ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-372/2021 от 05.10.2021 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Дивное 05 октября 2021 года

Судья Апанасенковского районного суда Ставропольского края Горностай Н.Е.,

с участием представителя юридического лица территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края ФИО2,

рассмотрев административное дело в отношении юридического лица территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес>, дата регистрации <дата>, <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>

о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном нарушении <адрес> от <дата> следует, что <дата>, в <дата>, территориальным отделом села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес>, в нарушение требований пунктов 6.2.2, п.6.2.3, п. <дата>ФИО4 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ФИО4 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому обеспечения безопасности дорожного движения», в <адрес>, выявлено отсутствие, слабо различимая горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.14.1 ГОСТ 50597-2017, а также ограничена видимость дорожного знака 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», также в месте совершения ДТП отсутствуют дорожные знаки 1.34.1-1.34.2 «Направление поворота». В нарушение статьи 14 Федерального закона от <дата> «О безопасности дорожного движения», п.26 постановления <адрес> от <дата>-п «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в <адрес>» юридическим лицом не приняты меры по запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. То есть, установлен факт нарушения п. 13 ОП ПДД РФ, выразившийся в нарушении юридическим лицом – территориальным отделом с. Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес> правил содержания автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии и в непринятии мер к своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края ФИО2 вину не признал, пояснил, что у них с <дата> года проводились плановые работы на автодорогах. Также, что указанные нарушения государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по <адрес>, ФИО1 выделяет как сопутствующей причиной к дорожно-транспортному происшествию, которое произошло <дата>, в <дата>, наезд транспортного средства на пешехода в <адрес> по <адрес>. С данным протоколом территориальный отдел села Дивного администрации Апанасенковского муниципального округа <адрес> не согласен, так как в соответствии с муниципальным контрактом от <дата> между территориальным отделом села Дивного и ООО «<данные изъяты>» работы по нанесению линий дорожной разметки в селе <адрес> с даты заключения контракта по <дата> выполнены в полном объёме, все пешеходные переходы обновлены, нанесены линии горизонтальной дорожной разметки. При составлении протокола в отношении юридического лица территориального отдела села Дивного инспектором дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по <адрес>ФИО1 не были представлены методы проведения проверок, определяющих износ дорожной разметки. Представлены только некачественные чёрно-белые фотографии, которые не являются методом определения износа разметки. На данном участке по <адрес>, со стороны которой двигался автомобиль, участвующий в дорожно-транспортном происшествии, дорожный знак 1.34.1-1.34.2 «направление поворота» был установлен и виден для участников дорожного движения. Видимость дорожного знака 5.19.1-5.19.2 «пешеходный переход» со стороны двигающегося транспортного средства на представленных фотографиях полностью открыта. Считает, что территориальным отделом села Дивного администрации Апанасенковского муниципального округа <адрес> не были допущены нарушения, явившиеся сопутствующей причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия. Просит производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и железнодорожным путям).

В указанной статье установлена административная ответственность за два вида административных правонарушений, различающихся по характеру объективной стороны: несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Капитальный ремонт дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Содержание дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Аналогичные определения содержатся в ст. 2 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определены в ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог изложен в Правилах организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата>.

Минимально необходимые требования к автомобильным дорогам, которые должны соблюдаться в процессе их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, установлены в Техническом регламенте Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог". В нем также определены требования к дорожным сооружениям и техническим средствам организации дорожного движения.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от <дата> соблюдение требований упомянутого Регламента обеспечивается выполнением требований ГОСТ 50597-93. Данный ГОСТ устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации, а также сроки ликвидации зимней скользкости, уборки тротуаров и пешеходных дорожек. Кроме того, стандартом предусмотрены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц, включая дорожные знаки, дорожную разметку, дорожные светофоры, дорожные ограждения и наружное освещение.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в соответствии с Порядком оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса России от <дата>.

Конкретные показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, принципы диагностики и оценки их состояния, вопросы организации и технологии производства работ по обеспечению сохранности дорог и дорожных сооружений изложены в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утв. Росавтодором <дата>.

Нарушения требований по обеспечению безопасности дорог многочисленны. Это могут быть не проведение ремонтных работ, связанных с устранением дефектов дорожного покрытия (выбоин, ям), превышающих предельно допустимые нормы, отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы или необходимых дорожных знаков, в том числе предупреждающих и временных ограничительных знаков при проведении ремонтных работ, и др.

Согласно ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения на дороге вводятся временные ограничения или прекращение движения транспортных средств.

Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица. В силу положений ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" речь идет о таких юридических лицах, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.

Организации, которые осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог на основании гражданско-правовых договоров с указанными юридическими лицами, а также должностные лица таких организаций не могут быть привлечены к административной ответственности по комментируемой статье, так как данный вид юридической ответственности не применяется в рамках частноправовых отношений за невыполнение договорных обязательств. В связи с этим аргументация организаций, привлекаемых к административной ответственности, за которыми участки автомобильных дорог закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, построенная на отсутствии их вины в ненадлежащем исполнении подрядной организацией обязанностей, предусмотренных заключенным с ней гражданско-правовым договором, несостоятельна и не может служить основанием для освобождения их от административного наказания.

С субъективной стороны указанное административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от <дата>, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Из акта обследования дородных условий в месте совершения ДТП от <дата> видно, что в <адрес>, произошло ДТП, наезда на пешехода. В ходе осмотра места происшествия установлено, что данный участок дороги относится к <данные изъяты> категории дорог, с двусторонним движением. Проезжая часть дороги имеет две полосы движения, общей шириной <данные изъяты> м, ширина обочины слева равна <данные изъяты> м, справа <данные изъяты> м.

Из фототаблицы следует, что на участке дороги имеется дорожная разметка.

Между тем, из фототаблицы невозможно с достоверностью установить процент изношенности дорожной разметки.

К материалам не приложен носитель оригиналов фотографий, отраженных в фототаблице.

Кроме того, в материалах отсутствует схема дислокации дорожных знаков и технические документы на автодорогу.

Также из фототаблицы видно, что на указанном участке дороги проводились ремонтные работы, что также подтверждается муниципальным контрактом от <дата>, из которого следует, что начало проведения дорожных работ является <дата>, локальной сметой расчетом , актами выполненных работ.

При таких обстоятельствах, отсутствуют необходимые для установления совершения территориальным отделом села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес> административного правонарушения доказательства.

В связи, с изложенным судом не установлено наличие в действиях территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес> по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.25.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица территориального отдела села Дивного Апанасенковского муниципального округа <адрес> прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Апанасенковский районный суд в течение 10 суток со дня получения постановления.

Судья: Н.Е. Горностай