ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3833/20 от 26.10.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-013964-07

Дело №5-3833/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 26 октября 2020 г.

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кузьмина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, юридический адрес: ____, ОГРН <***>, ИНН <***>,

у с т а н о в и л :

____ 2020 г. главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия ФИО2, ФИО3 с протоколом не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменном возражении, просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен, направил письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с эпидемиологической обстановкой.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с распоряжением от 02.07.2019 № 27 Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление Минкультуры России по ДФО) в период с ____.2019 по ____.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия с целью исполнения пп. «б» п.2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.12.2018 № Пр-240.

По результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ____.2019.

На основании распоряжения Управления Минкультуры России по ДФО от 02.07.2020 № 14-пр в период с ____.2020 по ____.2020 проведена внеплановая документарная проверка исполнения пунктов №№ 1,2,4 предписания от 31.07.2019 № 17-п/п (срок исполнения – ____.2020), в ходе которой выявлено неисполнение пунктов 1,2,4 указанного предписания.

Так, пунктом 1 предписания проверяемому лицу установлено требование об обеспечении установки информационных надписей и обозначений н объектах культурного наследия федерального значения:

«Колодец купца ФИО4»;

«Дом, в котором в 1906-1908 гг. жил в ссылке ФИО5 в доме музей ФИО5»;

«Башня Манчаары, ХIХ в.».

Проведенной проверкой установлено, что информационные надписи установлены не в полном соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» (далее – постановление № 1178). В нарушение требований пп. «в», «д» п.3 Содержания информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением № 1178, на пластинах с информационными надписями не указаны регистрационные номера в соответствии с Единым государственным реестром объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – ЕГРОКН), не указаны сведения о времени возникновения объекта культурного наследия или дата его создания, даты основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) даты связанных с ним исторических событий, сведения об авторстве (при наличии).

Пунктом 2 предписания проверяемому лицу надлежало предоставить документы, подтверждающие внесение в ЕГРОКН объектов культурного наследия федерального значения:

1. «Неолитическая стоянка «Мархая»;

2. «Писаницы «Суруктаах Хайа»;

3. «Дом, где в 1915-1917 гг. жил в ссылке ФИО6.»;

4. «Писаницы м.Тойон-Арыы»;

5. Ансамбль «Комплекс памятников, эпоха палеолита – железный век: стоянка (поселение) «Усть-Миль-1»;

Проведенной проверкой установлено, что по ОКН № 1 своевременная работа не проведена, учетное дело в АИС ЕГРОКН не заведено.

Пунктом 4 предписания проверяемому лицу предписано обеспечить установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения: «Дом, в котором в 1906-1908 гг. жил в ссылке ФИО5 в доме музей ФИО5»; «Башня Манчаары, ХIХ в.».

Проведенной проверкой установлено, что проверяемым лицом работа по установлению требований к сохранению Башни Манчаары проведена не в полном объеме: общее состояние и состояние архитектурно-конструктивных элементов ограниченно-работоспособное, на крыше и наружных стенах многочисленные грибные и биологические повреждения, трещины, состояние полов неудовлетворительное, не смотря на это проверяемым лицом состав (перечень) видов работ (разрабатываемой документации) определен неоднозначно, без указания конкретного вида работ по сохранению, сроков и периодичности проведения работ (подготовки документации). Установленные сроки работ до ____.2025 необоснованно растянуты во времени.

Работа по установлению требований к сохранению Дома Орджоникидзе не проведена: дом находится в аварийном состоянии, необходимые меры по сохранению деревянного дома Департаментом не приняты, бездействие проверяемого лица создает угрозу ухудшения состояния и разрушения памятника истории федерального значения.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от ____.2020 .

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Как следует из пояснений представителей Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия и подтверждается материалами дела, во исполнение пункта 1 предписания Департаментом на 3 объектах культурного наследия федерального значения были установлены информационные надписи, которые содержат сведения о времени возникновения объекта культурного наследия или дата его создания, даты основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) даты связанных с ним исторических событий, сведения об авторстве (при наличии). Регистрационные номера не были указаны в информационных надписях, поскольку надписи были установлены в соответствии с требованиями ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.03.2015 1441-З № 437-V, действовавшими на момент выдачи предписания. Кроме того, в предписании не было указано конкретное содержание информационных надписей и обозначений.

Во исполнение пункта 2 предписания Департаментом проведена следующая работа: внесены в реестр 4 объекта культурного наследия, по ОКТ «Неолитическая стоянка «Мархая» сведения не внесены в связи с тем, что данный объект расположен на территории Иркутской области, о чем Департамент неоднократно направлял письма в Управление Минкультуры России по ДФО. Таким образом, неисполнение данного пункта Департаментом в отношении ОКТ «Неолитическая стоянка «Мархая» обусловлено объективными причинами, вина Департамента по данному пункту предписания не установлена.

Во исполнение пункта 3 предписания Департаментом в ТУ Росимущества по Республике Саха (Якутия) направлен акт технического состояния, что подтверждается материалами дела, а именно: копиями писем от ____.2020 и ____.2020 с отметками о получении.

Также Департаментом в целях организации работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с Главой VII Федерального закона от 25.06.2002 № 7З-ФЗ ТУ Росимущества по Республике Саха (Якутия) поручено провести научно-исследовательские, изыскательские работы в соответствии с ГОСТом Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники» и ГОСТом Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия», по результатам которых определяется необходимый объем (прогноз) работ по сохранению объекта культурного наследи: ремонт, реставрация, консервация и т.д.

Вопреки доводам административного органа о необоснованно установленных продолжительных сроках проведения работ (до ____.2025) установлено, что Департамент ограничен 5 летним максимальным сроком выдачи проведения работ по сохранению работ объекта культурного наследия, так как в соответствии с абз.14 П.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ (обследование и фото фиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности).

Кроме того, судом принимаются во внимание доводы привлекаемого лица о том, что по ОКТ «Дом, в котором в 1906-1908 гг. жил в ссылке ФИО5. В доме-музей ФИО5» на момент выдачи предписания 2019 года действовал старый акт технического состояния 2018 года, сроки которого не истекли на момент выдачи предписания 2019 год. Департамент не мог выдать новый акт техсостояния, пока не истекут сроки старого акта техсостояния 2018 года. Таким образом, неисполнение предписания административного органа в данной части также обусловлено объективными причинами.

Таким образом, вина Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия в совершении вменяемого административного правонарушения совокупностью предоставленных доказательств не подтверждается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд РС (Я) в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.

Судья М. А. Кузьмина