Дело № 5-37/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
пгт. Тяжинский 09 июня 2017 года
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе судьи Герасимова С.Е.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
государственного профессионального образовательного учреждения «Тяжинский агропромышленный техникум» (далее ГПОУ ТАПТ), зарегистрированного в качестве юридического лица 11.03.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 424301001, лицензия (бессрочная) на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 № 0002729 регистрационный номер 15684, предоставленная Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 22.01.2016, находящегося по адресу: 652240, Кемеровская область, Тяжинский район, пгт. Тяжинский, ул. Ленина, 70,
у с т а н о в и л:
В соответствие с п/п. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствие с ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствие с требованиями к квалификации, предъявляемыми к должности «Преподаватель», указанными в квалификационной характеристике должностей работников образования, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования", лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В соответствие с требованиями к квалификации, предъявляемыми к должности «Мастер производственного обучения», указанными в квалификационной характеристике должностей работников образования, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования", лицо, замещающее должность «Мастер производственного обучения», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Согласно п.9 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования", лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В нарушение указанных норм ГПОУ ТАПТ грубо нарушило лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренные с п/п. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата) N 966, а именно допустило занятие должности «Преподаватель» работниками Б.Н.Н., Ц.Д.В., Н.А.В., должности «Мастер производственного обучения» работниками А.А.Г., П.А.А., К.В.В., Г.В.П., Е.Р.Г., К.А.В., Л.В.В., Б.А.П., О.Л.Ф., Д.С.А., при этом не организовало проведение аттестационной комиссии с целью принятия этой комиссией рекомендации о назначении указанных лиц на должность «Преподаватель» и «Мастер производственного обучения» в порядке исключения.
Так, согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Преподаватель» (преподаваемая дисциплина: «Информатика») замещает Б.Н.Н., имеющая высшее образование по специальности «Коммерция», среднее профессиональное образование по специальности «Организация коммерческой деятельности». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемым предметам («Информатика»), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении Б.Н.Н. не имеет. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении ГПОУ ТАПТ его на должность «Преподаватель» в порядке исключения также не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Преподаватель» (преподаваемая дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельности») замещает Ц.Д.В., имеющий высшее образование по специальности «Механизация сельского хозяйства», среднее профессиональное образование по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», дополнительное профессиональное образование - профессиональную переподготовку по образовательной программе «Менеджмент в образовании». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемым предметам («Основы безопасности жизнедеятельности»), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении Ц.Д.В. не имеет. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении ГПОУ ТАПТ его на должность «Преподаватель» в порядке исключения также не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Преподаватель» (преподаваемая дисциплина: «Физическая культура») замещает Н.А.В., имеющий высшее образование по специальности «Политология». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемым предметам («Физическая культура»), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении Н.А.В. не имеет. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении ГПОУ ТАПТ его на должность «Преподаватель» в порядке исключения также не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)») замещает А.А.Г., имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Технология и предпринимательство» (квалификация «Учитель технологии и предпринимательства»). Документов, подтверждающих получение А.А.Г. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении А.А.Г. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С») замещает П.А.А., имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «Техник-механик, мастер производственного обучения»). Документов, подтверждающих получение П.А.А. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении П.А.А. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» «С») замещает К.В.В., имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «Инженер-механик»). Документов, подтверждающих получение К.В.В. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С») при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении К.В.В. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Тракторист-машинист категории «D») замещает Г.В.П., имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «Инженер-механик»). Документов, подтверждающих получение Г.В.П. дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении Г.В.П. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Тракторист-машинист категории «D») замещает Е.Р.Г., имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Зоотехния» (квалификация «Зоотехник») и высшее образование по направлению подготовки «Педагогическое образование». Документов, подтверждающих получение Е.Р.Г. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Тракторист-машинист категории «Р») при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении Е.Р.Г. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С») замещает К.А.В., имеющий высшее образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «Инженер-механик»). Документов, подтверждающих получение К.А.В. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении К.А.В. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С») замещает Л.В.В., имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» (квалификация «Техник»). Документов, подтверждающих получение Л.В.В. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении Л.В.В. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Социальный работник») замещает Б.О.П., имеющая высшее профессиональное образование по специальности «Биология» (квалификация «Биолог»). Документов, подтверждающих получение Б.О.П. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Социальный работник»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении Б.О.П. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Повар, кондитер») замещает О.Л.Ф., имеющая высшее профессиональное образование по специальности «Технология и организация общественного питания» (квалификация «Инженер-технолог»). Документов, подтверждающих получение О.Л.Ф. дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении О.Л.Ф. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Согласно документам, представленным при проверке, в ГПОУ ТАПТ должность «Мастер производственного обучения» (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С») замещает Д.С.А., имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «Техник-механик»). Документов, подтверждающих получение Д.С.А. высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю обучения (по образовательной программе «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С»), при проведении проверки представлено не было. Рекомендации аттестационной комиссии о назначении Д.С.А. на должность «Мастер производственного обучения» в порядке исключения не имеется.
