ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-378/19 от 03.12.2019 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

ДЕЛО № 5-378/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 декабря 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Фадеева Э.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО1

УСТАНОВИЛ:

В Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону из Управления Министерства культуры России по ЮФО и СКФО поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО1

ФИО1 и ее защитник Б.А.И. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признали, просили прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Представители Управления Министерства культуры России по ЮФО и СКФО К.Б.В.. поддержали доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Судья, рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Из материалов дела судом установлено, что Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (далее - Управление) во исполнение поручения Президента Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-240 (пп. б) п.2), в соответствии с планом-графиком проведения контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет осуществления ими переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, утвержденным заместителем Министра культуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № 51-р проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее - Комитет), за период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ

В результате проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № 93).

В процессе изучения документов должностными лицами Управления установлено, что согласно данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия, на территории Ростовской области расположено объекта культурного наследия (далее - ОКН) федерального значения, из них ОКН памятники, 2 ОКН достопримечательных мест, ОКН археологического наследия, ОКН ансамблей.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2017 № 930 «Об образовании комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области» создан Комитет, являющийся уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охране ОКН регионального, местного значения, выявленных ОКН, а также по исполнению части переданных полномочий Российской Федерации в области государственной охраны ОКН федерального значения, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2017 № 928 «Об утверждении Положения о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области» утверждено Положение о Комитете.

Согласно п. 3.1.3 должностного регламента ведущего специалиста сектора по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отдела охраны объектов культурного наследия Комитета ФИО1, ведущий специалист выполняет функции по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН.

ФИО1 в занимаемой должности находится с ДД.ММ.ГГГГ (приказ (распоряжение) Комитета о приеме работника на работу, поступлении на государственную гражданскую службу Ростовской области и назначении на должность государственной гражданской службы Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 34-л).

Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении ОКН (за исключением отдельных ОКН, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

- государственная охрана ОКН федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН; согласования проектов зон охраны ОКН федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;

- федеральный государственный надзор в области охраны ОКН.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности ОКН в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны ОКН: охранная зона ОКН, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны ОКН определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с абз. 2 п. 3. ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ решения об установлении, изменении зон охраны ОКН, в том числе объединенной зоны охраны ОКН (за исключением зон охраны особо ценных ОКН народов Российской Федерации и ОКН, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны ОКН в отношении ОКН федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны ОКН - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны ОКН, а в отношении ОКН регионального значения и ОКН местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны ОКН принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении ОКН, включенного в реестр, предусмотренные пп. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно подп. 2 п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны ОКН - в отношении ОКН федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных ОКН федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), ОКН регионального значения, ОКН местного (муниципального) значения.

В силу пп. 1, 4 на ОКН, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об ОКН (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.

Установка информационных надписей и обозначений ОКН, который не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался, осуществляется: в отношении отдельных ОКН федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны ОКН; в отношении иных ОКН региональными органами охраны ОКН.

Проверкой установлено, что за период ДД.ММ.ГГГГ. Комитет:

- в нарушение подп. 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ обеспечены утвержденными предметами охраны всего 4 ОКН (0,04 %) из общего количества ОКН федерального значения, расположенных на территории Ростовской области;

- в нарушение ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ не оформлены охранные обязательства в отношении 8182 ОКН из 8233 ОКН федерального значения, т.е. данная работа не проведена в отношении 99,3 % от общего количества;

- в нарушение ст. 3.1, ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ не проведена работа по утверждению границ территории в отношении 7905 ОКН из 8233 ОКН федерального значения, что составляет 99,01 % от общего количества;

- в нарушение ст. 9.1, п. 6 ч. 2 ст. 33, ст. 34, Федерального закона № 73-ФЗ, Положения о зонах охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, не проведена работа по обеспечению зонами охраны ОКН федерального значения, расположенных на территории Ростовской области. Из 8233 объектов зонами охраны обеспечено 2 ОКН федерального значения.

- в нарушение требований ст. 27, п. 11 ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ не организована работа по установке на 97 ОКН федерального значения, расположенных на территории Ростовской области информационных надписей и обозначений.

