ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-377/20 от 21.08.2020 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 августа 2020 г. г. Дальнереченск

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Бондарь Н.В. с участием ФИО13, защитника адвоката Стребкова В.В., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО13, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки РФ, с высшим образованием, замужней, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющей, не работающей, являющейся инвалидом третьей группы, проживающей в <адрес>, зарегистрированной в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут вблизи дома <адрес> Дальнереченского района Приморского края ФИО13 провела публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии ФИО13 в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении и материалы дела поступили на рассмотрение в Дальнереченский районный суд Приморского края.

ФИО13 в судебном заседании виновной себя не признала, суду пояснила, что публичное мероприятие она не организовывала, жителей села Сальское не собирала и не приглашала. Она занимается ведением личного подсобного хозяйства, торгует на рынке <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут она возвращалась с рынка на рейсовом автобусе, когда автобус проезжал мимо сельского клуба, она увидела, что возле клуба собралось примерно 30 человек. Она вышла из автобуса и присоединилась к собравшимся. К клубу подходили другие жители села, потом подошли глава сельского поселения ФИО12 и депутат ФИО10, люди стали задавать им вопросы про сельский клуб, про детскую площадку, про кладбище. Она (ФИО13) зачитала обращение к руководителю Следственного комитета РФ, губернатору Приморского края, это обращение записывали на видео ее сын ФИО1, какая-то девушка с профессиональным фотоаппаратом и другие люди. Ее сын постоянно проживает в <адрес>, в июле 2020 г. он приезжал в отпуск. Откуда сын узнал про собрание – ей не известно. Текст обращения она (ФИО13) подготовила ранее, примерно за две недели, более точно сказать не может. ДД.ММ.ГГГГ тетрадь с текстом обращения оказалась при ней случайно. Через несколько дней участковый ФИО2 приходил на рынок и брал у нее объяснение, а еще через какое-то время участковый с двумя полицейскими еще раз пришел к ней на рынок и «писал какую-то бумагу», что писал – она не знает. Никаких объявлений про собрание ДД.ММ.ГГГГ она не видела, сама такие объявления нигде не размещала, интернетом не пользуется. На протяжении года жители села неоднократно обращались к главе администрации сельского поселения ФИО12 по поводу восстановления клуба, эти обращения игнорировались. Полагает, что собрание жителей села было спровоцировано именно тем, что их обращения игнорировались властями.

Участковый уполномоченный ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Дальнереченский» ФИО2 (должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении), суду пояснил, что в июле 2020 г. в МО МВД РФ «Дальнереченский» поступило заявление о том, что ФИО13 организовала и провела несанкционированный митинг жителей <адрес>. Он проводил административное расследование по данному заявлению, в ходе которого были опрошены свидетели - жители <адрес>, также была опрошена ФИО13, просмотрена видеозапись, предоставленная главой администрации Сальского сельского поселения ФИО12 В ходе опроса свидетелей ФИО12 и ФИО3 было установлено, что публичное мероприятие было организовано ФИО13 По результатам административного расследования в отношении ФИО13 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Протокол составлялся в присутствии ФИО13, однако ФИО13 расписываться в протоколе отказалась, сославшись на то, что так ей посоветовал адвокат, от получения копии протокола также отказалась. Имеющиеся в материалах дела копии письменных обращений жителей <адрес> предоставила ФИО13 после ее опроса. Письменных объявлений о проведении публичного мероприятия он не видел.

Свидетель ФИО12 суду пояснил, что с 1993 г. он является главой администрации Сальского сельского поселения Дальнереченского муниципального района, ФИО13 знает, отношения с нею хорошие, неприязненных нет. В июле 2020 г., точной даты не помнит, ФИО13 предупреждала его о том, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов будет проводиться мероприятие возле сельского Дома культуры (клуба), что ему (свидетелю) нужно быть на данном мероприятии и чтобы клуб был открыт для осмотра. ДД.ММ.ГГГГ он приехал к сельскому клубу, там уже были люди, проводилась видеосъемка, ему стали задавать вопросы, было шумно. Затем ФИО13 стала зачитывать обращение к руководителю Следственного комитета, губернатору <адрес> и кому-то еще о его (свидетеля) неправомерных действиях, о необходимости навести порядок. Все это снималось на видео. В это время он (свидетель) вместе с директором клуба и библиотекарем находились в помещении клуба. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения поступило письменное обращение о том, чтобы ДД.ММ.ГГГГ жителям села дали ключ от Дома культуры для его осмотра. ДД.ММ.ГГГГ по инициативе администрации сельского поселения на досках объявлений было размещено объявление о том, что в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу с 9 до 13 часов желающие могут осмотреть помещение клуба. Данное объявление было размещено для того, чтобы жители села могли осмотреть помещение клуба в спокойной обстановке, без скопления людей. Однако по данному объявлению никто не обратился. Клуб был осмотрен жителями села только во время проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ Письменных заявлений о разрешении проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в администрацию сельского поселения не поступало. Письменных объявлений о проведении данного мероприятия он не видел.

