ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-37/20 от 16.06.2020 Руднянского районного суда (Смоленская область)

Дело № 5-37/2020

УИД 67RS0020-01-2020-000340-94

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2020 года г.Рудня

Судья Руднянского районного суда Смоленской области Горчакова О.М., при секретаре Лукьяновой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО «Аквафор Трейдинг»,

УСТАНОВИЛ:

20 апреля 2020 года в Руднянский районный суд Смоленской области на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении № 67/19/035511 от 02 апреля 2020 года в отношении ООО «Аквафор Трейдинг» по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, согласно которому 02.04.2020 года в 12 ч. 00 мин. по адресу: <...> в рамках проведения административного расследования по соблюдению иностранными гражданами, заказчиками работ (услуг) положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «Аквафор Трейдинг», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 50 мин. ООО «Аквафор Трейдинг» незаконно привлекло к трудовой деятельности путем фактического допуска к работе по реконструкции сетей водоснабжения и бурения артезианской скважины на основании муниципального контракта №01633000260190000410001 по адресу: Смоленская область, Руднянский район, д.Березино, гражданина Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве рабочего, не имеющего патента, дающего право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Таким образом, ООО «Аквафор Трейдинг» нарушило п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В судебном заседании генеральный директор ООО «Аквафор Трейдинг» ФИО7 вину в совершении указанного правонарушения не признал, пояснив, что действительно на основании муниципального контракта, заключенного с Администрацией Казимировского сельского поселения Руднянского района, ООО «Аквафор Трейдинг» осуществляло реконструкцию сетей водоснабжения и бурение артезианской скважины в д.Березино. Вместе с тем, срок муниципального контракта истек 31.12.2019. До этого времени были выполнены все работы, за исключением строительства водонапорной башни. Все выполненные работы были приняты заказчиком. Так как срок муниципального контракта истек и он продлен не был, после 31.12.2019 никакие более работы не выполнялись, подрядчик покинул объект. По договоренности с Администрацией работы будут возобновлены после получения финансирования на строительство башни и продления муниципального контракта. Ранее им был привлечен субподрядчик для строительства водонапорной башни, однако работы были начаты некачественно, в связи с чем от его услуг отказались и местным жителям деревни было предложено разобрать кладку башни и забрать кирпич себе, так как повторно из него выполнять строительство невозможно. О том, что в марте 2020 года на объекте находились иностранные граждане ему известно не было, поскольку с декабря 2019 года работы Обществом не осуществлялись, на объекте подрядчик, его работники и оборудование отсутствовали. Иностранных граждан он никогда не видел, к работе на указанном объекте не привлекал и фактически к работе не допускал.

Выслушав представителя ООО «Аквафор Трейдинг», свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Примечаниями к статье 18.15 КоАП РФ установлено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно статьи 2 которого разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В силу положений пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В обоснование вины ООО «Аквафор Трейдинг» в совершении указанного административного правонарушения суду представлены:

- протокол об административном правонарушении № 67/19/035511 от 02 апреля 2020 года в отношении ООО «Аквафор Трейдинг», составленный в соответствии с требованиями ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в котором имеются объяснения ФИО7 «привлекли местных жителей к разбору мусора, которые для ускорения работ взяли в помощь граждан Узбекистана» (л.д.3);

- копия сообщения в дежурную часть 16.03.2020 УУП МО МВД России «Руднянский» о том, что 16.03.2020 около 13-50 час. в д.Березино на водонапорной башне работают трое граждан Республики Узбекистан без документов (л.д.6);

- копия рапорта УУП МО МВД России «Руднянский» ФИО2 от 16.03.2020, согласно которому в ходе профилактического осмотра 16.03.2020 участка №9 в д.Березино на территории водонапорной станции обнаружены граждане Узбекистана ФИО1, ФИО6, ФИО3, производившие строительные работы без соответствующих документов (л.д.7);

- копия акта осмотра места совершения административного правонарушения от 16.03.2020 с фототаблицей (л.д.8, 10-12);

- копия письменных объяснений ФИО4 от 16.06.2020, согласно которым он работает охранником в ООО «Шериф-Конвой», охраняющем водонасосную станцию в д.Березино с июня 2019 года. Ранее работы проводили граждане Республики Беларусь. Во время его нахождения на очередном дежурстве на объекте незнакомый ему гражданин по имени Абдул привез трех иностранных граждан и сказал, что это работники и они будут здесь работать. Это было 08.03.2020, с этого дня они приступили к работе, оббивали кирпичи, укладывали кладку (л.д.9);

- копия письменных объяснений от 16.03.2020 ФИО3, согласно которым 07.03.2020 он находился в г.Калуга, его знакомый ФИО1 предложил работу – строить водонапорную башню в Смоленской области в д.Березино. Они приехали на место и приступили к работе. Патента на работу у него нет (л.д.13);

- копия письменных объяснений ФИО1 от 16.03.2020, согласно которым 07.03.2020 он находился в г.Калуга совместно с ФИО8, в это время приехал мужчина по имени Абдул и он предложил работу в д.Березино строить водонапорную башню, куда они приехали 08.03.2020 и начали проводить работы. Жили они в квартире, которую предоставил Абдул (л.д.14);

