ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-373/2014 от 19.03.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело № 5-373/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Нагибина Е.Л.

 рассмотрев 19 марта 2014 года в г.Сыктывкаре в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт химии Коми Научного центра Уральского отделения Российской академии наук,  

 УСТАНОВИЛ:

 Согласно протоколу об административном правонарушении № ... от ** ** **., ФГБУ науки Институт химии КНЦ УрО РАН совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ.

 В судебном заседании представитель ФГБУ науки Институт химии КНЦ УрО РАН вину в совершении административного правонарушения признала.

 Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что в период времени с 21.01.2014г по 31.01.2014г. в ФГБУ науки Институт химии КНЦ УрО РАН проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что период времени с 01.01.2012 года нарушаются требования правил хранения и учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ внесенных в Таблицу II Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 1998г. № 681. В частности:

 В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу II и III Списка IV, должны быть установлены требования о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусмотрены условия для обеспечения безопасности такой деятельности, а также установлены требования к исключению доступа к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ посторонних лиц.

 Пунктом 5 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 419 от 9.06.2010г. установлено, что руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов учета подконтрольных веществ.

 Руководством ФГБУ Институт Химии КНЦ УрО РАН представлены приказы о назначении ответственных лиц как за ведение и хранение журналов регистрации операций, связанных с оборотом подконтрольных препаратов, так и за получение, хранение и выдачу прекурсоров за 2012-2014 годы.

 При изучении указанных приказов выявлены временные несоответствия номеров гегистрации приказов, а также регистрация разных приказов за одним порядковым номером в разное время.

 Кроме того, наличие большого количества приказов, нумерованных с литерой или цифрой через дробь   вызвали обоснованные подозрения в конечных датах формирования данных документов, в связи с чем у юридического лица были затребованы копии журнала регистрации приказов по личному составу ФГБУ Институт Химии КНЦ УрО РАН за 2012-2014 годы с целью установления точных сроков регистрации.

 Из представленной юридическим лицом справки от ** ** **. № ... следует, что приказы, регламентирующие деятельность учреждения в части оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в журнале регистрации приказов не регистрируются. Руководство Института Химии учреждения ссылается на то, что в учреждении ведение журнала регистрации приказов по основной деятельности по номенклатуре Института не предусмотрено, в связи с небольшим документооборотом.

 Статьей 358 «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации с указанием сроков хранения», утвержденного приказом Рос. Архива от 06.10.2000г. установлена необходимость ведения журналов регистрации приказов по основной деятельности.

 Согласно типовой инструкции по делопроизводству Федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена приказом Рос.Архива от 27.11.2000г. № 68, приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года. Согласно п. 4.1.3 приказы по основной деятельности регистрируются отдельно.

 Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51141-98), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998г. № 28 устанавливает, что регистрация документа - это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения, то есть это подтверждение факта создания или получения документа в определенное время (день) путем внесения его в регистрационную форму с присвоением номера и записью основных данных о документе и, прежде всего, придает юридическую силу документу, так как фиксирует факт его создания или получения. Пока документ не зарегистрирован, т.е. не получил своего номера при регистрации, он не оформлен и формально не существует.

 На основании вышеизложенного, легитимность и юридическая сила представленных приказов о назначении ответственных лиц ставится под сомнение.

 Кроме того, в ходе изучения представленных документов, установлено, что руководством ФГБУ Институт Химии КНЦ УрО РАН утверждены Правила ведения и хранения журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Институте химии Коми НЦ УрО РАН» (во исполнении Постановления Правительства РФ от 04.11.2006г. № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»). Иной нормативной документации, регламентирующей порядок хранения прекурсоров, ключей от помещений и.т.д. представлено не было.

 Указанные разработанные Правила не соответствуют действующему законодательству Российской федерации в части оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу II Списка IV, т.к. пунктом 9 «Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 640 от 18.08.2010г. установлено, что руководителем юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

 Из вышеизложенного следует что, руководством ФГБУ науки Институт химии Коми НЦ УрО РАН фактически не соблюдены требования законодательства, а именно пункта 3 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных зешествах» в части установления требований к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров и исключению доступа к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ посторонних лиц;

 2. Пунктом 4 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 419 от 9.06.2010г. установлено, что журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица и скреплены печатью юридического лица.

 Однако, в ходе изучения представленных на проверку журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установлено, фактически все журналы за 2011-2012 года заверены Зав. Канцелярией учреждения ... В.. а не руководителем юридического лица, как этого требует законодательство.

 3.    Пунктом 10 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 419 от 09.06.2010г. установлено, что записи в журналах каждой проведенной операции заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.В ходе изучения журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ установлено, что осуществление операций с подконтрольными препаратами заверяются не только подписью ответственного за их ведение и хранение лица, а также другими лицами, которые фактически не должны иметь доступ до указанных регистров учета.

 -    Журнал учета «лаборатория органического синтеза и химии природных соединений» за 2012г. (ответственная ... И.В.) за 2013г. (ответственная ... И.С.)

 -    Журнал учета «лаборатория химии и окислительных процессов» за 2012г. (ответственная ... И.В.) за 2013г. (ответственная ... О.М.);

 4. В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что к общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относится установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

 Также в соответствии с пунктом 2 Правил представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 419 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя:

 г) отчет о деятельности за истекший календарный год (далее годовой отчет) о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 4.

 Фактически ФГБУ Институт Химии КНЦ УрО РАН отчет о количестве использованных в 2012, 2013 годах прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу II Списка IV перечня и сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года в Управление ФСКН России по Республике Коми - территориальный орган Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица в установленный законом срок не представил.

 В связи с чем, ФГБУ Институт химии Коми НЦ УрО РАН были нарушены требования пункта 3 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и пункта 2 Правил представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года N419.

 Часть 2 статьи 6.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

 Пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что к общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся: установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

 В соответствии с пунктом 2 Правил представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсов наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2010 года № 419, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на основании отчетов юридических лиц о количестве каждого ввезенного (вывезенного) прекурсора, внесенного в список I и таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, составляет сводный годовой отчет с указанием данных по каждому юридическому лицу и представляет его в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным годом.

 Суд считает доказанной материалами административного дела вину ФГБУ науки Институт химии КНЦ УрО РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.6.16 КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

                  ПОСТАНОВИЛ:

 Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт химии Коми Научного центра Уральского отделения Российской академии наук,   виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.6.16 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа   без конфискации прекурсоров наркотических средств.

 Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

 Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня вручения.

 Судья                          Нагибина Е.Л.