ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-37/2016 от 11.10.2016 Вичугского городского суда (Ивановская область)

№ 5-37/2016ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Вичуга 11 октября 2016 года.

Судья Вичугского городского суда Ивановской области Кашеварова А.В.,

при секретаре Хрусталевой Ю.А.,

рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

Вичугское потребительское общество, местонахождение Россия, 155334 Ивановская область, г.Вичуга, ул.Мира д.34 <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Вичугское потребительское общество совершило осуществление деятельности, не связанное с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), при этом такое разрешение (лицензии) обязательно при следующих обстоятельствах:

17 февраля 2012 года Департаментом образования Ивановской области Вичугскому потребительскому обществу выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности.

При проведении плановой выездной проверки юридического лица от 03.08.2016 года были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности:

1. Нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), предусматривающего наличие у лицензиата разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ)

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (далее-Перечень). В разделе «Торговля и общественное питание» Перечня предусмотрена профессия «Продавец продовольственных товаров».

В нарушение указанного требования Вичугским потребительским обществом в 2011 году утверждена Учебно-программная документация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения по профессиям продавец, контролер-кассир.

2. Нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, предусматривающего наличие в штате у лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно разделу 2 Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 « 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее - Номенклатура должностей педагогических работников), к должностям иных педагогических работников отнесена должность мастера производственного обучения.

Исходя из положений подраздела III раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н) к квалификации мастера производственного обучения предъявляются требования: наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

В ходе проверки установлено, что программа профессиональной подготовки «Продавец» продовольственных товаров», реализуемая Вичугским потребительским обществом, предусматривает производственное обучение, которое проводится в различных организациях торговли. Практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным обучением проводит мастер производственного обучения. Договоры на производственное обучение в ходе проверки не представлены, в штатном расписании Вичугского потребительского общества, утвержденном постановлением Вичугского потребительского общества № 4 ( протокол № 4 от 29.06.2015), должность мастера производственного обучения отсутствует, документ о привлечении мастера производственного обучения на ином законном основании не представлен.

3. Нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, предусматривающем наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В нарушение указанной нормы программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализуется Вичугским потребительским обществом не в полном объёме.

В ходе проверки установлено, что программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализовывалась в 2015 году в соответствии с государственными контрактами № 9 и № 10 от 23.04.2015. Контрактами предусмотрено обучение 6 граждан по программе профессиональной подготовки по профессии «Продавец продовольственных товаров». Сметой расходов к государственным контрактам предусмотрен следующий объём образовательной программы: теоретический курс -165 часов, производственное обучение - 340 часов, зачеты, экзамены, консультации - 20 часов.

В части производственного обучения не представлено договоров о прохождении производственного обучения, направлений обучающихся в организацию, с которой заключен договор или иных документов, подтверждающих реализацию в полном объёме образовательной программы.

В соответствии со статьей 74 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Вичугским потребительским обществом представлены утвержденные билеты для проведения квалификационного экзамена, предусматривающие проверку теоретических знаний, и не предусматривают выполнение квалификационной работы. Иных документов, подтверждающих выполнение квалификационной работы, в ходе проверки не представлено.

В 2016 году программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализуется в соответствии с государственным контрактом № 8 от 19.05.2016 года. Контрактом предусмотрено обучение 5 граждан по программе профессиональной подготовки по профессии «Продавец продовольственных товаров». Сметой расходов к государственным контрактам предусмотрен следующий объём образовательной программы: теоретический курс -165 часов, производственное обучение - 340 часов, зачеты, экзамены, консультации - 20 часов.

В части теоретического курса программа не реализована в полном объёме ( 160 часов), что подтверждается представленными журналами посещаемости.

В части производственного обучения не представлено договоров о прохождении производственного обучения, направлений обучающихся в организацию, с которой заключен договор или иных документов, подтверждающих реализацию в полном объёме образовательной программы.