Указанные нарушения были выявлены при проведении плановой выездной проверки главным специалистом отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее Кузабассобрнадзор) ФИО2
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебное заседание не явилось, от Кузбассобрнадзора поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, составившего протокол.
Представитель ГПОУ ТАПТ ФИО1, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании вину юридического лица признала в полном объёме, заявила ходатайство о замене наказания, которое будет назначено судом юридическому лицу, на предупреждение, поскольку впервые совершило деяние, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КРФ об АП, последствий деяния, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КРФ об АП, не наступило.
Совершение ГПОУ ТАПТ административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от (дата), приказом Кузбассобрнадзора о проведении плановой выездной проверки от (дата)№, актом проверки от (дата), лицензией, предоставленной ГПОУ ТАПТ на право оказания образовательных услуг и приложением № к ней с указанием уровня образования применительно к каждой профессии, трудовыми договорами, дипломами и дополнительными соглашениями с работниками, перечисленными в протоколе по делу об административном правонарушении, письменными пояснениями директора ГПОУ ТАПТ со сведениями о том, какой фактически уровень образования имеет каждый из указанных работников на замещаемой должности, из которых видно, что данные работники ГПОУ ТАПТ не имеют соответствующего уровня образования, так же не имеется рекомендации аттестационной комиссии о назначении их на замещаемые должности в порядке исключения, а потому занятие ими должности «Преподаватель», «Мастер производственного обучения» является нарушением при осуществлении образовательной деятельности лицензионных требований.
Данные нарушения суд расценивает как грубые нарушения, поскольку в соответствие с п/п. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпункт "д" пункта 6 настоящего Положения.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КРФ об АП.
Данные доказательства суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
При таких обстоятельствах вину ГПОУ ТАПТ в совершении административного правонарушения суд считает доказанной.
ГПОУ ТАПТ виновно совершило данное правонарушение, данным лицом не были приняты меры к соблюдению требований закона. Сведения о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения указанных правил и норм, в материалах дела отсутствуют.
Деяние ГПОУ ТАПТ суд квалифицирует по ч.3 ст. 19.20 КРФ об АП, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении административного наказания в силу ч.3 ст.4.1 КРФ об АП должны быть учтены характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признаёт признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При определении вида наказания должны быть учтены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КРФ об АП административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что в результате допущенных ГПОУ ТАПТ нарушений создана непосредственная угроза жизни и здоровью людей.
Учитывая характер совершенного юридически лицом административного правонарушения, юридическому лицу необходимо назначить наказание в виде административного штрафа. Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности суд не усматривает.
С учётом имущественного и финансового положение юридического лица, обстоятельства, смягчающего административную ответственность, размер административного штрафа ГПОУ ТАПТ необходимо назначить в минимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КРФ об АП, в 150 000 рублей.
Оснований для применения ч.3.2 ст.4.1 КРФ об АП и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КРФ об АП, суд не усматривает, поскольку не имеется исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Вместе с тем имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение, о чём ходатайствует защитник юридического лица ФИО1.
В соответствие с ч.1 ст.3.4 КРФ об АП предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КРФ об АП юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.3.4 КРФ об АП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Защитник ГПОУ ТАПТ ФИО1 в судебном заседании утверждает, что данное юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора). В представленных материалах дела отсутствуют сведения о привлечении ГПОУ ТАПТ к административной ответственности за совершение таких однородных административных правонарушений ранее. При этом в силу ч.4 ст.1.5 КРФ об АП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При таких обстоятельствах суд считает установленным, что ГПОУ ТАПТ привлекается к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), впервые.
Совершенное ГПОУ ТАПТ правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Так же данное правонарушение не повлекло нарушения трудовых прав работников указанного юридического лица. Из представленной выписки из протокола заседания аттестационной комиссии ГПОУ ТАПТ от (дата) следует, что аттестационной комиссией принято решение рекомендовать директору ГПОУ ТАПТ назначить на соответствующие должности педагогических работников, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, в связи с тем, что они обладают достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют качественно и в полном объёме возложенные на них обязанности.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, ГПОУ ТАПТ необходимо заменить наказание в виде административного штрафа на административное наказание в виде официального порицания юридического лица - предупреждение.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
п о с т а н о в и л:
Признать государственное профессиональное образовательное учреждение «Тяжинский агропромышленный техникум» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему по этой статье наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рулей.
Назначенное государственному профессиональному образовательному учреждению «Тяжинский агропромышленный техникум» наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей заменить на административное наказание в виде официального порицания юридического лица – предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня со дня вручения или получения копии постановления, изготовленного в полном объёме, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.Е. Герасимов
Постановление изготовлено в полном объёме (дата).