ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-37/18 от 14.05.2018 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 5-37/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 мая 2018 года город Севастополь

Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Змеевская В.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Брага Марка Геннадиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: г<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Брага М.Г. обвиняется в том, что в 16 часов 15 минут 18.12.2017 в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , находящегося по <адрес>, расположенного в границах участка Л-30, регламентного участка Р-3-3, режима Р-3 объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" в городе Севастополе, где запрещается проведение земляных работ без археологических полевых работ, проводились земляные работы по планировке земельного участка с использованием землеройной техники без археологических полевых работ.

Административным органом действия Брага М.Г. квалифицированы по ч.2 ст. 7.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенные на территории достопримечательного места.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Брага М.Г. вину в совершении вменяемого правонарушения не признал. Пояснил, что на момент составления Севнаследием акта осмотра объекта культурного наследия от 18 декабря 2017 г., ему не было известно о том, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия – Достопримечательное место. Об издании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 г. № 1864 ему стало известно после получения письма начальника Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 31.01.2018 № 187/38-05-01/18, в котором сообщено о том, что земельные участки членов ТСН «Дачно-строительное общество «Благодатьстрой» находятся в границах территории объекта культурного наследия – достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита".

Брага М.Г. в судебном заседании просил прекратить в отношении него производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.13 КоАП РФ, ссылаясь на то, что 15 декабря 2017 г. на земельном участке, расположенном по <адрес> (кадастровый номер ), принадлежащем иному лицу - Брага Г.К., проводились земельные работы по частичной планировке грунта с помощью экскаватора. Водитель экскаватора по ошибке вышел за границы указанного земельного участка и ошибочно переместил грунт на принадлежащий Брага М.Г. земельный участок по <адрес> (кадастровый ).

Также просил учесть, что надлежащие доказательства, в том числе внесение соответствующих сведений в ЕГРН с установлением охранной зоны, подтверждающие тот факт, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, в материалах дела отсутствуют.

Поскольку сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером по <адрес> является объектом культурного наследия, Брага М.Г. не получал и не знал, в его действиях отсутствует вина и состав административного правонарушения.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к выводу о необходимости прекращения производства по делу ввиду следующего.

Территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 г. Так, постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31 января 1978 г. N 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана создан "Херсонесский государственный историко-археологический заповедник". Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1994 г. N 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, а Указом Президента Украины от 11 октября 1994 г. N 587/94 "О национальных заведениях культуры" ему присвоен статус национального (Национальный заповедник "Херсонес Таврический").

В 2009 г. территория древнего города Херсонес Таврический как памятник культурного наследия национального значения включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 г. N 928 "О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины").

Памятник культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический и его Хора" включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 COM 8B.40). Также указанным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.

Объект всемирного наследия "Древний город Херсонес Таврический и его Хора" подразделяется на 8 отдельных компонентов. В частности, компонент 001 - собственно Древний город Херсонес Таврический (площадь 42,8 га, буферная зона около 207 га). Семь прочих компонентов представляют собой отдельные участки Хоры, крупнейший из них - это компонент 002 - Балка Юхарина (площадь 150,6 га, буферная зона около 1235 га), шесть меньших компонентов 003 - 008 - это балки Бермана и Стрелецкая, Безымянная высота плюс три небольших участка перешейка, ведущего на мыс Маячный - крайний запад Гераклейского полуострова (территории каждого - от 1 до 20 га, они имеют и свои буферные зоны).

18 марта 2014 г. Российская Федерация и Республика Крым подписали Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, который ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов".

По данному договору Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты его подписания (пункт 1 статьи 1). Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9).

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 1, части 1 статьи 2 и части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Список всемирного наследия ЮНЕСКО составляется, обновляется и публикуется Комитетом всемирного наследия во исполнение пункта 2 статьи 11 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI "О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия".

Являясь правопреемником Союза Советских Социалистических Республик по обязательствам, вытекающим из заключенных им международных соглашений, Российская Федерация осуществляет меры по обеспечению, выявлению, охране, сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям объектов культурного и природного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно преамбуле названного федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Поручением Президента Российской Федерации от 14 августа 2014 г. N Пр-2337 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия "Древний город Херсонес Таврический и его Хора" в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 1721-р объект культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).

Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Национальный заповедник "Херсонес Таврический", созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11 декабря 2014 г. N 569 "О создании учреждений культуры города Севастополя", принято в федеральную собственность и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1974-р).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 232 федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (пункт 1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 1653-р объект культурного наследия федерального значения "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 759-р.

Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).

Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Пунктом 5 статьи 3.1 поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Исходя из пункта 1, подпунктов 5.2.29, 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, Министерство культуры Российской Федерации является органом, который самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места; утверждает границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, акты государственной историко-культурной экспертизы размещены на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации (www.mkrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 23 ноября 2015 г. для общественного обсуждения, при проведении которого замечаний не поступило.

8 июня 2016 г. Министерством культуры Российской Федерации принят приказ N 1279 "О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории" (далее - Приказ N 1279). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 2016 г., регистрационный номер 42632, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2016 г.

Согласно пункту 1 названного приказа выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

В приложении к приказу содержится описание границ территории достопримечательного места "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь).

12 августа 2016 г. Министерством культуры Российской Федерации принят приказ N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (далее - Приказ N 1684). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 сентября 2016 г., регистрационный номер 43800, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 сентября 2016 г.

Данным нормативным правовым актом утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе (приложение N 1), и их карта (схема) (приложение N 2). Приложение N 1 содержит общие требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, режимы Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, приложение N 2 - условные обозначения, карту (схему) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории названного объекта, координаты характерных (поворотных) точек к карте (схеме).