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении - заместитель начальника управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Ивановской области Соколова Е.С. выявленные в ходе проверки и указанные в акте проверки № 188 грубые нарушения Вичугским потребительским обществом требований специального разрешения (лицензии), подтвердила полностью, дополнила, что при проведении проверки учебно-программная документация по профессии продавец продовольственных товаров от 2013 года Вичугским потребительским обществом представлена не была, однако и данная документация не соответствует требованиям по форме итоговой аттестации, в частности она не предусматривает проведение квалификационного экзамена, как предусмотрено ст.74 Федерального закона № 273-ФЗ. Представленные Вичугским потребительским обществом билеты не включают в себя практическую квалификационную работу.

В судебном заседании представители Вичугского потребительского общества Круглова Т.А. и Громова Г.А. не считают допущенные нарушения грубыми. Действительно еще в 2013 году была разработана и принята учебно-программная документация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения по профессии продавец продовольственных товаров, которая не была представлена при проведении проверки, так как на момент проверки она не была найдена в связи с переездом организации в другое место. Действительно в 2015 года в соответствии с государственным контрактом было принято от ЦЗН гор.Вичуга для обучения по указанной профессии 6 граждан, в 2016 году- 5 граждан. Теоретический курс предполагал 165 часов. Из них 5 часов - это были консультации по пятницам в ходе производственного обучения, которые не были отражены в документах. В ходе производственного обучения учащиеся были распределены по разным магазинам, с которыми договоры о прохождении производственного обучения не составлялись, но учащимся были выданы направления для прохождения практики, где ставилась отметка о принятии на производственную практику. Учащиеся направлялись в магазины, где у заведующих имеется специальное профессиональное образование и они соответствовали требованиям, предъявляемым к мастерам производственного обучения. В штате Вичугского потребительского общества отсутствует должность мастера производственного обучения. Учащиеся вели дневники производственной практики. При проведении итогового экзамены некоторые билеты включали в себе и практические вопросы.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

17 февраля 2012 года Департаментом образования Ивановской области Вичугскому потребительскому обществу выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Плановая выездная проверка Вичугского потребительского общества была проведена в период с 28 июля 2016 года по 03 августа 2016 года на основании приказа департамента образования Ивановской области от 28 июня 2016 года. Копия приказа была получена председателем Совета Вичугского потребительского общества Каржановым В.П. 30 июня 2016 года.

В нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» Вичугским потребительским обществом в 2011 году утверждена Учебно-программная документация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения по профессиям продавец, контролер-кассир.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. В разделе «Торговля и общественное питание» Перечня предусмотрена профессия «Продавец продовольственных товаров».

Таким образом, утвержденная Вичугским потребительским обществом в 2011 году Учебно-программная документация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения по профессиям продавец, контролер-кассир не соответствует перечисленным выше требованиям.

На момент проведения проверки учебно-программная документация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения по профессии: «Продавец продовольственных товаров» от 2013 года Вичугским потребительским обществом представлена не была, несмотря на то, что с приказом о проведении проверки и с перечнем документов, которые необходимо представить в ходе проверки Вичугское потребительское общество было ознакомлено еще 30 июня 2016 года, поэтому суд приходит к выводу об отсутствие данной документации на момент проведения проверки.

Нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, предусматривающего наличие в штате у лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно разделу 2 Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 « 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», к должностям иных педагогических работников отнесена должность мастера производственного обучения.

Исходя из положений подраздела III раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н) к квалификации мастера производственного обучения предъявляются требования: наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

В ходе проверки установлено, что программа профессиональной подготовки «Продавец» продовольственных товаров», реализуемая Вичугским потребительским обществом, предусматривает производственное обучение, которое проводится в различных организациях торговли. Практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным обучением проводит мастер производственного обучения. Договоры на производственное обучение в ходе проверки не представлены, в штатном расписании Вичугского потребительского общества, утвержденном постановлением Вичугского потребительского общества № 4 ( протокол № 4 от 29.06.2015), должность мастера производственного обучения отсутствует, документ о привлечении мастера производственного обучения на ином законном основании не представлен.

Нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, предусматривающем наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации."

Частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В нарушение указанной нормы программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализуется Вичугским потребительским обществом не в полном объёме.

