ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-37/2018 от 13.03.2018 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи- Шматченко Т.Ф.,

при секретаре судебного заседания- Вейс А.В.,

с участием:

представителя ФИО1, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении- ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в кабинете помещения Кочубеевского районного суда материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по подсудности в адрес Кочубеевского районного суда <адрес> поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КРФоАП в отношении ФИО1.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, являющимся органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в области сохранения, исполь­зования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с заданием от ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприя­тие по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов куль­турного наследия в форме осмотра объекта культурного наследия.

По результатам осмотра объекта культурного наследия составлен акт осмотра состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ-АО, 12:30, которым установлено следующее: выявлен факт неудовлетворительного состояния фасада объекта культурного наследия ре­гионального значения «<данные изъяты>», начало XX в., <адрес>, <адрес> (далее - Памятник), в том числе в части примыкания к нему строений, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: цементо-штукатурный слой местами обрушен до каменной кладки, видны следы намокания цоколя фасада Памятника, в местах примыкания цоколя к земле наблюдаются деструкции каменной кладки цоколя, деформации, выветривание раствора кладки, повсеместное шелушение красочного слоя кирпичной кладки над цоколем, в местах примыкания водосточных труб к Памятнику, преимущественно в углах, наблюдается биопоражения камня. Неудовлетворительное состояние фасада Памятника является нарушением требований ст.ст. 47.3, 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой, собственник объекта культурного наследия, или части такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предметы охраны объекта культурного наследия.

ФИО1 надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил письменное заявление о рассмотрении материалов административного дела в его отсутствие.

ФИО1 в заявлении указал, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях, не признает по следующим основаниям.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником следующих объектов недвижимости: земельного участка, назначение: земли населенных пунктов – под нежилые помещения. Площадь: <данные изъяты> кв.м.; кадастровый , адрес (местоположение): <адрес> кафе, назначение: нежилое здание; площадь: общая <данные изъяты> кв.м.; количество этажей: 1; кадастровый , адрес (местоположение): <адрес>, бульвар Курортный, 12А; земельного участка, назначение: земли населенных <данные изъяты> кв.м.; количество этажей: <данные изъяты>; кадастровый , адрес (местоположение): <адрес>, <адрес>

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющие проведенную государственную регистрацию прав.

ДД.ММ.ГГГГ им получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что земельные участки с кадастровыми номерами входят в единое землепользование.

Согласно правоустанавливающим документам указанные объекты капитального строительства являются изолированными от объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> начало ХХ в. и он не является ни собственником, ни владельцем, ни пользователем объекта культурного наследия, в связи с чем, полагает, что требования ст. ст. 47.3, 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не распространяются на него как на собственника объектов капитального строительства, расположенных на территории, прилегающей к объекту культурного наследия.

В судебном заседании представитель ФИО1- ФИО2 поддержала позицию ФИО1 и просила прекратить производство по административному делу в отношении ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Выслушав мнение представителя ФИО1- ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по административному делу в отношении ФИО1 подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно ст.28.2 КРФоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Исходя из положений пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с пунктами 1 и 11 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются в охранном обязательстве и подлежат выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе, в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно ч. 2 ст. 48 особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <адрес> (объект культурного наследия) регионального значения "<данные изъяты><данные изъяты> нач. ХХ в., является памятником истории и культуры, основание постановки объекта на государственный учет и охрану – постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) регистрационный .

Собственником памятника истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения "<данные изъяты> нач. ХХ в. является <данные изъяты>», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права , право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ г., запись регистрации

Согласно ч.1 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 47.6 ФЗ-73 охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ собственнику «памятника» - <адрес>» - вручено охранное обязательство на памятник истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения «<данные изъяты> нач. ХХ в., <адрес>,

<адрес>, <адрес>, согласно п. п. 2, 3, 12 которого на собственника возложена обязанность обеспечивать режим сохранения «ПАМЯТНИКА», а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные работы, а также работы по благоустройству территории, прилегающей к «ПАМЯТНИКУ»; содержать «ПАМЯТНИК», связанное с ним имущество, прилегающую территорию в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии; своевременно производить ремонтно-реставрационные работы, текущий, капитальный ремонт «ПАМЯТНИКА», «ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ» в сроки, предусмотренные прилагаемым актом осмотра технического состояния.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что ФИО1 не является лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, то требования, предусмотренные ст. ст. 47.3, 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объекта культурного наследия ре­гионального значения «<данные изъяты>», начало XX в., <адрес>, <адрес>, на ФИО1 не распространяются.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Рассматриваемая норма административного права предусматривает ответственность лишь за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия только федерального значения. Таким образом, ответственность за сохранение памятников истории и культуры регионального и местного значения может быть установлена законодательством субъектов в области административного права.

Правовое регулирование вопросов отнесения объектов к памятникам культуры и истории федерального значения осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 315, предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.

Как следует из п.26 Охранного обязательства на памятник истории и культуры(объект культурного наследия) регионального значения «<данные изъяты>», нач.ХХ в., третий экземпляр документа, в котором указаны зоны охраны «Памятника» подлежал направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами (л.д.12), (л.д.13) правообладателя ФИО1 не содержат сведений об ограничении или обременении данных земельных участков, категория земель определена как земли населенных пунктов.

Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы и в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект права- кафе, кадастровый и сооружение- навес, кадастровый также принадлежащих на праве собственности ФИО1

Следовательно, тот факт, что зона охраняемого объекта культурного наследия ре­гионального значения «<данные изъяты>»,начало XX в., <адрес>, в установленном порядке не определена, не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что земельные участки и недвижимость ФИО1 с указанными выше кадастровыми номерами входят в состав этой зоны.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе, выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Согласно ч. 1 ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавший совершению административных правонарушений.

Как следует из содержания ст.26.1 КРФоАП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии ч.1 ст.26.1 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, состав вменяемого ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

Руководствуясь ч. 1 ст. 7.13, ст. 24.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч.1 ст. 26.1 ст.29.1-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КРФоАП в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф.Шматченко