Дело № 5-37/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 ноября 2019 года с. Михайловское
Судья Михайловского районного суда Алтайского края Винс О.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергоносителями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО4. составил протокол об административном правонарушении № в отношении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту - ПАО « МРСК Сибири »), о том, что в 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ на объекте комплектная трансформаторная подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ А, диспетчерский номер ТП-26-7-5, распложённой по адресу <адрес>, географические координаты: широта 51,828300°, долгота 79,753644°, выявлены нарушения законодательства РФ об электроэнергетики, а именно: на комплектной трансформаторной подстанции (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ А, диспетчерский номер ТП-26-7-5, у линейного разъединителя отсутствует вал привода заземляющих ножей (заземлителей), предусмотренный конструкцией разъединителя. Этим нарушены требования пункта 4.2.123 «Правил устройства электроустаново », гл. 4.2 утверждена Минэнерго России приказом от 20.06.2003 г. № 242 (далее - ПУЭ): «присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата" предохранитель-разъединитель" с видимым разрывом цепи. Управление коммутационным аппаратом должно осуществляться с поверхности земли. Привод коммутационного аппарата должен запираться на замок. Коммутационный аппарат должен иметь заземлители со стороны трансформа». При этом, согласно пункта 4.2.28 ПУЭ: «Распределительные устройства и ПС, как правило, должны быть оборудованы стационарными заземлителями, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки. На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии следует, как правило, иметь привод с дистанционным управлением для исключения травмирования персонала при ошибочном включении их и наличии на линии напряжения». ПАО «МРСК Сибири» имело и имеет возможность установить предусмотренные конструкций разъединителя с заземляющими ножами, вал их привода. Согласно выше указанного: эксплуатация комплектной трансформаторной подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ-А, диспетчерский номер ТП-26-7-5, где у линейного разъединителя отсутствует вал привода заземляющих ножей (заземлителей) предусмотренный конструкцией разъединителя, создает угрозу жизни людей, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица - ПАО « МРСК Сибири » в судебное заседание извещенный надлежащим образом не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, вину признал, просил приостановить эксплуатацию энергообъекта на одни сутки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 30 мин. на объекте комплектная трансформаторная подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ А, диспетчерский номер ТП-26-7-5, распложённой по адресу <адрес>, географические координаты: широта 51,828300°, долгота 79,753644°, выявлены нарушения законодательства РФ об электроэнергетики, а именно: на комплектной трансформаторной подстанции (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ А, диспетчерский номер ТП-26-7-5, у линейного разъединителя отсутствует вал привода заземляющих ножей (заземлителей), предусмотренный конструкцией разъединителя. Этим нарушены требования пункта 4.2.123 «Правил устройства электроустановок», гл. 4.2 утверждена Минэнерго России приказом от 20.06.2003 г. № 242 (далее - ПУЭ): «присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата" предохранитель-разъединитель" с видимым разрывом цепи. Управление коммутационным аппаратом должно осуществляться с поверхности земли. Привод коммутационного аппарата должен запираться на замок. Коммутационный аппарат должен иметь заземлители со стороны трансформа». При этом, согласно пункта 4.2.28 ПУЭ: «Распределительные устройства и ПС, как правило, должны быть оборудованы стационарными заземлителями, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки. На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии следует, как правило, иметь привод с дистанционным управлением для исключения травмирования персонала при ошибочном включении их и наличии на линии напряжения».
Таким образом, государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергоносителями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением ФИО5. пришел к выводу, что ПАО «МРСК Сибири» совершило правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ, квалифицируемое как нарушение правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание его вины.
В силу частей 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено из материалов дела, обществу вменяются, что на объекте «комплексная трансформаторная подстанция (КТП)» напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ диспетчерский номер ТП-26-7-5, у линейного разъединителя отсутствует вал привода заземляющих ножей (заземлителей), предусмотренный конструкцией разъединителя.
Согласно п. 4.2.28 Правил устройства электроустановок (7-е издание, глава 4.2, утв. Приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 г. № 242) распределительные устройства и ПС, как правило, должны быть оборудованы стационарными заземлителями, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки. В РУ 3 кВ и выше стационарные заземлители должны быть размещены так, чтобы были не нужны переносные заземления и чтобы персонал, работающий на токоведущих частях любых участков присоединений и сборных шин, был защищен заземлителем со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. Применение переносных защитных заземлений предусматривается в следующих случаях: при работе на линейных разъединителях и на оборудовании, расположенном со стороны ВЛ до линейного разъединителя на участках схемы, где заземлители установлены отдельно от разъединителей, на время ремонта заземлителей; для защиты от наведенного напряжения.