Согласно пункту 19 приложения N 1 к приказу режим Р-3 подразделяется на 4 регламентных участка Р-3-1, Р-3-2, Р-3-3, Р-3-4.

В регламентном участке Р-3-3 выделены участки Л-20 - Л-44 (пункт 27).

В границах регламентного участка Р-3-3 разрешается: проведение археологических разведок и раскопок, а также консервация, реставрация, музеефикация; проведение природоохранных мероприятий; проведение традиционной сельскохозяйственной деятельности; ремонт, реконструкция существующих строений; реорганизация участков с изменением функционального назначения в соответствии с требованиями градостроительного регламента; ограниченное строительство объектов рекреационного назначения, объектов, связанных с сельскохозяйственным использованием территории, при условии сохранения ландшафтных и планировочных особенностей местности; сохранение ценных элементов ландшафта, склонов, ценных фрагментов участков лесонасаждений (подпункты 28.1 - 28.7 пункта 28).

Пункт 29 устанавливает архитектурно-планировочные параметры для участков Л-20 - Л-44, согласно которым на участке Л-30 запрещается возводить капитальные здания и сооружения и допускаются природно-познавательный туризм, обеспечение научной деятельности (проведение научной и селекционной работы), ведение лесного хозяйства.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2017 года Управлением охраны культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 159 от 18.12.2017 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия — достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (далее-Достопримечательное место) на земельном участке по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 этой статьи (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия), совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, на территориях указанных объектов, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) либо в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.

В ст. 24.1 КоАП РФ указано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47 по адресу: <адрес>, находится в границах участка Л-30, регламентного участка Р-3-3, режима Р-3 объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" в городе Севастополе, где запрещается проведение земляных работ без археологических полевых работ.

Актом осмотра объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" с применением фотофиксации установлено, что в 16 часов 15 минут 18.12.2017 года в границах земельного участка с кадастровым номером по <адрес> проведены земляные работы по планировке земельного участка с использованием землеройной техники без археологических полевых работ.

Ведение земляных работ на земельном участке с кадастровым номером , площадью 800 кв.м, по <адрес> подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 21.12.2017 № 18361-РДЗ, проведенного Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Согласно статье 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным федеральным законом.

Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 этого кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Согласно статье 99 поименованного кодекса земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), достопримечательных мест, военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения (пункт 1). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (пункт 2). На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (абзац второй пункта 3). В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4).

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

Пункт 1.3 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 г. № 1864 включает в себя особые условия использования территории, в том числе, осуществление изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ с условием проведения обязательных археологических полевых работ.

Указанные археологические полевые работы проводятся в соответствии с порядком, установленным статей 45.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающим получение разрешения (открытого листа) на проведение археологических полевых работ.

Разрешение (открытый лист) на проведение археологических полевых работ на земельный участок с кадастровым номером по <адрес> отсутствует.

Указанный земельный участок принадлежит на праве частной собственности Брага Марку Геннадьевичу. 11 января 2012 г. Брага М.Г. Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе был выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок ЯЛ , ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учёт.

В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтенный, присвоен кадастровый , право собственности Брага М.Г. зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. При этом указана категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для индивидуального дачного строительства.

Пунктом 15 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 (далее – Положение), установлено, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 16 Положения предусмотрено, что сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает обязательность внесения основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости.

В силу пп.5 п.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в числе прочего о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в реестр границ в числе прочего вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях - содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).

Пунктом 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Однако для привлечения лица к ответственности за несоблюдение ограничений использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах зон охраны объекта культурного наследия, должно быть установлено, что этому лицу известно или должно быть известно о введении таких ограничений.

Между тем из материалов дела следует, что правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранных зон не утверждался, не направлялся им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.

До настоящего времени Управлением охраны объектов культурного наследия г.Севастополя не разработан механизм (административный регламент) на получение разрешений (открытый лист) на проведение археологических полевых работ.

По данным ЕГРН категория земли установлена – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства.

Вместе с тем, пунктом 8 статьи ст. 16.1. Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 16 ст. 16.1. названного Федерального закона уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.

В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Собственник или иной законный владелец земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия, обязан соблюдать установленные статьей 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Управлением охраны культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) собствннику земельного участка по <адрес> Брага М.Г. направлялось уведомление о включении принадлежащего ему земельного участка в зону охраны объекта культурного наследия. Лишь 31.01.2018, то есть после проведения работ, в адрес Браги М.Г. направлено письмо, где содержались такие сведения. То есть на момент проведения осмотра земельного участка – на 21.12. 2017 года - Брага М.Г. не было и не могло быть известно о введенных ограничениях использовании в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Кроме того, являются обоснованными доводы Брага М.Г. о том, что им земельные работы на принадлежащем ему земельном участке не проводились, в процессе производства планировочных земляных работ на соседнем земельном участке с кадастровым номером было выявлено смещение грунта на 5-5,5 м в сторону земельного участка с кадастровым номером , поскольку указанные доводы подтверждаются представленной копией акта восстановления границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного кадастровым инженером Ковалевской У.С.

В протоколе об административном правонарушении и приложенных к нему материалах отсутствует точное описание месторасположения объекта, на котором проводились земельные работы, не имеется привязки к координатам на местности.

Как указано в ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом в силу положений ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В свете приведенных норм и изложенных обстоятельств виновность лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не доказана, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст. 24.5, пп 1 абз.2 ч.1 ст.29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Брага Марка Геннадиевича прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии через Балаклавский районного суда города Севастополя либо непосредственно в Севастопольский городской суд.

Судья В.С. Змеевская