Дело № 5-37/2019 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Городовиковск 18 ноября 2019 г.
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего: Хокшановой Т.А.,
при секретаре: Куканиной С.П.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новый» Городовиковского района Республики Калмыкия,
у с т а н о в и л :
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новый» Городовиковского района Республики Калмыкия (далее – СПК «Новый», Кооператив) совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки по выполнению ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования по вопросам соблюдения требований электробезопасности, проведенной в СПК «Новый», расположенном по адресу: <адрес>, было выявлено 28 пунктов нарушения обязательных требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил устройства электроустановок, из которых в срок не выполнено 15 пунктов предписания:
- штат энергослужбы кооператива не укомплектован соответствующим по квалификации электротехническим персоналом по обслуживанию и ремонту электроустановок и оборудования (п. 1.2.2 ПТЭЭП);
- электротехнологический персонал (электросварщик) не имеет группы допуска по электробезопасности (п.3.1.15 ПТЭЭП);
- не заключен договор со специализированной организацией по эксплуатации, обслуживанию и ремонту КТП 10/04 кВ 5А/250 кВа, 2А/160 кВа, состоящих на балансе потребителя (п.1.2.1 ПТЭЭП);
- установленные в помещении пекарни вентилятор, печь эксплуатируются без защитного заземления (п.1.7.51 ПУЭ);
- установленные в помещении столовой МТМ холодильники эксплуатируются без защитного заземления (п.1.7.51 ПУЭ);
- нет в наличии паспортов заземляющих устройств на всех объектах СПК, находящихся в эксплуатации (п.2.7.15 ПТЭЭП);
- нет в наличии протоколов профилактических испытаний электротехнической лабораторией сопротивления изоляции силовой и осветительной сетей, контуров заземления, петли «фаза-ноль» (п.3.3.13 пр.3 ПТЭЭП);
- отсутствуют графики осмотра силовых трансформаторов, кабельных и воздушных линий электропередач (п.2.1.34 ПТЭЭП);
- нет в наличии графика осмотра заземляющих устройств (п.2.1.34 ПТЭЭП);
- установленные в помещении МТМ компрессор, сварочный аппарат эксплуатируются без защитного заземления (п.1.7.51 ПУЭ);
- в помещении МТМ силовая сеть сварочного трансформатора выполнена с нарушением требований ПУЭ: кабель не закреплен, отсутствует аппарат защиты кабеля вторичной цепи сварочного аппарата на скрутках (п.3.1.8 ПТЭЭП);
- установленные в помещении столовой водонагреватель, холодильники эксплуатируются без защитного заземления (п.1.7.51 ПУЭ);
- КТП 10/04 кВ 5А/250 кВа; 2А/160 кВа металлоконструкция ржавая, требует покраски, отсутствуют знаки опасности высокого напряжения, диспетчерские наименования, двери ВВ и НВ шкафов не заперты на замок (п.2.2.20, п.2.2.40 ПТЭЭП);
- не выполнена чистка изоляции проходных и опорных изоляторов КТП 10/04 кВ 5А/250 кВа и 2А/160 кВа, состоящих на балансе потребителя (п.2.2.17 ПТЭЭП);
- в РУ-04 кВ, КТП 10/04 кВ 5А/250 кВа и 2А/160 кВа установлены некалиброванные вставки типа «жучки» (п.2.2.16 ПТЭЭП).
Тем самым СПК «Новый» нарушил правила устройства и эксплуатации электроустановок, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель СПК «Новый» ФИО1, признав вину в совершении административного правонарушения, пояснила, что действительно в июле 2019 г. в ходе проверки Правил устройства и эксплуатации электрооборудования в Кооперативе были выявлены нарушения, на устранение которых дан срок до ДД.ММ.ГГГГ При повторной проверке неустраненными остались 15 нарушений, по которым также вынесено предписание, в котором срок указан до ДД.ММ.ГГГГ
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина СПК «Новый» в совершении административного правонарушения в судебном заседании нашла своё подтверждение и юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.
Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, (далее – ПТЭЭП) потребитель обязан обеспечить, в том числе, подбор электротехнического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3.1.15 ПТЭЭП к выполнению электросварочных работ допускаются работники, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний требований безопасности, имеющие группу по электробезопасности не ниже II и соответствующие удостоверения. Электросварщикам, прошедшим специальное обучение, может присваиваться в установленном порядке группа по электробезопасности III и выше для работы в качестве оперативно-ремонтного персонала с правом присоединения и отсоединения от сети переносных и передвижных электросварочных установок.
Из п. 1.2.1 ПТЭЭП следует, что эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Согласно п. 2.7.15 ПТЭЭП на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величину сопротивления растеканию тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта; данные по напряжению прикосновения (при необходимости); данные по степени коррозии искусственных заземлителей; данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством; ведомость осмотров и выявленных дефектов; информацию по устранению замечаний и дефектов. К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства.
