашения о внесении изменений в муниципальный контракт от на выполнение работ по ремонту , предусматривающее продление срока исполнения муниципального контракта и его авансирование.

Федеральный закон -ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона -ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Федерального Закона -ФЗ).

В силу п. 2 ст. 34 Федерального закона -ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего закона. В частности, в ч. 1 ст. 95 Закона - ФЗ предусмотрено общее правило о том, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных настоящей статьей.

Исходя из приведенных требований Федерального закона -ФЗ, условия контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, должны являться неизменными для заказчика и лица, признанного победителем аукциона.

В нарушение вышеуказанных норм стороны заключили дополнительные соглашения, которыми фактически изменили сроки выполнения работ по контракту и порядок оплаты работ в части авансирования.

Согласно с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 6 Федерального закона -ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

В данном случае проведение аукциона с последующим продлением для его победителя срока исполнения контракта ограничило конкуренцию между действительными и потенциальными участниками закупок, что могло повлиять на цену контрактов.

По факту выявленных нарушений заместителем прокурора в адрес начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках, в котором содержались следующие требования: Безотлагательно рассмотреть настоящее представление. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер в течение месяца сообщить прокурору в письменной форме.

в прокуратуру поступил ответ из МКУ «Управление ЖКХ Администрации », согласно которому фактически нарушения, указанные в представлении не устранены, дополнительные соглашения не расторгнуты, неустойка не оплачена, что повлекло необходимость направления прокурором иска в Арбитражный суд о признании данных соглашений недействительными.

На основании изложенного, заместителем прокурора в отношении начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

ФИО1 извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи не заявила, обеспечила явку своего защитника – Бондарь Н.Е. При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.25.1 КоАП РФ, судья находит возможным рассмотреть дела об административном правонарушении в отсутствие ФИО1

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бондарь Н.Е., в судебном заседании указала, что ФИО1 не согласна с вмененным ей административным правонарушением, предусмотренным ст.17.7 КоАП РФ. Действительно, должностным лицом - ФИО1 было получено представление заместителя прокурора об устранении нарушений законодательства о закупках. В установленный законом -дневный срок был направлен ответ в прокуратуру о том, что в настоящее время расторгнуть дополнительные соглашения к контракту не представляется возможным. Данный муниципальный контракт был заключен между МКУ «Управление ЖКХ администрации » и ИП ШН* на выполнение работ по ремонту покрытия . Подрядчик стал вести переговоры с поставщиками на приобретение асфальта, щебня, песка, гравийные смеси. В ходе переговоров с контрагентами, найти поставщиков на поставку данных материалов в условиях пандемии без предоплаты не представилось возможным. Так, % предоплату потребовали следующие контрагенты: ООО «» в размере: рублей; АО «» в размере: рулей; АО «» размере ». Ранее ШН* неоднократно работал с этими поставщиками на условиях оплаты после поставки. При заключении муниципального контракта от подрядчик так же рассчитывал на возможность оплаты после поставки материалов. В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Таким образом, отсутствие контрагентов, которые в условиях пандемии согласились бы в условиях пандемии Ковид-19 работать без предоплаты, явилось существенным изменением обстоятельств. Если бы подрядчик мог разумно предвидеть это, то не стал бы заключать муниципальные контракты на условиях отсутствия аванса. В связи с тем, что подрядчик опасался срыва работ по контракту и внесения его в реестр недобросовестных подрядчиков ИП ШН* предложил МКУ «Управление ЖКХ администрации » изменить муниципальные контракты и предусмотреть выплату аванса для приобретения необходимых материалов. между сторонами было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в муниципальный контракт в части оплаты, было предусмотрено авансирование работ по указанному контракту в размере не более % от цены контракта путем перечисления денежных средств подрядчику в течение дней, на основании счета, выставленного подрядчиком. Заключение дополнительного соглашения об изменении сроков исполнения муниципального контракта было вызвано установлением неблагоприятных метеоусловий на территории . Распоряжением главы от был введен режим ЧС на территории . Обильно выпавшие осадки и неблагоприятная погода объективно препятствовали ремонту дороги по . В связи с чем, ИП ШН* предложил продлить срок его исполнения, и сторонами было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в муниципальный контракт, окончание выполнения окончания работ было установлено . Данный муниципальный контракт исполнен, приемка выполненных работ произведена . Оснований для расторжения исполненного муниципального контракта в уже не имелось. В действиях должностного лица умысел отсутствует, в связи с чем оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ не имеется.

Помощники прокурора Комаров М.Ю., ФИО3 в судебном заседании поддержали изложенную в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении позицию о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, судья должен выяснять законность требования, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства. Таким образом, требование следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе от "О прокуратуре Российской Федерации".

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" осуществляет надзор соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу ч.1 и ч.3 ст.6 Федерального закона "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона от "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что прокурор при осуществлении надзора в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" имеет право принимать решения, являющиеся обязательными для лиц, которым они адресованы, и их исполнение не может быть поставлено в зависимость от усмотрения данных лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о закупках в МКУ «Управление ЖКХ администрации ». Выявлены нарушения требований ст.34 Федерального закона от -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившихся в заключении дополнительных соглашений к муниципальному контракту от , приведших к изменению существенных условий муниципального контракта в части срока его исполнения и порядка оплаты, что привело к ограничению конкуренции, нарушению принципа информационной открытости закупок, принципа эффективности использования бюджетных средств.

В связи с выявленными нарушениями закона заместителем прокурора в рамках представленных законом полномочий в адрес МКУ «Управление ЖКХ Администрации » внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках, которое в установленном законом порядке обжаловано не было.

Указанное представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры , и в адрес прокуратуры начальником МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1 был направлен ответ, в котором описаны лишь причины заключения дополнительных соглашений к муниципальному контракту от , приведших к изменению существенных условий указанного муниципального контракта в части срока его исполнения и порядка оплаты, при этом конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона не приняты; сведения о результатах принятых мер прокурору не сообщены, что повлекло необходимость направления прокурором иска в Арбитражный суд о признании данных соглашений недействительными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об умышленном невыполнении ФИО1 требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и вина должностного лица подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением заместителя прокурора от о возбуждении дела об административном правонарушении; письменными объяснениями ФИО1 от ; представлением от ; ответом начальника МКУ «Управление ЖКХ Администрации » от .

При таких обстоятельствах действия должностного лица – начальника МКУ «Управление ЖКХ Администрации » правильно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ.

При назначении ФИО1 административного наказания за совершенное правонарушение, судья учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность должностного лица, и полагает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации » ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Административный штраф в полном размере в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу подлежит оплате по следующим реквизитам:

УФК МФ РФ по (прокуратура ),

ИНН ,

КПП ,

Единый казначейский счет: отделение Банка России/УФК по

Казначейский счет: ;

Лицевой счет: ;

БИК: .

КБК ,

ОКТМО .

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в срок десять суток со дня получения или вручения копии постановления.

Председательствующий Н.В. Аноцкая