Дело № 5-37/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Вяземский районный суд Смоленской области
ул. 1 Мая, д.2, г. Вязьма, Смоленская область, 215110
г. Вязьма 05 марта 2019 года
Судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,
при секретаре Коротковой С.Ю.,
с участием помощника Смоленского транспортного прокурора Самуся А.А.,
представителя ОАО «Российские железные дороги» - А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1. КоАП РФ, в отношении юридического лица открытого акционерного общество «Российские железные дороги»,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности, проведенной 26 декабря 2018 года Смоленской транспортной прокуратурой установлено, что открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), в частности на объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а именно на железнодорожной станции Вязьма.
В ходе проверки установлено, что станция Вязьма (производственно – технологический комплекс) принадлежит ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности и является внеклассной участковой железнодорожной станцией, осуществляющей прием/пропуск грузовых и пассажирских поездов.
По станции Вязьма остановку и посадку/высадку пассажиров осуществляют поезда дальнего следования, следующие как со стороны Республики Беларусь в сторону города Москвы, так и в обратном направлении, а также железнодорожный транспорт пригородного сообщения, следующий из города Смоленска до станции Вязьма, из города Вязьмы по направлениям населенных пунктов Бородино, Ржев, Фаянсовая, Можайск, Сычевка.
Распоряжением и.о. начальника Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от 03 августа 2018 № ХХХ лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на указанном ОТИ, назначен начальник Смоленского центра организации работы железнодорожных станций С.А., который прошел необходимое обучение и аттестацию в Росжелдоре с выдачей соответствующего свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортно1й безопасностью от 07 июня 2018 года № ХХХ.
Станция Вязьма 28 октября 2011 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее Росжелдор) включена в реестр категорированных объектов (реестровый номер ХХХ) с присвоением 2 категории в области транспортной безопасности, о чем в ОАО «Российские железные дороги» направлено уведомление от 28.10.2011 года № ХХХ.
Оценка уязвимости указанного ОТИ проведена и утверждена Росжелдором 11 декабря 2013 года, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 02 марта 2015 года.
Вместе с тем, план обеспечения транспортной безопасности ОАО «Российские железные дороги» в отношении станции Вязьма до настоящего времени не реализован.
Как установлено в ходе проверки, в нарушении требований п.п. 27, 35 пункта 5 Требований № ХХХ на станции Вязьма не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности.
Необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в соответствии со схемой размещения и составом оснащения контрольно-пропускных пунктов, постов в целях выявления (включая обнаружение, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности у проходящих (проезжающих) физических лиц, в автотранспортных средствах, грузах, багаже, ручной клади, личных вещах, иных материально-технических объектах и перемещаемых животных, не обеспечено.
В нарушении требований подпунктов 1,3,5,9 пункта 9 Требований № ХХХ станция Вязьма на момент проведения проверки не оснащена техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видео идентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, видео распознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, видеоманиторинг по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток, возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, попущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени, определение соответствия постоянного пропуска предъявителя с применением биометрических устройств на контрольно – пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности и ее части.
Досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности не производится.
Наблюдение за объектами досмотра и (или) собеседование с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности не осуществляется.
Деятельность, направленная на выявление нарушителей, а также совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля не менее чем 2 работниками сил обеспечения транспортной безопасности с помощью выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности на станции Вязьма не осуществляется по причине отсутствия такой технической возможности.
Все указанные требования направлены на понуждение субъекта транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечить ОТИ инженерно – техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Ввиду отсутствия технических средств и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности станция Вязьма является уязвимым к совершению актов незаконного вмешательства ОТИ, что указывает на необходимость незамедлительного принятия субъектом транспортной инфраструктуры мер к обеспечению транспортной безопасности и противодействию терроризму.
Неприятие ответчиком указанного ОТИ более 7 лет мер, направленных на оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, ежедневно подвергает неопределенный круг лиц, пользующихся инфраструктурой железнодорожного транспорта, и работников станции опасности, связанной с незащищенностью от актов незаконного вмешательства ОТИ.
Бездействие ответчика в отношении рассматриваемого ОТИ создает реальную возможность осуществления акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
Постановлением Духовщинского районного суда Смоленской области № ХХХ от 20 августа 2018 года юридическое лицо - ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму <данные изъяты> рублей. Указанное постановление вступило в законную силу, ОАО «РЖД» штраф оплачен 14 сентября 2018. Аналогичное постановление вынесено Вяземским районным судом Смоленской области 15 августа 2018 года по делу № ХХХ. Указанное постановление вступило в законную силу, ОАО «Российские железные дороги» штраф оплачен 23 октября 2018 года.
Таким образом, в действиях (бездействии) юридического лица - ОАО «РЖД», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1. КоАП РФ, то есть повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А. просил привлечь ОАО «РЖД» по ч.2 ст. 11.15.1. КоАП РФ за повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «РЖД» - А.А., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, пояснила, что ОАО «РЖД» ранее уже привлекалось к административной ответственности, поэтому просят производство прекратить.
