ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-380/2016 от 25.10.2016 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

<адрес> 25 октября 2016 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>

ФИО2,

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение <адрес> «Лисинский лесной колледж» (ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»), юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 471601001, поставлено 23.12.1993г. на учет в ИФНС РФ по <адрес>, временно исполняющий обязанности директора – ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут по результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения председателя Комитета государственного экологического надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ПВ, в отношении ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж», установлено, что ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж», осуществляющее свою хозяйственную деятельность в <адрес> и <адрес>, не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно:

- В нарушение п.2 ст.11, п.4 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляя деятельность по обращению с отходами в части их накопления (временного складирования отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами;

- В нарушение требований, установленных п.2 ст.22, п.1 ст.24 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду для учреждения не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с законодательством;

- в нарушение п.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представлен один паспорт отходов I - IV классов опасности на мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), при этом документы, подтверждающие направление копии паспорта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицом способом, позволяющим определить факт и дату его получения или вручение паспорта юридическим лицом под роспись, учреждением не представлены (в соответствии с требованиями пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ); не представлены паспорта других видов образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов I - IV классов опасности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»;

- В нарушение пунктов 1, 2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не представлены документы, подтверждающие ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, за IV квартал 2015 года и 2016 год,

- За 2015 год не представлена годовая форма федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме, утвержденной Приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ;

- В нарушение п.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», территория учебного участка механизации учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ш.Барыбина, 45 квартал, захламлена отходами обработки древесины (горбылем из натуральной чистой древесины, рейкой из натуральной чистой древесины, обрезью натуральной чистой древесины, щепой натуральной чистой древесины), то есть имеет место сброс отходов производства на почву.

- В нарушение ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» учреждение не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Указанные действия (бездействие) ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» административным органом квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ в отсутствие законного представителя ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» - временно исполняющего обязанности директора ФИО1, поскольку о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д.197, 199), в суд не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитники ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» ФИО4, ФИО5, ФИО6 обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтвердили, вину учреждения признали. Просили учесть, что с 22.06.2009г. деятельность нескольких объектов учреждения приостановлена приказом директора, работает лишь узел переработки древесины, в настоящее время учреждением заключен договор со сторонней организацией на разработку необходимой экологической документации, в том числе, паспортов отходов, составлен и ведется журнал учета отходов, на основании данных которого в конце 2016 года будет сдан отчет 2-ТП (отходы), территория учебного участка механизации учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, ш.Барыбина, 45 квартал, очищена от отходов обработки древесины. Просили в связи с тяжелым финансовым положением учреждения назначить наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитников ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» ФИО4, ФИО5, ФИО6, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность и административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с требованиями, установленными ст. 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями, установленными ст. 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с требованиями ст.19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. .

Годовая форма федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и сроки предоставления данных по указанной форме утверждены Приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 2 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В соответствии с требованиями ст. 26 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Обстоятельства дела и факт совершения ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» административного правонарушения подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении /Д от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом проверки /ПВ от ДД.ММ.ГГГГ;

- распоряжением о проведении плановой выездной проверки ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» /ПВ от 19.07.2016г.;

- фототаблицей от 10.08.2016г. к акту проверки /ПВ от ДД.ММ.ГГГГ;

- справкой ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» от 05.08.2016г.;

- сведениями о наличии котельных в ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» от 05.08.2016г.;

- пояснительной запиской ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»;

- ФИО8 «Лисинский лесной колледж» с изменениями;

- постановлением главы администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от 10.04.2014г.;

- приказом директора ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» по основной деятельности от 22.06.2009г.;

- приказом директора ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» по основной деятельности от 24.06.2011г.;

- справкой ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» Б от 10.08.2016г.;

- общими сведениями об отходах ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» от 05.08.2016г.;

- договором от 13.11.2015г.;

- счетом от 13.11.2015г.;

- актом сдачи отходов от 24.11.2015г.;

- актом № Ц0004786 от 24.11.2015г.;

- товарной накладной от 24.11.2015г.;

- договором от 01.01.2016г. о возмездном оказании услуг по вывозу отходов;

- договором от 27.01.2016г. о возмездном оказании услуг по вывозу отходов;

- договором на размещение (захоронение) отходов 3-5 классов опасности от 10.12.2014г. с приложениями;

- актами, подтверждающими вывоз отходов потребления за 2 полугодие 2015 года и 1 полугодие 2016 года;

- паспортом отходов 1-4 классов опасности на мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (2015г.);

- планом природоохранных мероприятий ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» на 2016 год.

Доказательств освобождения ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» от соблюдения вышеприведенных требований экологического законодательства, материалы дела не содержат и суду не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.

Суд, анализируя собранные по делу доказательства в своей совокупности, оценив их в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ как относимые, допустимые и достоверные, считает их взаимосвязанными, согласующимися друг с другом и не содержащими противоречий, в целом достаточными, и считает вину ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной и квалифицирует действия учреждения по ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Определяя виновному лицу вид и размер административного наказания, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, неблагополучное финансовое положение юридического лица, что подтверждается докладной руководителя ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» в Комитет общего и профессионального образования <адрес>, отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что расходы учреждения значительно больше его доходов, а недостаток средств учреждения на выплату заработной платы по бюджету до конца 2016 года составляет 4639306,03 руб., наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность – признание вины и раскаяние в содеянном, и отсутствие отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о том, что назначение наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ст.8.2 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж», в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела, положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, считает необходимым назначить наказание в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение <адрес> «Лисинский лесной колледж» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

УФК по <адрес> (Комитет государственного экологического надзора <адрес>, лицевой счет <***>), ИНН <***>, КПП 781401001, ОКТМО 41648430, банк получателя: Отделение Ленинградское, <адрес>, р/с 40, БИК 044106001, КБК 982 116 25050 01 0000 140, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды /Д.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Тосненский городской суд <адрес>.

Судья ФИО7