В ходе проверки установлено, что программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализовывалась в 2015 году в соответствии с государственными контрактами № 9 и № 10 от 23.04.2015. Контрактами предусмотрено обучение 6 граждан по программе профессиональной подготовки по профессии «Продавец продовольственных товаров». Сметой расходов к государственным контрактам предусмотрен следующий объём образовательной программы: теоретический курс -165 часов, производственное обучение - 340 часов, зачеты, экзамены, консультации - 20 часов.

В части производственного обучения не представлено договоров о прохождении производственного обучения, направлений обучающихся в организацию, с которой заключен договор или иных документов, подтверждающих реализацию в полном объёме образовательной программы.

В соответствии со статьей 74 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Вичугским потребительским обществом представлены утвержденные билеты для проведения квалификационного экзамена, предусматривающие проверку теоретических знаний и не предусматривают выполнение квалификационной работы. Иных документов, подтверждающих выполнение квалификационной работы, в ходе проверки не представлено.

В 2016 году программа профессиональной подготовки «Продавец продовольственных товаров» реализуется в соответствии с государственным контрактом № 8 от 19.05.2016 года. Контрактом предусмотрено обучение 5 граждан по программе профессиональной подготовки по профессии «Продавец продовольственных товаров». Сметой расходов к государственным контрактам предусмотрен следующий объём образовательной программы: теоретический курс -165 часов, производственное обучение - 340 часов, зачеты, экзамены, консультации - 20 часов.

В части теоретического курса программа не реализована в полном объёме ( 160 часов), что подтверждается представленными журналами посещаемости.

В части производственного обучения не представлено договоров о прохождении производственного обучения, направлений обучающихся в организацию, с которой заключен договор или иных документов, подтверждающих реализацию в полном объёме образовательной программы.

В соответствии с Примечанием к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»- «д», «ж»-«к» пункта 6 и подпункта «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

Таким образом, нарушение Вичугским потребительским обществом подпунктов «г», «д», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности является грубым.

Согласно Уставу Вичугского потребительского общества, утвержденного Учредительным собранием 18.09.2002 года с изменениями и дополнениями общим собранием пайщиком (Протокол № 1 от 22.03.2011 года) Вичугское потребительское общество является юридическим лицом, по своей организационно-правой форме - некоммерческой организацией, потребительским кооперативом, целью которого является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиком в товарах и иных услугах. В Вичугском потребительском обществе создано образовательное подразделение, которое действует на основании Положения об образовательном подразделении Вичугского потребительского общества, утвержденном на Совете Вичугского потребительского общества Протокол № 1 от 22.03.2011 года, которое образовано для профессиональной подготовки и продавцов продовольственных, непродовольственных товаров, кассиров-контролеров. Согласно ч.1 ст.22 указанного Закона об образовании, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Вичугское потребительское общество не является коммерческой организацией и согласно его Уставу осуществление предпринимательской деятельности допускается лишь для реализации указанных выше целей. Платная образовательная деятельность не относится к коммерческой деятельности, доход от нее расходуется на нужды Вичугского потребительского общества - на коммунальные услуги, увеличение стоимости материальных запасов - канцтовары, удостоверения, спец.одежду, в том числе на расходы по заработной плате. При таких обстоятельствах образовательная деятельность Вичугского потребительского общества не может рассматриваться как связанная с извлечением прибыли.

Оценивая доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу об их допустимости, достоверности, относимости, а также в своей совокупности подтверждающими вину юридического лица - Вичугского потребительского общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу, что юридическое лицо -Вичугское потребительское общество совершило осуществление деятельности, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), при этом такое разрешение (лицензии) обязательно, и квалифицирует его действие по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает совершению юридическим лицом административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом характера и обстоятельств совершенного юридического лица. административного правонарушения, принимая во внимание, что осуществление Вичугским потребительским обществом образовательной деятельности с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии) создает угрозу жизни и здоровью людей, судья полагает, что Вичугскому потребительскому обществу следует назначить наказание в виде административного приостановления образовательной деятельности, право на ведение которой получено на основании лицензии Департамента образования Ивановской области 17.02.2012 года, регистрационный номер 504.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо Вичугское потребительское общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления образовательной деятельности, право на ведение которой получено на основании лицензии Департамента образования Ивановской области 17.02.2012 года, регистрационный номер 504 сроком на 45 (сорок пять) суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Кашеварова