В силу п. 3.3.13 ПТЭЭП профилактические испытания и измерения параметров электрооборудования (кроме генераторов), заземляющих устройств, аппаратов, проводов, кабелей и т.п. должны проводиться в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).
В соответствии с п. 2.1.34 ПТЭЭП осмотр трансформаторов (реакторов) без их отключения должен производиться в установленные сроки.
Согласно п. 3.1.8 ПТЭЭП для подвода тока от источника сварочного тока к электродержателю установки ручной дуговой сварки должен использоваться гибкий сварочный медный кабель с резиновой изоляцией и в резиновой оболочке. Применение кабелей и проводов с изоляцией или в оболочке из материалов, распространяющих горение, не допускается.
Пунктом 2.2.20 ПТЭЭП установлено, что на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.
Согласно п. 2.2.40 ПТЭЭП при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено, в том числе, на следующее: состояние помещения, исправность дверей и окон, отсутствие течи в кровле и междуэтажных перекрытиях, наличие и исправность замков; отсутствие повреждений и следов коррозии, вибрации и треска у элегазового оборудования; плотность закрытия кафов управления и др.
В силу п. 2.2.17 ПТЭЭП оборудование РУ должно периодически очищаться от пыли и грязи.
Согласно п. 2.2.16 ПТЭЭП у дежурного персонала должен быть запас калиброванных плавких ставок. Применение плавких некалиброванных вставок не допускается. Плавкие ставки должны соответствовать типу предохранителей.
В соответствии с п. 1.7.51 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 г. № 204, (далее – ПУЭ) заземлитель – проводящая часть или совокупность соединенных между собой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землей непосредственно или через промежуточную проводящую среду.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Данная статья предусматривает ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России обеспечивают собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-рп/рк проведена внеплановая выездная проверка СПК «Новый» на предмет соблюдения обязательных требований к обеспечению безопасности потребителем электрической энергии с учетом присвоенной категории риска при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки энергоснабжения СПК «Новый» выявлено 28 пунктов нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности потребителем электрической энергии, нарушен ряд пунктов Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил устройства электроустановок.
На основании указанного акта проверки государственным инспектором отдела общепромышленного государственного энергетического надзора по РК ФИО4ДД.ММ.ГГГГ в адрес СПК «Новый» внесено предписание о выполнении указанных пунктов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-рп/рк проведена внеплановая выездная проверка СПК «Новый» на предмет выполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки выполнения СПК «Новый» указанных в предписании 28 пунктов нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности потребителем электрической энергии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выполнено 13 пунктов предписания.
Из предписания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на устранение части нарушений государственным инспектором ФИО4 дан новый срок до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с невыполнением в установленный срок 15 пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения госинспектором зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от № от ДД.ММ.ГГГГ
Административная ответственность за данные нарушения предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
С протоколом ознакомлен председатель СПК «Новый» ФИО2, указанный документ им подписан без замечаний.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что СПК «Новый», являясь юридическим лицом, нарушило правила устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ.
Вина юридического лица подтверждается указанным протоколом и другими исследованными судом материалами дела. Оценивая протокол, суд приходит к выводу, что данный документ составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений при его составлении не установлено.
Факты нарушения Кооперативом положений Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройства электроустановок подтверждены представителем нарушителя ФИО2, выразившим согласие с протоколом об административном правонарушении, а также представителем Кооператива ФИО1 в судебном заседании.
Как следует из представленных материалов дела, указанные в акте объекты электроснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в оперативном управлении СПК «Новый».
Следовательно, обязанность по соблюдению требований в области эксплуатации электрооборудования по данному объекту лежит на Кооперативе.
При таких обстоятельствах суд считает, что на момент проведения внеплановой выездной проверки Кооперативом не соблюдались требования безопасности эксплуатации электроустановок, находящихся в пользовании СПК «Новый» и состоящих на его балансе.
Учитывая изложенное, суд приходит к мнению, что в деятельности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 9.11 КоАП РФ.
Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Признание своей вины, совершение правонарушения впервые суд признает смягчающими вину обстоятельствами. Отягчающих наказание обстоятельств в процессе судебного разбирательства не установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что цели административного наказания в рассматриваемом случае смогут быть достигнуты применением в отношении СПК «Новый» наказания, предусмотренного санкцией ст. 9.11 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новый» Городовиковского района Республики Калмыкия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам:
получатель платежа – УФК по Республике Калмыкия (Нижне-Волжское управление Ростехнадзора) ИНН <***>/КПП 344501001, расчетный счет <***>, БИК 048580001 Отделение-НБ Республика Калмыкия, ОКТМО 85701000, КБК 49811641000016000140, лицевой счет <***>.
Разъяснить Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Новый» Городовиковского района Республики Калмыкия, что в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Городовиковский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Т.А. Хокшанова
Копия верна: судья Т.А. Хокшанова