Кроме того, приказом Минкультуры России от 20.04.2016 № 876 «Об утверждении значения целевого показателя эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (далее - Приказ Минкультуры России № 876) целевым показателем установлена доля ОКН федерального значения, в отношении которых были осуществлены плановые мероприятия по контролю их состояния, в общем числе объектов культурного наследия федерального значения, которая должна соответствовать 20 %.

В ходе проверки в отношении органа охраны Ростовской области установлено, что в 2018 году проведено 50 (0,6 %) мероприятий по контролю за состоянием ОКН федерального значения согласно приказу Комитета по охране ОКН РО от 16.02.2018 № 20/01-02/2.2 «Об утверждении плана проверок состояния объектов культурного наследия федерального значения», в 2019 году – 112 (1,35 %) от общего количества ОКН федерального значения.

Таким образом, установленный целевой показатель эффективности деятельности по осуществлению переданных полномочий, установленный Приказом Минкультуры России № 876, Комитетом не достигается.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ органы государственной власти субъекта РФ осуществляют государственную охрану ОКН федерального значения. В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана ОКН включает в себя, в том числе:

- разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны ОКН;

- осуществление мер по обеспечению сохранности ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, в ходе проведения работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ;

- оформление охранных обязательств на ОКН.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона 73-ФЗ ОКН, включенные в реестр, выявленные ОКН подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер ОКН относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред ОКН, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Следовательно, непринятие мер, предусмотренных ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ может причинить как вред ОКН, так и его полное уничтожение.

Вышеперечисленные нарушения требований Федерального закона № 73-ФЗ, выразившиеся в неэффективной деятельности Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия (в части исполнения переданных полномочий), ненадлежащему государственному контролю за состоянием ОКН федерального значения, напрямую связаны с исполнением должностных обязанностей ведущим специалистом сектора по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отдела охраны объектов культурного наследия Комитета ФИО1

Согласно п. 3.3. должностного регламента ФИО1, она несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее должностных обязанностей.

Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства, в их совокупности, позволяют сделать вывод, что должностным лицом, занимающим должность ведущего специалиста сектора по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отдела охраны объектов культурного наследия Комитета ФИО1, при осуществлении деятельности в период 2018 - 2019 гг. нарушены требования Федерального закона № 73-ФЗ, выразившиеся в отсутствии организации: оформления охранных обязательств на ОКН федерального значения; работы по обеспечению зонами охраны ОКН федерального значения; работы по обеспечению границами территории ОКН федерального значения, установки информационных надписей и обозначений, а также не обеспечено эффективное проведение мероприятий по сохранению ОКН федерального значения, в чем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица, занимающего должность ведущего специалиста сектора по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отдела охраны объектов культурного наследия Комитета ФИО1

Факт совершения и вина должностного лица ФИО1 подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным должностным лицом, его содержание соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, актом внеплановой документарной выездной проверкой № 93 от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме ФИО1 на работу от ДД.ММ.ГГГГ, должностным регламентом и иными материалами, представленными суду.

Таким образом, своими действиями ведущий специалист сектора по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отдела охраны объектов культурного наследия Комитета по охране объектов культурного наследия ФИО1 совершила административное правонарушение, которое квалифицируется по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Оснований для признания совершенного деяния малозначительным не имеется, поскольку по делу не установлено наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. Допущенные нарушения посягают на установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Доводы ФИО1 об отсутствии должного финансирования сами по себе не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности. Доказательств принятия ФИО1 всех зависящих от нее мер для выполнения требований, предъявляемых Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в материалах дела не имеется.

При определении вида и размера административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность привлекаемого лица. При назначении наказания суд также учитывает обстоятельства дела. Обстоятельств, смягчающих, а равно отягчающих административную ответственность, судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности назначения наказания ФИО1 в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, то есть в размере 20 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: р/с <***>, КБК 05411690010016000140, ОКТМО 60701000, ИНН <***>, КПП 616401001, БИК 046015001. Получатель: УФК по Ростовской области (Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Л\С 04581А66820), Отделение г. Ростов-на-Дону. Назначение платежа УИН 0 «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет».

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу) в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: