ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-37/2022 от 02.09.2022 Сосновского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 5-37\2022 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о привлечении к административной ответственности

р.п.Сосновское 05 сентября 2022 г.

Судья Сосновского районного суда Нижегородской области Немчинова Т.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО2, при секретаре Андроновой О.М., рассмотрев 2 сентября 2022 г. в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, возбужденном в отношении должностного лица

ФИО2, , ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

У с т а н о в и л :

Согласно протокола об административном правонарушении № 01-16\24 от 26.07.2022 г., составленного главным инспектором контрольно-счетной палаты Нижегородской области С. Л.В., при проведении планового контрольного мероприятия - проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческий районный культурный центр «Березка» с централизованной клубной системой» Сосновского муниципального района (далее - МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР, Учреждение) в 2021-2022 годах на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек - установлено нарушение управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области условий предоставления субсидии Учреждению, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно Уставу МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР (утв. распоряжением главы администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО1 от 30.09.2011 № 952-р, с изм. от 15.06.2018 № 430-р):

- Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области в лице ее структурного подразделения - отдела культуры, молодежной политики, спорта и информации администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, в организационном подведомстве которого находится Учреждение - является по отношению к Учреждению Учредителем, главным администратором и распорядителем бюджетных средств (пункт 1.3);

- имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества, переданного Учреждению в оперативное управление, является Сосновский муниципальный район (пункт 3.1);

- источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения, в том числе, являются субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета Сосновского муниципального района на иные цели (пункт 3.10);

- на Учреждение возложены обязанности надлежащим образом выполнять свои обязательства в соответствии с условиями, требованиями нормативных правовых актов, решениями Учредителя, а при отсутствии таких условия и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (пункт 4.4.1); эффективно использовать, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного на праве оперативного управления или безвозмездного пользования (пункт 4.4.7).

Согласно абзацу второму пункта 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Субсидии должны предоставляться на основании соответствующих соглашений, заключенных между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

1. Частью 2 «Условия и порядок предоставления Субсидии» Порядка предоставления и распределения субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области на обеспечения развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (приложение 1 к государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 299, далее - Порядок № 299) предусмотрено предоставление субсидии на обеспечение развития и укрепления материально- технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (далее - Субсидия) администрациям муниципальных образований на конкурсной основе по заявкам о предоставлении субсидии, с оценкой предоставленного комплекта документов по критериям отбора в части мероприятий, предусматривающих развитие и укрепление материально-технической базы домов культуры и их филиалов, а также в части мероприятий, предусматривающих выполнение ремонтных работ (текущего ремонта) в отношении зданий домов культуры и их филиалов. Субсидии местным бюджетам из областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, соответствующими условиям предоставления субсидий, предусмотренным заявкой о предоставлении субсидии (п.2.11). (Приложение 10).

Главой Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области в Министерство культуры Нижегородской области предоставлена на рассмотрение заявка на выделение Субсидии на проведение только текущего ремонта районного дома культуры МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР на 2021 год на сумму 1 475 094,06 рублей с гарантией софинансирования в сумме 95 881,12 рублей за счет районных средств или всего на 1 570 975,18 рублей.

По итогам конкурсного отбора Сосновский муниципальный район комиссией Министерства культуры Нижегородской области признан победителем конкурсного отбора с объемом финансирования 1 475 094,06 рублей за счет средств федерального и областного бюджетов.

Управлением культуры заключено с МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР Соглашение от 28.01.2021 № 1-2021 о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (с дополнительными соглашениями от 24.05.2021 № 1, 10.06.2021 № 2, далее - Соглашение) в сумме 1 570 975,18 рублей, предметом которого является предоставление Субсидии на выполнение работ по ремонту районного культурного центра МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР по адресу: Нижегородская область, Сосновский район, р.<...> (ремонт внутренних помещений, ремонт системы отопления, ремонт карниза) и на улучшение материально-технической базы районного культурного центра МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР (приобретение оборудование, мебели).