- копия письменных объяснений ФИО6 от 16.03.2020, из которых следует, что 07.03.2020 находился в г.Калуша совместно с ФИО1, к которому обратился мужчина по имени Абдул по поводу работы по строительству водонапорной башни в д.Березино Руднянского района Смоленской области. ФИО1 согласился и предложил ему и еще одному знакомому. 08.03.2020 водитель привез их в д.Березино. Патента на работу у него нет. Абдул сказал, что они поработают одну неделю и им заплатят денежные средства для того, чтобы сделать патент на работу. 16.03.2020 они поводили стройку на территории водонапорной башни (л.д.15);

- копия письменных объяснений главы Администрации Любавичского сельского поселения ФИО5, согласно которым с конца июля 2019 года ООО «Аквафор Трейдинг» начаты работы по муниципальному контракту по строительству водонапорной станции и бурению скважины. Ранее работы велись только гражданами славянской внешности. 16.03.2020 она заехала на объект и увидела иностранных граждан, которые разбирали кирпичную башню, били кирпич. Она не знает кто привел данных граждан на объект (л.д.19);

- копия письменных объяснений ФИО7 от 26.03.2020, согласно которым срок муниципального контракта истек в декабре 2019 года (л.д.20);

- копия муниципального контракта №01633000260190000410001 от 01.07.2019, заключенного между Администрацией Казимировского сельского поселения и ООО «Аквафор Трейдинг», по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства своими силами и средствами за свой счет выполнить работы по реконструкции сетей водоснабжения и бурение артезианской скважины в д.Березино Руднянского района. Срок окончания работ – 120 календарных дней с момента подписания муниципального контракта (л.д.24-49);

- копия постановления от 16.03.2020 №102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении ФИО6 (л.д.67);

- копия миграционной карты и паспорта ФИО6 (л.д.69);

- копия уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.70);

- сведения из СПО «Мигрант-1» в отношении ФИО6 (л.д.71);

- копия постановления от 16.03.2020 №103 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 (л.д.72);

- сведения из СПО «Мигрант-1» в отношении ФИО1 (л.д.74-75);

- копия миграционной карты и паспорта ФИО1 (л.д.76);

- копия уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.77);

- копия постановления от 16.03.2020 №104 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении ФИО3 (л.д.78);

- сведения из СПО «Мигрант-1» в отношении ФИО3 (л.д.80);

- копия миграционной карты и паспорта ФИО3 (л.д.81);

- копия уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.82);

- видеозапись.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена глава МО Любавичское сельское поселение Руднянского района Смоленской области ФИО5, из показаний которой следует, что в рамках заключенного с ООО «Аквафор Трейдинг» муниципального контракта последним не было выполнено строительство водонапорной башни, все остальные работы были выполнены до конца 2019 года и приняты администрацией. Срок муниципального контракта истек в декабре 2019 года, он продлен не был, в настоящее время решается вопрос о выделении денежных средств на строительство башни и о продлении контракта. После декабря 2019 года подрядчик какие-либо работы на объекте не выполнял и покинул его. При этом обязанность осуществлять охрану данного объекта и контроль за его сохранностью на подрядчика не возложена.

Согласно справкам о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 27.08.2019, 21.09.2019, 28.10.2019, 22.12.2019 ООО «Аквафор Трейдинг» были выполнены, а заказчиком приняты строительные работы на сумму более 21 млн.руб.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Оценив и проанализировав все указанные исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд считает, что они достоверно и в достаточной степени не подтверждают факт совершения ООО «Аквафор Трейдинг» вменяемых ему действий, образующих состав указанного административного правонарушения.

Так на видеозаписи, представленной в материалы дела, зафиксировано, что иностранные граждане разбирают кирпичную кладку, счищают раствор и складируют кирпич, а не выполняют строительство водонапорной башни, что согласуется с объяснениями ФИО7 Свидетель ФИО5 – глава МО Любавичского сельского поселения подтвердила, что ООО «Аквафор Трейдинг» работы после 31.12.2019 на объекте не выполняло, подрядчик на объекте отсутствовал и по достигнутой договоренности работы должны быть продолжены после продления срока муниципального контракта и заключения дополнительного соглашения. Ответственность по сохранности объекта на подрядчика не возложена, т.к. результаты работ были приняты Администрацией.

Тот факт, что работы, предусмотренные контрактом, не были выполнены подрядчиком в установленный срок, сам по себе не свидетельствует о том, что работы продолжались по окончании данного срока.

Согласно письменным показаниями иностранных граждан, привлеченных к работе, - ФИО6, ФИО1, фактически к работе они были допущены гражданином по имени «Абдул». Однако данный гражданин не установлен, оснований считать, что он действовал в интересах ООО «Аквафор Трейдинг» не имеется, представитель Общества ФИО7 данные обстоятельства отрицал.

Таким образом, оснований считать, что именно ООО «Аквафор Трейдинг» незаконно привлекло к трудовой деятельности путем фактического допуска гражданина Республики Узбекистан, не имеющего патента на осуществление трудовой деятельности на территории РФ, не имеется, в связи с чем, действия в действиях ООО «Аквафор Трейдинг» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

При таком положении, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Аквафор Трейдинг» подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Аквафор Трейдинг» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.М. Горчакова