ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-379/2017 от 04.12.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 декабря 2017 года

Судья Центрального районного суда <адрес> Малахов С.Л., при секретаре судебного заседания Кулаковой К.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающей корреспондентом ООО «Левиафан»

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения ИАЗ отдела полиции «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску майором полиции ФИО2 в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 17.00 часов до 17.55 часов ФИО1 приняла участие в несогласованном публичном мероприятии в форме пикета с использованием флага, на территории Первомайского сквера, в <адрес>, которое было не согласовано с мэрией <адрес>. В несогласованной акции приняло участие около 120 человек, с использованием наглядных агитационных материалов в форме плакатов «Выходи на дебаты, а не присылай полицию», «МЫ не замолчим – фонд борьбы с коррупцией», «Да, это митинг», «Выборы – это дебаты, а не обыски и аресты», «Свободу политзаключенным», «Отвалите от Навального», «Свободу выборам, свободу Навальному», Хватит вытирать ноги об наши права», «Я здесь, потому что я за Навального», «Молчание – знак согласия», «Выборы без участия конкурента – обман», «за Навального брюкву на пенсию», «Эти гномы не любят ростом высоких», «narodovlastie.ru», «Н», «Навальный 20!8», а также российские флаги, флаги с надписью «Народовластие» и воздушные шары с надписью «Навальный 2018».

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала и указала, что действительно ДД.ММ.ГГГГ находилась в Первомайском сквере среди участников публичного мероприятия как журналист СМИ, однако участия в мероприятии не принимала, выполняла редакционное задание газеты Левиафан, на себе имела отличительный признак прессы, никакого флага в руках не держала.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, защитников Чернявской А.В., Бойко С.А., Гладченко А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).

<адрес> «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» регулирует отношения, связанные с обеспечением условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории <адрес>, в том числе по определению единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест.

В соответствии со статьей 1.1 указанного закона специально отведенные места определяются <адрес> с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона.

Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с местной администрацией городского округа, городского или сельского поселения, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия (далее - местная администрация).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия.

Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 часов в Первомайском сквере городе Новосибирска не было согласовано в установленном порядке. Доказательств обратному судье не представлено.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1618-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1619-О, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Вместе с тем, из представленных в материалы административного дела доказательств, включая приобщенной к материалам административного дела видеозаписи, не усматривается, что ФИО1, принимала участие в публичном мероприятии на территории Первомайского сквера <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с 17.00 часов до 17.55 часов в форме пикетирования, поскольку находилась среди его участников в качестве журналиста.

Отличительные признаки журналиста от участника предусмотрены частью 5 вышеуказанной статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которая гласит, что основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

Содержание части 5 комментируемой статьи нацелено на установление дополнительных гарантий для журналистов с целью защиты их жизни и здоровья, обеспечения свободного осуществления ими профессиональной деятельности без вмешательства, как со стороны сотрудников правопорядка, так и со стороны организаторов публичного мероприятия.

Согласно абзацу 11 статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Это определение вполне подходит для определения понятия, содержащегося в рассматриваемой частью 5.

Журналисты могут присутствовать на публичном мероприятии и фиксировать происходящее с помощью технических устройств, брать интервью у участников и организаторов публичного мероприятия.

Права журналистов защищаются статьями 49 и 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Статус журналиста должен быть очевиден для окружающих, в первую очередь для участников публичного мероприятия. Именно для этого журналист должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации, в частности это большой бейдж (пресс-карта) "Пресса" с фотографией и печатью редакции, который висит на шее, также журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен быть готов предъявить редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

В силу статьи 52 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется только на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения, а также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Согласно сведениям Роскомнадзора газета «Левиафан» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ и является действующим средством массовой информации, что подтверждается свидетельством ПИ № ФС 77-62163, учредителем которой является издание ООО «Левиафан».

ДД.ММ.ГГГГ между изданием ООО «Левиафан» и ФИО1, заключен договор, согласно условиям которого, ФИО1 как журналист оказывает изданию услуги по созданию, сбору или подготовке сообщений и материалов, связанных с проведением избирательных компаний (пункт 1).