Таким образом, в нарушение пунктов 2.11, 2.1 Порядка № 299 Управлением культуры, в пределах заявленной на конкурс суммы расходов на проведение текущего ремонта, неправомерно дополнен предмет Соглашения от 28.01.2021 № 1- 2021 направлением расходования Субсидии на улучшение материально- технической базы районного культурного центра МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР - приобретение оборудования, мебели, которое не заявлялось в Министерство культуры Нижегородской области на конкурс.

2. Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

За Учреждением, на основании распоряжения главы местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2008 № 1071-р (с изм. от 13.05.2009 № 406-р), Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области по договору от 26.12.2008 № 41 закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение, расположенное в 2-х этажном кирпичном здании по адресу <...>. Согласно техническому паспорту на нежилое здание по адресу <...> площадь первого этажа 990,0 кв. м.

По условиям договора от 26.12.2008 № 41 Учреждение обязано нести возникающие в связи с эксплуатацией имущества расходы; поддерживать надлежащее техническое состояние имущества, включая осуществление регулярного технического обслуживания, текущего и капитального ремонта за свой счет (п.2.4.3, 2.4.4); бремя содержания, а также риски ответственности за уничтожение, повреждение и утрату недвижимого и движимого имущества переходят на Учреждение со дня подписания акта приема-передачи и (или) разделительного баланса (п. 7.7). Акт приемки-передачи имущества муниципальной казны Сосновского муниципального района в оперативное управление МУК «МРКЦ «Березка» ЦКС» Сосновского муниципального района подписан сторонами 01.01.2009.

Согласно сведениям о зарегистрированных правах на нежилое помещение первого этажа по адресу <...>, собственником помещения 1 этажа площадью 990,0 кв. м является Сосновский муниципальный район; данные об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа отсутствуют (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 21.06.2022).

Таким образом, Управлением культуры по Соглашению от 28.01.2021 № 1- 2021 о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек предоставлены средства на ремонт карниза здания, то есть на ремонт имущества (крыша здания), которое не передано Учреждению на праве оперативного управления.

Учреждением по договору с ООО «НСК-Строй» от 27.05.2021 № 52 выполнены работы по ремонту карниза кровли здания МБУК «МРКЦ «Березка» с ЦКС» СМР по адресу <...> на сумму 7 478,78 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.05.2021 № 1). Факт оплаты расходов за счет Субсидии подтвержден выпиской из лицевого счета Учреждения за 17.06.2021 и платежным поручением от 17.06.2021 № 16180.

3. По условиям Соглашения Управлением культуры Субсидия предоставляется Учреждению в соответствии с графиком перечисления Субсидии (приложение 2 к Соглашению, п.3.2), при предоставлении получателем в Управление документов, подтверждающих факт произведенных затрат (п.3.1.2.).

Информация о графике перечисления Субсидии Управлением культуры по Соглашению (с учетом дополнительного соглашения № 2 от 10.06.2021) и фактическом поступлении средств Учреждению представлена в таблице 1

Таблица 1 (рублей)

Соглашение от 28.01.2021 № 1-2021

Сумма по графикам

Фактически поступило Учреждению

сумма

выписка из лицевого счета от

до 31.05.2021

до 30.06.2021

до 31.07.2021

Фактически Субсидия поступила на лицевой счет Учреждения в общей сумме 1 570 975,18 рублей, из них Управлением культуры нарушены сроки перечисления по графику перечисления в общей сумме 1 207 527,63 рублей, а именно средства поступили на лицевой счет учреждения:

01.06.2021 в сумме 824 761,96 рублей (п/п № 13851) или позже предусмотренного графиком срока до 31.05.2021;

02.07.2021 в сумме 199 999,99 рублей (п/п № 17217) или позже предусмотренного графиком срока до 30.06.2021;

04.08.2021 в сумме 182 765,67 рублей (п/п № 20032) и 16.08.2021 в сумме 0,01 рублей (п/п № 21108) или позже предусмотренного графиком срока до 31.07.2021.

