ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тверь 13 апреля 2021 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Блохиной П.Е., с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВАЯ МОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ ИНВЕСТ» (далее – ООО «ТМК ИНВЕСТ»), ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: <...>, ком.410,
установил:
ООО «ТМК ИНВЕСТ» являясь работодателем, привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии, не указанной в патенте, содержащем сведения о профессии, при следующих обстоятельствах.
ООО «ТМК ИНВЕСТ», юридический адрес: <...>, ком.410, по адресу места осуществления деятельности: Тверская область, Калининский район, железнодорожная станция Чуприяновка, ул. 3-я Мира, д.12, 23.12.2020 года приняло на работу гражданина Республики <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который, являясь гражданином Республики <данные изъяты> осуществлял трудовую деятельность на территории ООО «ТМК ИНВЕСТ» в качестве подсобного рабочего (осуществлял разгрузку транспортного средства, носил металлическую арматуру) без патента на работу по профессии подсобный рабочий, имея патент серии №, выданный 24.11.2020 года по профессии «помощник по хозяйству», в нарушение п.4.2 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор ОВМ ОМВД России по Калининскому району Тверской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3 согласилась с обстоятельствами, указанными в протоколе об административном правонарушении, указав, что при принятии на работу иностранных граждан не знали, что помощник по хозяйству и подсобный рабочий это разные профессии. В настоящий момент иностранные граждане в Обществе не работают, уволены 25.12.2020 года. просила назначить минимально возможное наказание.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, нахожу вину ООО «ТМК ИНВЕСТ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ установленной.
Факт совершения ООО «ТМК ИНВЕСТ» административного правонарушения подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела:
- протоколом об административном правонарушении №003829/148 от 03.03.2021 года, содержащим описание события правонарушения (л.д.2-5);
- объяснениями ФИО3 от 03.03.2021 года, не отрицавшей факта привлечения иностранных работников, в том числе ФИО6, в качестве подсобных рабочих в течение 1 дня, после чего трудовой договор был расторгнут (разгружали транспортное средство и носили металлическую арматуру) (л.д.12);
- сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ на имя ФИО1 (л.д.17-18);
- копией миграционной карты и отрывной части бланка уведомления о прибытии ФИО1 (л.д.19-20);
- копией патента ФИО1№ вид трудовой деятельности – помощник по хозяйству (л.д.21);
- копией уведомления от 23.12.2020 года о заключении 23.12.2020 года трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО1, имеющим патент по профессии «помощник по хозяйству» (л.д.22-23);
- копией трудового договора №7 от 23.12.2020 года между ООО «ТМК ИНВЕСТ» и ФИО1 (л.д.24-27);
- выпиской из ЕРГЮЛ (л.д.37-48);
- копией устава ООО «ТМК ИНВЕСТ» (л.д.57-72).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона №115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими, способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 4 ст.13 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Пункт 4.2 ст.13 Федерального закона №115-ФЗ закрепляет, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
В силу п.29 ст.13.3 Федерального закона №115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в выдаваемом на территории соответствующего субъекта РФ патенте на осуществление трудовой деятельности профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
На основании указанной нормы, Губернатором Тверской области принято постановление от 29.12.2014 года №202-пг, в соответствии с которым в патенте, выдаваемом с 01.01.2015 года на территории Тверской области иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должна быть указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.
В выданном 24.11.2020 года гражданину <данные изъяты>ФИО4 патенте № в качестве профессии указан «помощник по хозяйству».
Помощник по хозяйству, согласно коду 5151 Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий, введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 года №2020-ст, с учетом Поправки 1/2017 ОКЗ, опубликованной в ИУС «Национальные стандарты», № 1, 2018, входит в группу профессий «Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности». Помощники по хозяйству в отелях (гостиницах), офисах и других организациях руководят и выполняют различные функции, связанные с ведением хозяйства с целью уборки и поддержания чистоты, внутреннего убранства, конструкций и помещений данных заведений. В их обязанности входит: организация работы и контроль за деятельностью персонала, занимающегося уборкой и хозяйственными функциями (горничные, уборщики, прислуга), рекомендации по найму, обучению и увольнению работников; приобретение или контроль за приобретением и расходованием материалов; контроль сохранности и выдачи материалов; обеспечение порядка и соблюдения установленных правил; ручная уборка или с использованием пылесоса, мытье и полировка полов, мебели и других конструкций; заправка постелей, уборка ванных комнат, смена полотенец, мыла и сопутствующих изделий; уборка кухонь и оказание помощи на кухне в целом, включая мытье посуды; пополнение запасов в мини-барах и изделий, таких как стаканы и пишущие приборы.