В силу пункта 4.2.123 Правил устройства электроустановок (7-е издание, глава 4.2, утв. Приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 г. № 242) присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата "предохранитель- разъединитель" с видимым разрывом цепи. Управление коммутационным аппаратом должно осуществляться с поверхности земли. Привод коммутационного аппарата должен запираться на замок. Коммутационный аппарат должен иметь заземлители со стороны трансформатора.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 (зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2003 года № 4799), предусматривают, что:
-распределительные устройства напряжением 3 кВ и выше должны быть оборудованы блокировкой, предотвращающей возможность ошибочных операций разъединителями, отделителями, выкатными тележками комплектных РУ (КРУ) и заземляющими ножами. Блокировочные замки с устройствами опломбирования должны быть постоянно опломбированы. Схема и объем блокировочных устройств определяются: по РУ, находящимся в ведении диспетчера органа диспетчерского управления соответствующего уровня, решением технического руководителя энергосистемы, по остальным РУ - решением технического руководителя энергообъекта (п. 5.4.10);
-для наложения заземлений в РУ напряжением 3 кВ и выше должны, как правило, применяться стационарные заземляющие ножи. В действующих электроустановках, в которых заземляющие ножи не могут быть установлены по условиям компоновки или конструкции, заземление осуществляется с помощью переносных заземлителей. Рукоятки приводов заземляющих ножей должны быть окрашены в красный цвет, а заземляющие ножи, как правило, - в черный (п. 5.4.12);
-в РУ должны находиться переносные заземления, средства по оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, защитные и противопожарные средства. Для РУ, обслуживаемых оперативно-выездными бригадами (ОВБ), переносные заземления, средства по оказанию первой помощи, защитные и первичные средства пожаротушения могут находиться у ОВБ. Шкафы управления выключателей и разъединителей, верхняя часть которых расположена на высоте 2 м и более, должны иметь стационарные площадки обслуживания (п. 5.4.13).
Из материалов дела следует, что комплектная трансформаторная подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ, диспетчерский номер ТП-26-7-5 Волчихинского РЭС ПО Западные электрические сети филиала Алтайэнерго, введена в эксплуатацию в 1986 году (л.д. 40-46).
Пункт 1.1.1 главы 1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденной приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204, предусматривает, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.
Между тем, абзац 3 названного пункта указывает на то, что требования Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Учитывая, что у комплектной трансформаторной подстанции (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВ, диспетчерский номер ТП-26-7-5 у линейного распределителя отсутствует вал привода заземляющих ножей, то следует признать, что устранение выявленного нарушения направлено на повышение надежности электроустановки, исключение возможности аварий, пожаров, электротравм, следовательно, применение положений Правил устройства электроустановок допустимо и к действующим электроустановкам.
Кроме того, согласно ранее действовавшим ПУЭ (6-е издание) (Глава IV-2 [4.2] Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ, согласована с Госстроем СССР 07.06.1976, утверждена Главтехуправлением Минэнерго СССР 25.02.1977. Введена в действие с 01.05.1978):
согласно п. IV-2-25 [4.2.25.] РУ и подстанции выше 1 кВ должны быть оборудованы стационарными заземляющими ножами, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки, как правило, без применения переносных заземлений.
согласно п. IV-2-126 [4.2.126.] Присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя, управляемого с земли, и согласно п. IV-2-128 [4.2.128.] Разъединитель должен иметь заземляющие ножи со стороны трансформатора.
Согласно технического описания, линейный разъединитель с заземляющими ножами типа РЛНДз, как и линейный разъединитель типа РЛНД, имеют одинаковые габаритные, установочные и присоединительные размеры, и при замене не требует изменения компоновки подстанции и изменения конструкции опоры ВЛ где устанавливается.
То есть по состоянию на 1986 год КТП также должны были быть оборудованы линейными разъединителями с заземляющими ножами.
Вина ПАО «МРСК Сибири» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, доказана и подтверждается следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-3);
- распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-10);
- актом проверки № (л.д.11-19);
- сведениями о юридическом лице из ЕГРЮЛ (л.д. 23-25);
-свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д.26);
-свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 27);
-Уставом ПАО «МРСК Сибири» (л.д. 28-35);
- свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. на сооружение – ФИО1 электросетевой комплекс № (л.д. 47);
-техническим паспортом (л.д. 40-46).
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение правил эксплуатации электроустановок.
Обстоятельством, смягчающим наказание ПАО «МРСК Сибири» является признание вины в совершении правонарушения.
С учетом степени вины правонарушителя, принимая во внимание, что комплектная трансформаторная подстанция (КТП) обеспечивает электроснабжение потребителей с. Михайловское Михайловского района, поэтому прекращение подачи энергии не может быть длительным, поскольку нарушит права энергопотребителей, суд полагает возможным назначить ПАО «МРСК Сибири» административное наказание в виде административного приостановления деятельности комплектной трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВА, диспетчерский номер ТП-26-7-5 путем отключения линейного разъединителя от опоры ВЛ 10 кВ Л-26-7 в минимальных сроках.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности комплектной трансформаторной подстанции (КТП) напряжением 10/0,4 кВ мощностью 160 кВА, диспетчерский номер ТП-26-7-5 путем отключения линейного разъединителя от ВЛ 10 кВ Л-26-7 на срок одни сутки, который исчислять с момента фактического приостановления деятельности.
Для обеспечения исполнения назначенного наказания обязать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» устранить нарушения требований безопасной и надежной эксплуатации электрических энергоустановок.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Исполнение поручить Отделу судебных приставов Михайловского района Алтайского края.
Орган, уполномоченный от имени Российской Федерации осуществлять права и обязанности в исполнительном производстве – Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор), Алтайский отдел по надзору за электросетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского Управления Ростехнадзора, юридический адрес: г. Барнаул Алтайского края ул. Калинина 65. Дата государственной регистрации 16 декабря 1993 года, ИНН <***>.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения копии данного постановления, через ФИО1 районный суд.
Судья О.Г. Винс