В соответствии с редакционным заданием газеты «Левиафан» от ДД.ММ.ГГГГ журналист ФИО1 направляется для освещения публичных мероприятий в поддержку Алексея Навального, которые будут проходить ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в Первомайском сквере.

Из содержания редакционного задания следует, что для его выполнения ФИО1 поручатся осуществлять наблюдение за деятельностью лиц, проводящих публичное мероприятие, производить аудиозапись, фото- и видеосъемку, брать интервью и производить иные действия, на основании Закона РФ «О средствах массовой информации».

Из представленной в материалы дела видеозаписи, обозреваемой в судебном заседании, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 одета в белую куртку, с рюкзаком бордового цвета за спиной, ФИО1 находится среди участников публичного мероприятия в Первомайском сквере, однако каких-либо средств наглядной агитации в руках не держит, лозунгов не выкрикивала, действий, направленные на привлечение внимания граждан и средств массовой информации к мероприятию не совершала.

Также, на изображении видеозаписи видно, что на шее ФИО1 висит отличительный знак представителя средства массовой информации (пресс-карта) "Пресса".

Указанная пресс-карта журналиста была также представлена ФИО1 в судебном заседании судье для ее обозрения и визуального отождествления с ее изображением в видеоматериалах.

Анализ видеозаписи, в частности файла 00053, стоп-кадр на 04 минуты 18 секунде который в виде фотографии приобщен должностным лицом к материалам дела и в которой указано, что ФИО1 держит флаг РФ, позволяет с достоверной точностью установить, что ФИО1 в действительности указанный флаг не держала, ее руки находились в данный момент, в карманах куртки, флаг держит неизвестное лицо (женщина) в красной куртке и шапке, стоящая справа от ФИО1

Доводы ФИО1 о том, что она находилась среди участников публичного мероприятия в качестве журналиста, подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО3, работающим фотографом газеты Левиафан и осуществлявшим по заданию журналиста ФИО1 фотосъемку происходящего публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный свидетель показал, что между ним и ФИО1 были распределены обязанности, он фотографировал, она наблюдала за мероприятием и его участниками, подходила к участникам, брала интервью. Также свидетель указал, что во время своего нахождения среди участников, ФИО1 самого участия в публичном мероприятии не принимала, флагов, плакатов не держала.

Свидетель Свидетель №1 присутствовавший на публичном мероприятии как представитель органа государственной власти также указал, что видел ФИО1 на публичном мероприятии, она ходила, фотографировала, разговаривала, о наличии на ее шее бейдж прессы он не помнит.

Не доверять показаниям указанных свидетелей оснований у судьи не имеется, поскольку свидетели предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

То обстоятельство, что свидетель Свидетель №1 не помнит, висела ли на шее ФИО1 пресс карта, не свидетельствует об ее фактическом отсутствии, поскольку данная пресс карта непосредственно усматривается из видеозаписи, сделанной сотрудниками полиции во время публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1 не являлась участником публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, поскольку присутствовала на нем в качестве журналиста газеты «Левиафан», выполнявшего редакционное задание, имела отличительный признак журналиста, в связи с чем ее действия не образуют события административного правонарушения, предусмотренного части 5 статьей 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательств, что ФИО1 хотя и имела статус журналиста, однако участвовала в публичном мероприятии от ДД.ММ.ГГГГ в Первомайском сквере, в частности держала в руках флаг либо использовала наглядные агитационные материалы в форме плакатов, в материалах дела не имеется, из представленных в качестве доказательств видеоматериалов действия ФИО1 которые попадали бы под статус «участника публичного мероприятия» не усматриваются.

Пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает отсутствие события административного правонарушения, т.е. самого факта правонарушения.

Следовательно, поскольку судьей при рассмотрении дела не установлено факта совершения ФИО1 вменяемого ей административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

п о с т а н о в и л:

Производство по административному делу в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.

Судья С.Л. Малахов