Суд, заслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя Смоленской транспортной прокуратуры, не возражавшего против назначения ОАО « РЖД» наказания ниже низшего предела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 2 ст.11.15.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексном использовании политических, правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритете мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона категорирование ОТИ осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
ОАО «РЖД» является владельцем транспортной инфраструктуры, участником перевозочного процесса, а также субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона.
Согласно статье 8 Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона, для различных категорий ОТИ являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение статьи 8 Федерального закона приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № ХХХ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
В силу пункта 4 Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной 26 декабря 2018 года Смоленской транспортной прокуратурой, установлено, что станция Вязьма (производственно-технологический комплекс) принадлежит ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности и является внеклассной участковой железнодорожной станцией, осуществляющей прием/пропуск грузовых и пассажирских поездов.
Распоряжением и.о. начальника Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от 03 августа 2018 № ХХХ лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на указанном ОТИ, назначен начальник Смоленского центра организации работы железнодорожных станций ФИО1, который прошел необходимое обучение и аттестацию в Росжелдоре с выдачей соответствующего свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасностью от 07 июня 2018 года № ХХХ.
Станция Вязьма 28 октября 2011 года о Федеральным агентством железнодорожного транспорта включена в реестр категорированных объектов (реестровый номер ЖСУ 002950) с присвоением 2 категории в области транспортной безопасности, о чем в ОАО «Российские железные дороги» направлено уведомление от 28.10.2011 № ХХХ. Оценка уязвимости указанного ОТИ проведена и утверждена Росжелдором 11 декабря 2013 года, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 02 марта 2015 года. План обеспечения транспортной безопасности ОАО « РЖД» в отношении станции Вязьма не реализован.
На станции Вязьма не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности.
Необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в соответствии со схемой размещения и составом оснащения контрольно-пропускных пунктов, постов в целях выявления (включая обнаружение, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности у проходящих (проезжающих) физических лиц, в автотранспортных средствах, грузах, багаже, ручной клади, личных вещах, иных материально-технических объектах и перемещаемых животных, не обеспечено.
В нарушении требований подпунктов 1,3,5,9 пункта 9 Требований № ХХХ станция Вязьма на момент проведения проверки не оснащена техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видео идентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, видео распознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, видеоманиторинг по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток, возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, попущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени, определение соответствия постоянного пропуска предъявителя с применением биометрических устройств на контрольно – пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности и ее части.
Досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности не производится.
Наблюдение за объектами досмотра и (или) собеседование с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности не осуществляется.
Деятельность, направленная на выявление нарушителей, а также совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля не менее чем 2 работниками сил обеспечения транспортной безопасности с помощью выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности на станции Вязьма не осуществляется по причине отсутствия такой технической возможности.
Все указанные требования направлены на понуждение субъекта транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечить ОТИ инженерно – техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Ввиду отсутствия технических средств и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности станция Вязьма является уязвимым к совершению актов незаконного вмешательства ОТИ, что указывает на необходимость незамедлительного принятия субъектом транспортной инфраструктуры мер к обеспечению транспортной безопасности и противодействию терроризму.
По результатам проверки 07 февраля 2019 года Смоленской транспортной прокуратурой в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 11.15.1. КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ является совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «РЖД» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность, допустимость и достаточность которых сомнений не вызывают, а именно: актом проверки железнодорожной станции Вязьма от 26 декабря 2018 года (л.д.16-42), сообщением Центрального территориального управления РОСЖЕЛДОР Федерального агентства железнодорожного транспорта с приложением категорирования ОТИ (л.д.343-44), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.3-12), иными письменными материалами дела, и оцениваются судом по правилам ст. 26.11. КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что постановлением Вяземского районного суда Смоленской области от 15 августа 2018 года юридическое лицо - ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.15.1. КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 28 августа 2018 года, что свидетельствует о наличии в его бездействии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1. КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Между тем, неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, при этом несоблюдение требований транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, степень вины, тяжесть совершенного административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области обеспечения транспортной безопасности, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, а также учитывая требования ст.ст. 3.1., 4.1. КоАП РФ, суд полагает необходимым подвергнуть ОАО «РЖД» административному наказанию в виде административного штрафа, который снизить до 50 000 рублей, то есть ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 11.15.1. КоАП РФ, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст. ст. 29.7., 29.9.-29.11., 4.1. КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1. КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесяти тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит зачислению на счет УФК по г. Москве (Московская межрегиональная транспортная прокуратура, л/с ХХХ), ИНН ХХХ, КПП ХХХ, ГУ БАНК РОССИИ по ЦФО г. Москва, БИК ХХХ, расчетный счет ХХХ, КБК ХХХ, ОКТМО ХХХ, УИН 0(в назначении платежа обязательно указание: номера дела, Смоленская транспортная прокуратура).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Правонарушитель, не представивший в суд в 60-тидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу документ, свидетельствующий об уплате штрафа, может быть привлечен к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления лицами, перечисленными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья И.И. Винникова