Дело №5-375/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Анжеро-Судженск 08 декабря 2017 года
Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Гуляева И.М.,
с участием государственного инспектора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, действующего на основании доверенности № от <дата>, представителя АО «Кузнецкие ферросплавы» ФИО2, представившей доверенность № от <дата>, ФИО3, представившего доверенность № от <дата>,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы», ИНН <***>, <...>,
УСТАНОВИЛ:
Юридическим лицом АО «Кузнецкие ферросплавы» допущено нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов при следующих обстоятельствах.
<дата> в ходе проведения проверки устранения юридическим лицом АО «Кузнецкие ферросплавы» обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, выявлены нарушения на опасном производственном объекте «рудник с открытым способом разработки (карьер)» <...> (<адрес>), а именно:
- ведение горных работ в юго-западной части карьера в районе разведочных линий <...> на горизонте <...> м. на протяжении <...>. осуществлялось с нарушением параметров элементов системы разработки, предусмотренных проектной документацией <...> при ведении горных работ в юго-западной части карьера в районе разведочных линий <...> на протяжении <...> м было допущено срабатывание берм безопасности, предусмотренных проектной документацией <...>»» величиной <...> метров от высоты уступа, что привело к образованию опасной зоны – «высокий уступ» (более полуторной высоты черпания экскаватора). При этом высота уступа юго-западного борта составляет <...> метра (отметка нижней бровки уступа <...>, отметка верхней бровки уступа <...> м., что подтверждается маркшейдерской съемкой от <дата> года. Проектной документацией <...> предусмотрена высота уступа <...> м.; при ведении горных работ на горизонте <...> м. не производилась разноска уступов западного борта для обеспечения безопасности отработки карьера. Ведение горных работ с нарушением проектной документации привело к образованию опасной зоны «высокий уступ» в районе разведочных линий <...> на горизонте <...> метров на протяжении <...>—метров и возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представители АО «Кузнецкие ферросплавы» ФИО2, ФИО3 пояснили, что юридическое лицо признает вину в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельств совершения правонарушения не оспаривает. Указали, что часть выявленных нарушений, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. Однако устранить все нарушения не хватило времени.
Государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 подтвердил факт допущенных юридическим лицом нарушений, изложенных в протоколе, пояснил, что выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Указал также, что юридическим лицом принимаются меры к устранению выявленных нарушений, однако, в настоящее время на опасном производственном объекте «рудник с открытым способом разработки (карьер)» все еще сохраняется угроза для жизни и здоровья людей, в связи с чем, он настаивает на привлечении юридического лица к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью первой статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст.3 указанного Закона).
Частью 1 ст.9 Федерального закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 N116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
В соответствии с пунктом 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 N116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы.
Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 N599 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых" (далее - ФНП).
В силу п.19,20,38,527 ФНП ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с: проектной документацией и годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке; проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация на консервацию и ликвидацию, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое перевооружение объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе промышленной безопасности; горные выработки и проезды к ним в местах, представляющих опасность падения в них людей, машин и механизмов, должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками. Провалы, зумпфы, воронки, недействующие шурфы, дренажные скважины и другие вертикальные выработки должны быть перекрыты. Доступ работников в места, не соответствующие требованиям промышленной безопасности, запрещен, за исключением производства работ по их устранению с соблюдением дополнительных мер безопасности; ведение горных работ открытым способом запрещается: находиться людям в опасной зоне работающих механизмов, в пределах призмы возможного обрушения на уступах и в непосредственной близости от нижней бровки откоса уступа; работать на уступах в зоне нависающих козырьков, глыб, крупных валунов, а также нависей из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию заколов или оборку борта все работы в опасной зоне должны быть остановлены, люди выведены, а опасный участок должен быть огражден и установлены предупредительные знаки.
Суд приходит к выводу о том, что виновность АО «Кузнецкие ферросплавы» в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств: распоряжением о проведении проверки АО «Кузнецкие ферросплавы» № от <дата>; протоколом № по делу об административном правонарушении в отношении АО «Кузнецкие ферросплавы» от <дата>; протоколом № о временном запрете деятельности от <дата>, согласно которому запрещена эксплуатация: участка ведения горных работ юго-западной части рабочего борта в опасной зоне «высокой уступ» в разведочных линиях <...>, горизонт <...> м. и ниже, протяженностью <...> м. опасного производственного объекта «рудник с открытым способом разработки (карьер)» рег. <...> класса опасности, принадлежащих АО «Кузнецкие ферросплавы», расположенные по адресу: <адрес>; уставом АО «Кузнецкие ферросплавы»; свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от <дата>; свидетельством о регистрации № от <дата> и приложением к свидетельству о регистрации, согласно которым рудник с открытым способом разработки (карьер) <...> класса опасности эксплуатируется АО «Кузнецкие ферросплавы» в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 №166-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Судом установлено, что АО «Кузнецкие ферросплавы» допустило нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно юридическим лицом ведутся работы на объекте «рудник с открытым способом разработки (карьер)» <...> класс опасности, который не соответствует требованиям промышленной безопасности, чем была создана угроза здоровью и жизни трудящихся.
Доказательства невозможности исполнения АО «Кузнецкие ферросплавы» требований промышленной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд считает вину юридического лица АО «Кузнецкие ферросплавы» полностью установленной и доказанной, и квалифицирует его действия по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Нарушения, допущенные Обществом и выявленные в ходе проверки, являются грубыми нарушениями требований промышленной безопасности, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает совершение юридическим лицом действий, направленных на устранение нарушений.
Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6. КоАП РФ.
Учитывая, что данное правонарушение может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд считает необходимым приостановить деятельность по ведению горных работ на юго-западной части рабочего борта в опасной зоне «высокий уступ» в разведочных линиях <...>, горизонт <...> м. и ниже, протяженностью <...> м. опасного производственного объекта «рудник с открытым способом разработки (карьер)» рег. <...> класса опасности, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащего АО «Кузнецкие ферросплавы», на срок 30 суток, то есть на время, необходимое для устранения нарушений. Назначение более мягкого вида наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Назначить Акционерному обществу «Кузнецкие ферросплавы» административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации участка ведения горных работ юго-западной части рабочего борта в опасной зоне «высокой уступ» в разведочных линиях <...>, горизонт <...> м. и ниже, протяженностью <...> м. опасного производственного объекта «рудник с открытым способом разработки (карьер)» <...> класса опасности, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего АО «Кузнецкие ферросплавы», на срок 30 (тридцать) суток
Зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного запрета деятельности с 13 часов 00 минут <дата> по день вынесения постановления – 08.12. 2017 года 09 часов 30 минут.
Адрес суда: 652470, <...>.
Взыскатель – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Сибирское управление Ростехнадзора. Отдел горного надзора за добычей открытым способом.
Адрес взыскателя - 650002, <...>.
Адрес должника: Акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы», ИНН <***>, юридический адрес 654032, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 26.04.1996.
Разъяснить, руководителю юридического лица Акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с ч.3 ст.32.12 КоАП РФ на основании его ходатайства в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, будут устранены и это будет письменно согласовано с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Постановление подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения постановления.
Судья И.М. Гуляева