ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-384/2013 от 11.07.2013 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е    <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

 Федеральный судья Нальчикского городского суда КБР Чеченова Ф.С.,

 с участием: прокуроров отдела прокуратуры КБР

 ФИО1 и ФИО2,

 руководителя организационно-контрольного отдела

 СУ СК РФ по КБР ФИО3,

 при секретаре Вороковой Н.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении Следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>

установил:

 Постановлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Следственного Управления Следственного комитета РФ по <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

 Из постановления следует, что Прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г, 07.05.2013г. и 10.06.2013г. в адрес руководителя СУ СК РФ по <адрес> направлены требования о предоставлении документов в части проведения СУ СК России по <адрес> процедур закупок, документов, подтверждающих заключение и фактическое исполнение государственных контрактов, фактическую оплату по контрактам, сведений о государственных служащих, включенных в перечень должностей федеральной государственной службы, сведений о лицах, принятых на федеральную государственную службу и др., для проведения проверок исполнения требований Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от ДД.ММ.ГГГГ №273-Ф3 «О противодействии коррупции», однако письмами от 13.05.2013г., 14.05.2013г. и 17.06.2013г. СУ СК России по <адрес> отказало в предоставлении запрашиваемой информации в связи с тем, что Следственный комитет не относится к органам федеральной исполнительной власти, полномочия органов прокуратуры по надзору за исполнением законов распространяются исключительно на деятельность Следственного комитета, регулируемую уголовно-процессуальным законодательством. Указанные действия (бездействие), выразившиеся в отказе предоставления требуемых документов являются незаконными, препятствуют осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ №273-Ф3 «О противодействии коррупции», от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №297, приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от ДД.ММ.ГГГГ №195, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы». Кроме этого, законные требования прокурора о предоставлении объяснений по существу незаконных отказов в предоставлении истребуемых документов и сведений СУ СК России по <адрес> проигнорированы.

 Представитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> К А.Х. просит прекратить производство по административному делу в отношении СУ СК РФ по <адрес>, возбужденному заместителем прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, за отсутствием состава правонарушения. В обоснование своего ходатайства представитель СУ СК РФ по <адрес> указывает, что отказ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по К в предоставлении запрошенной информации основан на отсутствии у органов прокуратуры соответствующих полномочий для проведения указанных проверок, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень надзорных полномочий органов прокуратуры, в который Следственный комитет Российской Федерации и образующие его систему следственные органы не входят; Федеральным законом от 28.12.2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» установлен особый правовой статус Следственного комитета Российской Федерации, который не позволяет отнести его к федеральным органам исполнительной власти, Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012г. № «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Следственный комитет Российской Федерации к числу федеральных органов исполнительной власти также не отнесён. Согласно п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации, что прямо свидетельствует об особом правовом статусе данного государственного органа. Непосредственно государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст.11 Конституции РФ). Президент Российской Федерации - глава государства, не входит прямо ни в одну из установленных ветвей государственной власти (ст.80 Конституции РФ). При изложенных обстоятельствах, возглавляемый Президентом Российской Федерации федеральный государственный орган власти - Следственный комитет Российской Федерации, не может быть признан органом исполнительной власти. На отсутствие у органов прокуратуры полномочий осуществлять надзор за вне процессуальной деятельностью Следственного комитета указывает и разработка в сентябре 2012г. Генеральной прокуратурой РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», 30.11.2012г. депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации ПВ ХА внесен аналогичный законопроект, предусматривающий включение Следственного комитета в перечень органов учреждений и организаций, в отношении которых возможно осуществление органами прокуратуры иных надзорных функций, на который Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации 09.01.2013г. за №А6-28 дано отрицательное заключение.

 Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, считаю, что оснований для привлечения СУ СК РФ по <адрес> к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ не имеется, по следующим основаниям.

 Статьёй 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

 Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

 Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

 Как следует из материалов дела, СУ СК РФ по <адрес> вменяется в вину невыполнение адресованных им запросов прокурора о предоставлении документов в части проведения СУ СК России по <адрес> процедур закупок, документов, подтверждающих заключение и фактическое исполнение государственных контрактов, фактическую оплату по контрактам, сведений о государственных служащих, включенных в перечень должностей федеральной государственной службы, сведений о лицах, принятых на федеральную государственную службу и др., для проведения проверок исполнения требований Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от ДД.ММ.ГГГГ №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

 Согласно ответов СУ СК РФ по <адрес> он информирует прокурора о невозможности предоставить истребуемые материалы в связи с отсутствием законных оснований, установленных федеральными нормативными правовыми законами.

 В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" безусловному исполнению в установленный срок подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона. В соответствии со ст.21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

 Данные нормы, регламентирующие полномочия прокуратуры в области надзора за исполнением законов, а также предмет такого надзора, не указывают на всеобщность указанного прокурорского надзора и содержат конкретный перечень субъектов надзора.

 При этом, как усматривается из Федерального закона от 28.12.2010г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», Положения о Следственном комитет РФ, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011, а также Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 77) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Следственный комитет РФ, чей особый правовой статус определен, как федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, не относится к числу федеральных органов исполнительности, а также к иным субъектам, перечисленным в статье 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

 Соответственно, указанная норма не предоставляет органам прокуратуры «общенадзорных» полномочий в отношении органов Следственного комитета Российской Федерации.

 На особый правовой статус данного государственного органа указывает и то обстоятельство, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации, который согласно Конституции Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей государственной власти согласно принципу разделения властей (ст.ст.10,11 80 Конституции РФ).

 Кроме того, согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 Таким образом, законодателем установлены обязательные условия для проведения проверки, а именно:

 прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

 содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

 Вместе с тем, запросы прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 7-46-2013, ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № не содержат данных о ставших известными органам прокуратуры фактах нарушений действующего законодательства должностными лицами следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес>

 Представитель прокуратуры <адрес> ФИО6 также подтвердил в судебном заседании, что какой-либо информацией о фактах нарушения закона СУ СК РФ по <адрес> прокуратура <адрес> не располагает, проверка предполагалась на основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 Материалы настоящего дела об административном правонарушении также не содержат сведений о фактах нарушений действующего законодательства должностными лицами Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес>

 С учетом изложенного, за вмененные действия Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> не может быть привлечен к административной ответственности в связи с отсутствием состава, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 25.4, 29.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

постановил:

 Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>, в связи с отсутствием в действиях СУ СК РФ по <адрес> состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение 10 суток со дня его вынесения.

 Федеральный судья - подпись

 Копия верна:

 Федеральный судья - Ф.С.Чеченова