Согласно Положению об Управлении культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области (утв. распоряжением Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 17.09.2015 № 810-р, Приложение 8): Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет лицевые счета в финансовом управлении Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, печать с изображением Государственного Герба РФ со своим наименованием, а также штампы и другие реквизиты, предусмотренные законодательством (1.2); Учредителем Управления является Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области (п. 1.3); Управление осуществляет функции и полномочия учредителя, главного распорядителя средств для подведомственных учреждений культуры (п. 1.7); адрес местонахождения Управления: 606170, р.<...>. (п. 1.10); Управление содействует развитию и укреплению материально-технической базы учреждений (п. 3.27); Управление возглавляет начальник Управления культуры, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Администрации Сосновского муниципального района, который осуществляет руководство на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и полномочий, а также за результаты деятельности Управления.

Распоряжением администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области на должность начальника управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области переведена с 08.09.2015г ФИО2

Согласно ст.2.10 КоАП РФ начальник управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО2 является субъектом административного правонарушения.

ФИО2 вменяется, что ею, как начальником управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, нарушены:

- требования п. 2.11, 2.1 части 2 «Условия и порядок предоставления Субсидии» Порядка предоставления и распределения субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области на обеспечения развития и укрепления материально- технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (приложение 1 к государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 299);

- сроки перечисления субсидии по утвержденному в Соглашении о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально- технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек графику перечисления;

- требования ст. 38, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, статьи 210 Гражданского Кодекса РФ, пунктов 4.1.1, 4.2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек.

Таким образом, начальник управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО2 обвиняется в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий предоставления субсидии Учреждению и предоставлении Субсидии на использование бюджетных средств на текущий ремонт в части не переданного на праве оперативного управления имущества (ремонт карниза крыши) по адресу 606170, <...>, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО2 разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст.51 Конституции РФ.

В судебном заседании ФИО2 с протоколом об административном правонарушении согласилась и показала, что, действительно, Управлению культуры, молодежной политики и спорта Администрации Сосновского муниципального района была выделена субсидия на ремонт помещения МБУК МРКЦ «Березка». Согласно заявке на конкурс, которая была сделана Управлением, предполагалось произвести только текущий ремонт в помещении дома культуры, однако в результате конкурса по отбору подрядчика оказалось, что имеется сумма экономии, которую по устному согласованию с Министерством культуры Нижегородской области было решено направить на закупку оборудования и приобретение мебели для того же Дома культуры. Кроме того, было решено отремонтировать карниз перед входом в здание Дома культуры, который находился в аварийном состоянии. Формально, они имели право направить данные денежные средства только на текущий ремонт, однако сэкономленные средства были направлены также на нужды Дома культуры и ремонт карниза здания. О всех этих действиях было известно Министерству культуры и никаких вопросов не возникало. Все расходы были отражены в годовом финансовом отчете. Однако заручиться письменной поддержкой Министерства культуры на дополнительные расходы в рамках вышеуказанной субсидии не удалось.

Свидетель Б. Н.В. в судебном заседании дала аналогичные показания, а также дополнила, что в протоколе об административном правонарушении ФИО2 вменено также нарушение сроков перечисления субсидии районному дому культуры, которое было связано с нарушением сроков получения субсидии Управлением культуры из Министерства культуры Нижегородской области.

Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы административного дела, дав анализ и оценку исследованным доказательствам, суд находит, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения доказана и её действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, а также представленными документами: Порядком предоставления и распределения субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области на обеспечения развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (Приложение № 1 к государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области»), протоколом конкурсной комиссии по определению получателей субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств по обеспечению развития и укрепления материально технической базы муниципальных домов культуры на 2021 год, согласно которого: Сосновскому муниципальному району выделено из федерального бюджета 1 091 569 руб. 60 коп., из областного бюджета 383 524 руб.46 коп.; Соглашением № 1-2021 от 28.01.2021 г. о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек в котором, в нарушение заявки на получение субсидии, указан ремонт карниза и приобретение оборудования, мебели для МРКЦ «Березка»; заявкой Сосновского муниципального района на выделение субсидии, в которой в качестве расходного обязательства указано «Текущий ремонт районного дома культуры МБУК МРКЦ «Березка» с ЦКС СМР на сумму 1475094,06 руб., проектно-сметной документацией, сводным сметным расчетом стоимости ремонта внутренних помещений здания РКУ «Березка», в то же время наличием договора № 52 от 27 мая 2021 г. на ремонт карниза кровли здания МБУК «МРКЦ «Березка» по адресу: Нижегородская область, р.<...> на сумму 7478,78 руб. При этом, согласно выписке из ЕГРН, Сосновскому муниципальному району принадлежит по данному адресу нежилое помещение на 1 этаже, которое занимает МРКЦ «Березка» на праве оперативного управления, из чего следует вывод, что оснований для ремонта кровли здания (карниза), который не относится к помещению № 1, не имелось. Факт проведения ремонта карниза подтверждается проектно-сметной документацией на ремонт и актами выполненных работ. Кроме того, подтвержден и не оспаривался должностным лицом факт нарушения в 2021 г. графика перечисления субсидии Управлением культуры по Соглашению (с учетом дополнительного соглашения № 2 от 10.06.2021 г.). Фактически Субсидия поступила на лицевой счет Учреждения в общей сумме 1 570 975,18 рублей, из них Управлением культуры нарушены сроки перечисления по графику перечисления в общей сумме 1 207 527,63 руб.

Распоряжением администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области на должность начальника управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области переведена с 08.09.2015г ФИО2

Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области является юридическим лицом.

Согласно ст.2.10 КоАП РФ начальник управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО2 является субъектом административного правонарушения.

Таким образом, судом сделан вывод о том, что начальником управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО2 нарушены:

- требования п. 2.11, 2.1 части 2 «Условия и порядок предоставления Субсидии» Порядка предоставления и распределения субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области на обеспечения развития и укрепления материально- технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (приложение 1 к государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 299);

- сроки перечисления субсидии по утвержденному в Соглашении о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально- технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек графику перечисления;

- требования ст. 38, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, статьи 210 Гражданского Кодекса РФ, пунктов 4.1.1, 4.2.1 Соглашения о предоставлении субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек.

В силу ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Данное административное правонарушение имеет формальный состав. Для квалификации действий лица по данной статье КоАП РФ не требуется наступления каких-либо тяжких последствий, а достаточно самого факта нарушения условий предоставления субсидии, что при рассмотрении данного дела было установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, характеристику личности, материальное и семейное положение ФИО2

Как личность ФИО2 характеризуется положительно, ранее к административной ответственности не привлекалась.

Смягчающим обстоятельством является раскаяние ФИО2 в совершении административного правонарушения.

Отягчающих обстоятельств по делу не имеется.

Суд полагает целесообразным и справедливым назначение ФИО2 наказания в размере минимального административного штрафа в размере 10 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.15.15.5, 29.7-29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

ФИО2 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ и подвергнуть её административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей перечислить в УФК по Нижегородской области /Контрольно-счетная палата Нижегородской области л\с 04322076830), ИНН <***>, КПП 526001001,ОКТМО 22701000, Волго-Вятское ГУ Банка России// УФК по Нижегородской области г. Нижний Новгород, р/с <***>, к/счет 40102810745370000024, БИК - 012202102 Код бюджетной классификации – 49311601156010000140.

Наименование платежа: административный штраф.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Сосновский районный суд.

Административный штраф должен быть оплачен в течение 60 дней с момента вступления постановления суда в законную силу.

За неуплату административного штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ.

Копию постановления вручить ФИО2 и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, С. Л.В.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии данного постановления.

Постановление не вступило в законную силу

Судья: Т.П.Немчинова