Свидетель ФИО10 суду пояснила, что она проживает в <адрес>, является депутатом Сальского сельского поселения, ФИО13 знает как жителя села, отношения с нею нормальные. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 15 часов 30 минут она (свидетель) приехала с работы, ее сын собирался на собрание возле сельского клуба. Она позвонила главе администрации сельского поселения ФИО12, спросила про собрание, тот сказал, что это ФИО13 собирает жителей села. Она (свидетель) решила тоже пойти к сельскому клубу, когда пришла, там уже было много людей, у ФИО13 была упаковка с медицинскими масками, которые она раздавала людям. Когда она (свидетель) пришла к клубу, то собравшиеся стали кричать: «ты депутат, ничего не делаешь», ФИО13 говорила, что клуб хотят продать. Она (свидетель) стала объяснять, что в сельском поселении нет денег на ремонт клуба. В ее присутствии было записано видеообращение ФИО13 к вышестоящим властям. Данное обращение ФИО13 читала по тетради, которую достала из своей сумки. Видеозапись осуществлял сын ФИО13, другие люди тоже записывали. Затем все зашли в помещение клуба, стали осматривать клуб, при этом сын ФИО13 делал видеозапись. Она (свидетель) часто общается с ФИО13, в ходе разговоров ФИО13 неоднократно говорила, что надо собирать народ, решать вопрос по сельскому клубу. О собрании ДД.ММ.ГГГГ она (свидетель) никаких объявлений не видела, сообщений не получала.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что работает в МКУ «Культурно-досуговый центр» Сальского сельского поселения директором клуба, ФИО13 знает как жителя села, отношения с нею нормальные. ДД.ММ.ГГГГ в 16.45 – 16.50 она (свидетель) приехала к зданию клуба, там было 15 – 20 жителей села, ФИО13 по тетрадке что-то читала «на тему клуба», она (свидетель) не прислушивалась. До этого она (свидетель) получила из администрации сельского поселения указание прийти и открыть клуб для осмотра. Исполняя это указание, она открыла здание клуба, люди зашли и стали его осматривать. Она в осмотре не участвовала, вместе с ФИО12 и библиотекарем ФИО14 находилась в помещении библиотеки. Потом кто-то из жителей села прислал ей на телефон видеообращение ФИО13, она посмотрела. Также ее опрашивал участковый, имеющееся в материалах дела объяснение она полностью подтверждает.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что ФИО13 знает как жителя <адрес>, отношения с нею обычные. ДД.ММ.ГГГГ около к 17 часов он ехал по селу на велосипеде, увидел людей возле клуба, остановился, спросил, что происходит, ему сказали, что сейчас откроют клуб для осмотра, он решил остаться и посмотреть. Сельский клуб закрыт около 20 лет, все жители села обеспокоены судьбой клуба, по селу ходят разговоры, что клуб хотят продать. Как он понял из разговоров, люди возле клуба простояли около часа, хотя инициативная группа за сутки заявила, что хочет осмотреть клуб. Кто был в составе этой инициативной группы – ему неизвестно. При нем ФИО13 зачитывала обращение в следственный комитет, губернатору <адрес>, главе Дальнереченского муниципального района. Кто-то из молодежи это обращение записывал на видео. Он немного послушал обращение, потом прошелся по клубу, посмотрел, после чего ушел домой. Объявлений по поводу собрания ДД.ММ.ГГГГ он не видел, ФИО13 о собрании ему ничего не говорила.

Свидетель ФИО11 суду пояснила, что ФИО13 знает как жителя <адрес>, отношения с нею нормальные. ДД.ММ.ГГГГ она (свидетель) узнала от своей знакомой ФИО5 о том, что в 16 часов будет собрание возле сельского клуба. К 16 часам она на велосипеде приехала к клубу, там уже была ФИО5 и другие жители села, примерно в 16 часов 30 минут подошла ФИО13, которая зачитала обращение в следственный комитет, губернатору <адрес>. Обращение было по поводу сельского клуба, составляла его ФИО13 примерно за 1-2 недели до собрания, жители села заранее подписали это обращение, она (свидетель) тоже его подписала. Потом собравшиеся посмотрели состояние клуба и разошлись. В дальнейшем ее (свидетеля) опрашивал участковый, имеющееся в материалах дела объяснение она полностью подтверждает.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что ФИО13 знает как жителя <адрес>, отношения с нею обычные. ДД.ММ.ГГГГ жители села собрались возле клуба, чтобы осмотреть здание клуба и попросить помощи в его восстановлении. Место и время собрания определили сами, «друг через друга», т.к. на эту тему были разговоры. По селу ходили слухи о том, что клуб хотят продать «на разбор», эти слухи и подтолкнули жителей собраться. На собрании было много молодежи, ФИО13 произнесла обращение к властям, чтобы обратить внимание на ситуацию, данное обращение молодежь записала на видео. ФИО13 это собрание не собирала, люди собрались сами. Через некоторое время после собрания ее (свидетеля) опрашивал участковый, имеющееся в материалах дела объяснение она полностью подтверждает.

Свидетель ФИО6 суду пояснила, что ФИО13 знает как жителя <адрес>, отношения с нею обычные. Когда именно, точно не помнит, ей (свидетелю) позвонил знакомый ФИО7 и сказал: «если хочешь решить судьбу нашего клуба, приходи к клубу ДД.ММ.ГГГГ к 16 часам». В назначенное время она пришла к клубу, там было много людей, в 16 часов 30 минут на автобусе приехала ФИО13, которая при всех зачитала обращение про клуб к вышестоящим органам. Это обращение записывал на видео молодой парень. Она (свидетель) подписывала это обращение задолго до собрания. Потом собравшиеся осмотрели клуб, после чего разошлись.

Свидетель ФИО8 суду пояснила, что ФИО13 знает как жителя <адрес>, отношения с нею нормальные. ДД.ММ.ГГГГ ей (свидетелю) позвонила знакомая ФИО9 и сказала, что в 16 часов возле клуба будет собрание «насчет клуба». Она (свидетель) решила пойти на собрание, позвала с собой мужа и двух соседок. Когда они пришли к клубу, там было много жителей села, молодежи, все ждали ФИО12, чтобы посмотреть клуб. Приехали ФИО12 и ФИО10, стали спрашивать, что происходит. Им ответили, что была информация о продаже сельского клуба, поэтому люди собрались. Приехала ФИО13, сказала, что хочет записать видеообращение. ФИО13 читала обращение «по бумаге», молодой парень записывал на видео. Потом кто-то открыл клуб, люди зашли и посмотрели его состояние. Примерно в 17 часов 20 минут она (свидетель) поехала за сыном.

Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив имеющуюся в материалах дела видеозапись, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях). Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шечствие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с положениями ст. 2 указанного Федерального закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. При этом собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности, т.е. соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ организатор публичного материала имеет право уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД РФ «Дальнереченский» поступило заявление главы администрации Сальского сельского поселения Дальнереченского муниципального района ФИО12 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут житель села Сальское ФИО13 организовала несанкционированный митинг жителей села, призывала жителей принять участие в митинге против разборки сельского клуба. (л.д. 3).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут возле сельского клуба <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> было проведено публичное мероприятие в форме митинга - массового присутствия граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем сельского поселения, в том числе по поводу функционирования сельского клуба (Дома культуры).

В судебном заседании установлено, что уведомление о проведении данного публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, в администрацию Сальского сельского поселения Дальнереченского муниципального района не подавалось.

В ходе допроса свидетелей ФИО10, ФИО11ФИО5 Т.В., ФИО6, ФИО8 установлено, что о проведении публичного мероприятия каждый из них узнал из различных источников – от других жителей села. Свидетель ФИО12 суду пояснил, что узнал о проведении публичного мероприятия от ФИО13, но когда и при каких обстоятельствах – пояснить не смог. Все допрошенные судом свидетели пояснили, что объявлений о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия они не видели.

Имеющееся в материалах дела заявление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ жители села Сальское хотят провести осмотр здания клуба, подписи ФИО13 не содержит. (л.д. 28).

В судебном заседании установлено, что ФИО13ДД.ММ.ГГГГ непосредственно осуществляла проведение данного публичного мероприятия – давала участникам мероприятия указания о дальнейших действиях, руководила осмотром помещения сельского клуба, давала указания о производстве видеосъемки во время осмотра, зачитывала заранее подготовленное обращение к руководителю Следственного комитета РФ, губернатору <адрес>, главе Дальнереченского муниципального района. Данные обстоятельства подтверждаются как показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, так и содержанием изученной в судебном заседании видеозаписи, с очевидностью свидетельствующей о руководящей роли ФИО13 при проведении публичного мероприятия. Доводы ФИО13 о том, что о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ она заранее не знала, и текст обращения к руководителю Следственного комитета РФ, губернатору <адрес>, главе Дальнереченского муниципального района оказался у нее в тот день при себе случайно, суд расценивает критически.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, а также с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО13 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, - проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Виновность ФИО13 в организации данного публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении в судебном заседании не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО13, судом не установлено.

Основания для освобождения ФИО13 от административной ответственности за совершенное правонарушение у суда отсутствуют.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО13, судом не установлено. Обстоятельством, смягчающим наказание, является наличие у ФИО13 инвалидности третьей группы

Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности не истек.

При определении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о личности ФИО13, ее имущественное положение, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, наличие смягчающего наказание обстоятельства (инвалидность третьей группы), совершение административного правонарушения впервые. С учетом изложенного суд считает возможным применить положения частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО13 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнуть ее административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) руб.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумму административного штрафа следует перечислить по следующим реквизитам получателя платежа: <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Бондарь