ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-378/2017 от 26.10.2017 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

26 октября 2017 года город Радужный

Судья Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Студеникина Наталья Викторовна (628462, ХМАО-Югра, <...>., стр. 21), рассмотрев дело об административном правонарушении № 5- 378/2017 в отношении:

Публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз», ИНН /ОГРН <***>/<***>, юридический адрес: 628464, ХМАО-Югра, <...>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ПАО «Варьеганнефтегаз» в рамках производства по делу об административном правонарушении № 02-3/399/2017 не представило в установленный законом трехдневный срок необходимые дополнительные материалы согласно определению должностного лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 06.09.2017, в соответствии с которым были запрошены следующие сведения: приказы, распоряжения и иные документы, свидетельствующие о даче ответственным должностным лицам поручений о необходимости соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; данные о должностных лицах, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз» (ФИО, дата рождения, место рождения, адрес места проживания (регистрации)); приказ о приеме на работу должностных лиц, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; должностные инструкции должностных лиц, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; приказ о назначении ответственных должностных лиц за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; информацию об ознакомлении с должностными инструкциями лиц, указанных в п.5 определения; в случае отсутствия указанных документов (сведений), представить пояснения по каждому пункту с указанием причины отсутствия документов (сведений). На момент составления протокола в адрес Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре запрашиваемые определением от 06.07.2017 документы не поступали. Тем самым юридическое лицо ПАО «Варьеганнефтегаз» умышленно не выполнило законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (л.д. 2-6).

В судебном заседании законный представитель юридического лица – ПАО «Варьеганнефтегаз» ФИО1, действующий на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении не согласился, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по тем основаниям, что определение об истребовании сведений от 06.09.2017 не соответствовало требованиям ст. 29.4 КоАП РФ. Из названного определения не усматривалось, каким образом документы, поименованные в п. 1-7 определения об истребовании сведений относятся к предмету доказывания. Предоставление Обществом всех истребованных документов, позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом природоохранного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования, а также процедура проведения проверочного мероприятия предусмотренная Федеральным законом № 294-ФЗ.

Судья, выслушав законного представителя юридического лица, изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к следующему.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения в рассматриваемом случае составляет умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Законными являются те требования, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм.

Из материалов дела усматривается, что 30 августа 2017 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» составлен протокол № 380-ОН/43 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по факту допущения ПАО «Варьеганнефтегаз» складирования отходов производства и потребления (мешковина, строительные отходы, металлолом и другие отходы) на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес> в неподготовленной площадке для временного накопления данных видов отходов (л.д. 14-17).

В рамках дела об административном правонарушении № 02-3/399/2016, возбужденном протоколом об административном правонарушении № 380-ОН/43 в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз», 06.09.2017 должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре на основании ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу об административном правонарушении, которое было получено ПАО «Варьеганнефтегаз» по электронной почте 07.09.2017 вх. № 01-43-ВНГ/6413 (л.д. 22).

Согласно определению от 06 сентября 2017 года юридическому лицу ПАО «Варьеганнефтегаз» в трехдневный срок с момента получения настоящего определения необходимо направить в административный орган следующие сведения: приказы, распоряжения и иные документы, свидетельствующие о даче ответственным должностным лицам поручений о необходимости соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; данные о должностных лицах, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз» (ФИО, дата рождения, место рождения, адрес места проживания (регистрации)); приказ о приеме на работу должностных лиц, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; должностные инструкции должностных лиц, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; приказ о назначении ответственных должностных лиц за соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующих соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в районе кустовой площадки <адрес>, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «Варьеганнефтегаз»; информацию об ознакомлении с должностными инструкциями лиц, указанных в п.5 определения; в случае отсутствия указанных документов (сведений), представить пояснения по каждому пункту с указанием причины отсутствия документов (сведений) (л.д. 20-21).

В письме от 12.09.2017 ПАО «Варьеганнефтегаз» указывает на незаконность определения от 06.09.2017 об истребовании материалов, ссылаясь на противоречие действующему законодательству истребования документов под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (л.д. 23), в связи с чем в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях названной категории, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать законность предъявляемых требований и оценивать их с точки зрения необходимости и пропорциональности.

Бремя доказывания правомерности требований возложено на должностное лицо, осуществляющее административное расследование.

В силу части 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении должностных обязанностей вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.

Порядок реализации инспекторами таких полномочий определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно установленным законодательством юридическим презумпциям, государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.

Одной из форм процессуальных действий должностного лица, направленных на сбор доказательств по существу дела об административном правонарушении, является истребование сведений в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу названной нормы, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых, по его мнению, для разрешения дела.

Названное определение, являясь процессуальным документом по делу должно быть мотивированным, в частности, в описательно-мотивировочной части определения должны быть указаны мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о необходимости истребования тех или иных документов и их практическом значении для конкретного дела об административном правонарушении.

Кроме того, административное усмотрение должностных лиц государственных органов, предполагает необходимость обеспечения надлежащих гарантий прав юридических лиц, позволяющих без ущерба для эффективности проводимых мероприятий минимизировать их возможное негативное воздействие, - безотносительно к тому, потребуют ли результаты расследования применения мер государственного принуждения, ограничивающих права юридических лиц.

Одной из таких гарантий является презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.

По смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставление доказательств лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его правом, и не может быть вменено в обязанность посредством использования правового механизма, предусмотренного статьей 26.10 названного кодекса.

Из анализа перечня истребованных у общества сведений следует, что решение должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта.

Предоставление ПАО «Варьеганнефтегаз» всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения обществом природоохранного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования.

Кроме того, из определения об истребовании сведений от 06 сентября 2017 года, не усматривается, каким образом документы, содержащиеся в пунктах 1-7 относятся к предмету доказывания ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а их истребование подменяет собой проведение проверки, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Следовательно, не предоставление обществом документов, указанных в определении об истребовании сведений от 27 июня 2016 года, не является объектом административно-правовой охраны статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий.

Таким образом, в бездействии ПАО «Варьеганнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, п.2 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административно правонарушении в отношении ПАО «Варьеганнефтгаз» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить, в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение десяти суток со дня его получения путем подачи жалобы в Радужнинский городской суд.

Судья /подпись/ Н.В. Студеникина

Копия верна:

Подлинный документ находится в деле об административном правонарушении Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 5-378/2017.

Постановление в законную силу не вступило 26.10.2017 года

Судья Н.В. Студеникина