Вместе с тем исследование судом приведенные выше доказательства подтверждают, что фактически гражданин <данные изъяты>ФИО4, привлеченный к трудовой деятельности ООО «ТМК ИНВЕСТ» выполнял разгрузку транспортного средства, носил металлическую арматуру, то есть исполнял трудовые обязанности по профессии «подсобный рабочий», предусмотренной кодом 9622 Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), не указанной в выданном ему патенте.
Поскольку понятие вины юридических лиц не раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, соответственно в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из Федерального закона №115-ФЗ следует, что обязанность соблюдать условия привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации лежит на работодателе, каковым является ООО «ТМК ИНВЕСТ», которое было обязано обеспечивать выполнение установленных в соответствии с Федеральным законом ограничений, осуществлять контроль за работой своих работников и нести ответственность за неисполнение этой обязанности, в том числе проверять иностранного гражданина, привлекаемого им к работе на предмет наличия у данного гражданина патента с указанием соответствующего вида деятельности (профессии) к трудовой деятельности по которой привлекается это лицо.
В данном случае Общество имело возможность проконтролировать и не допустить использование иностранной рабочей силы с нарушениями действующего законодательства, однако оно привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина, по профессии, не указанной в патенте.
То обстоятельство, что в трудовом договоре ФИО1 указано, что он принимается на работу по должности помощника по хозяйству, не исключает наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, так как обстоятельством, имеющим юридическое значение в данном случае, являются фактически осуществляемый иностранным гражданином вид деятельности, по конкретной профессии, в данном случае основные и дополнительные виды деятельности ООО «ТМК ИНВЕСТ», указанные в ЕГРЮЛ, а также объяснения, данные генеральным директором Общества при производстве по делу, свидетельствуют о том, что ФИО4 исполнял обязанности подсобного рабочего. Указанные обстоятельства не отрицались законным представителем ООО «ТМК ИНВЕСТ» и в судебном заседании.
При таких обстоятельствах действия ООО «ТМК ИНВЕСТ» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, относящегося к субъектам малого предпринимательства, привлечение к административной ответственности впервые, что суд относит к обстоятельствам смягчающим административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Учитывая характер совершенного ООО «ТМК ИНВЕСТ» правонарушения, конкретные обстоятельства дела, с целью соблюдения баланса публичного и частного интересов, принципов справедливости и соразмерности назначенного административного наказания, считаю указанные обстоятельства исключительными, позволяющими назначить наказание в виде штрафа ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи с учетом положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Полагаю, что взыскание штрафа в размере 250 000 руб. может повлечь избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Таким образом, считаю возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначив наказание менее минимального размера административного штрафа – в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает. Так состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, при этом совершенное правонарушение посягает на интересы государства в области регулирования отношений с иностранными гражданами, в частности в сфере трудовой деятельности иностранных граждан, и по своему характеру не может являться малозначительным.
Равным образом, не имеется оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.
Действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество включено в указанный реестр 10.02.2020 года по категории «микропредприятие».
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены в отношении ООО «ТМК ИНВЕСТ» административного штрафа на предупреждение.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом требований Закона о правовом положении иностранных граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ судья,
постановил:
признать Общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВАЯ МОНТАЖНАЯ КОМПАНИЯ ИНВЕСТ», ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: <...>, ком.410 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель платежа УФК по Тверской области (УМВД России по Тверской области л/с <***>), ИНН: <***>, КПП: 695201001; ОКТМО: 28701000, р/с: <***>, Отделение Тверь г. Тверь, БИК: 042809001, КБК: 188 1 16 40000 01 6025 140, вид платежа: штраф ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, УИН 18891699990004419508.
Разъяснить правонарушителю, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч.1 или ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Квитанция об уплате штрафа предъявляется в Пролетарский районный суд г. Твери (<...>, каб.3).
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья П.Е. Блохина
1версия для печатиДело № 5-384/2021 (Постановление)