ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-385/2022 от 07.04.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 апреля 2022 года г. Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Бурше Р.С.,

с участием защитников ФИО1 – Сафронова В.А., Суязовой А.В.,

представителей контрольно-счетной палаты Тверской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, после проведения административного расследования в отношении министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Министр сельского хозяйства Тверской области ФИО1 допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.

В период с 30 сентября 2021 по 10 ноября 2021 года на основании приказа контрольно-счетной палаты Тверской области от 29.09.2021 №83 была проведена проверка использования бюджетных средств, по результатам которой установлены следующие нарушения:

1. Письмом ГКУ от 17.09.2020 №1804 в соответствии с Порядком №101-пп Министерству сельского хозяйства Тверской области (далее Министерство) направлен пакет документов, представленный ООО «Фермерское хозяйство «Покров», на возмещение затрат на поддержку собственного производства молока, содержащий сведения о наличии поголовья коров и (или) коз на 1 число месяца обращения за предоставлением из областного бюджета Тверской области субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, в числе сведений указано значение поголовья коз по состоянию на 1 сентября 2020 года – 873 единицы.

Приказом Министерства от 01.10.2020 №252 во исполнение Порядка №101-пп принято решение о предоставлении ООО «Фермерское хозяйство «Покров» субсидии по направлению «Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства» за счет средств областного бюджета Тверской области в размере 24, 9 тыс. руб.

Соглашение о предоставлении субсидии между Министерством и ООО «Фермерское хозяйство «Покров» заключено 24.09.2020 №86-М. Платежным поручением от 06.10.2020 №1900 Министерством перечислены ООО «Фермерское хозяйство «Покров» средства субсидии по данному направлению в размере 24, 9 тыс. руб., чем нарушены пункты 4, 13, 15, 20 «Порядка предоставления из областного бюджета Тверской области субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока», утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 23.03.2020 № 101-пп.

2. Письмом ГКУ от 22.09.2020 №1850 направлен пакет документов, представленный ООО «Фермерское хозяйство «Покров» на возмещение затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, содержащий сведения о наличии поголовья коров и (или) коз на 1 число месяца обращения за предоставлением из областного бюджета Тверской области субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение продуктивности в молочном скотоводстве по форме приложения 3 к Порядку №148-пп, в числе сведений указано значение поголовья коз по состоянию на 1 сентября 2020 года – 873 единицы.

Приказом Министерства от 01.10.2020 №251 во исполнение Порядка №148-пп принято решение о представлении ООО «Фермерское хозяйство «Покров» субсидии по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве» за счет средств областного бюджета Тверской области в 92, 4 тыс. руб.

Платежным поручением от 05.10.2020 №1858 Министерством перечислены ООО «Фермерское хозяйство «Покров» средства субсидии по данному направлению в размере 92,4 тыс. руб.

Приказом Министерства от 16.10.2020 №274 принято решение о предоставлении ООО «Фермерское хозяйство «Покров» субсидии по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве» за счет средств областного бюджета Тверской области в размере 10, 9 тыс. руб.

Платежным поручением от 21.10.2020 №2053 Министерством перечислены ООО «Фермерское хозяйство «Покров» средства субсидии по данному направлению в размере 10, 9 тыс. руб.

Соглашение о предоставлении субсидий между Министерством и ООО «Фермерское хозяйство «Покров» заключено 01.10.2020 №80-МО, включая доп. Соглашение от 16.10.2020 №1/80-МО, чем нарушены пункты 4, 13, 21 «Порядка предоставления из областного бюджета Тверской области субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение продуктивности в молочном скотоводстве», утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2020 № 148-пп.

3. Приказом Минсельхоза России от 03.12.2019 № 669 утверждены формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его предоставления, содержащие форму № 15-АПК «Отчет о наличии животных за 2019 года, составляемую сельхозтоваропроизводителем 31.12.2019. В соответствии с п. 2 Приказом Минсельхоза России от 03.12.2019 № 669 уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляют деятельность по формированию сводного отчета в целях его предоставления в Минсельхоз России.

Согласно представленному Министерством Ответу ООО «Фермерское хозяйство «Покров» за 2019 года по форме № 15-АПК от 31.12.2019 (за используемый период для расчета предоставленной в 2020 году субсидии) ООО Фермерское хозяйство «Покров» в 2019 году не осуществляло деятельности по производству товарного коровьего и козьего молока, занимаясь выращиванием овец.

Письмом Министерства от 24.05.2021 года № 3020-КК на основании подпункта 2 пункта 15 Порядка № 148-пп направлено уведомление о возврате предоставленных за 2020 год средств субсидии ООО «Фермерское хозяйство «Покров» в размере 128, 2 тысяч рублей, в связи с установлением факта осуществления получателем субсидии деятельности по выращиванию овец без осуществления деятельности по производству товарного коровьего и козьего молока, являющегося предметом субсидируемой деятельности в соответствии с установленным Порядком № 101-пп и Порядком № 148-пп условиями.

Таким образом, в нарушение положений ст. 38, ст. 162 БК РФ при предоставлении в 2020 году ООО «Фермерское хозяйство «Покров» субсидии из областного бюджета Тверской области по направлению «Возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока» (в соответствии с Порядком № 101-пп) в размере 24, 9 тысяч рублей и по направлению «повышение продуктивности в молочном скотоводстве» (в соответствии с Порядком № 148-пп) в размере 103,3 тысяч рублей, на общую сумму 128, 2 тысяч рублей, выплачена в нарушением условий пунктов 4, 13 Порядка № 101-пп, и пунктов 4, 14 Поярдка № 148-пп соответственно, что на основании ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с положением о Министерстве сельского хозяйства Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2011 № 76-пп (далее – Положение о Министерстве) Министерство сельского хозяйства Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия устойчивому развитию сельских территорий Тверской области (п. 1). Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тверской области, законами Тверской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Тверской области, а также настоящим Положением (п. 2). Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством (п. 13). Министерство возглавляет Министр сельского хозяйства Тверской области, являющийся руководителем Министерства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тверской области (п. 15). Министр сельского хозяйства осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач (п. 16). Министр сельского хозяйства руководит деятельностью Министерства (подпункт «а» пункта 16).

Согласно трудовому договору от 15.01.2020 № 2 ФИО1 назначен на государственную должность Тверской области Министра сельского хозяйства Тверской области (п.1.1); уполномочен на принятие решений в пределах своей компетенции (п. 2.1.1); обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральное законодательство, Устав Тверской области (п. 2.2.1), обеспечивать эффективную работу государственных органов Тверской области и защиту государственных интересов Тверской области (п. 2.2.2); выполнять иные обязательства, установленные федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Тверской области (п. 2.2.14); несет предусмотренную действующим законодательством ответственность за действия и бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (п. 6.1).

Согласно должностной инструкции, утвержденной Губернатором Тверской области ФИО4 10.02.2014 Министр назначается на должность распоряжением Губернатора Тверской области (п. 4); Министр обязан обладать знаниями Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава Тверской области, законом и иных нормативных правовых актов Тверской области, соответствующих направлениям деятельности Министерства (п. 7); должность Министра предполагает наличие навыков стратегического планирования и прогнозирования последствий принимаемых решений, принятия управленческого решения и осуществление контроля (пп. «а, г» п. 8); Министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач (пп. «а» п. 11), организует деятельность Министерства по направлению разработки и реализации мер по государственному регулированию производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (пп. «е» п. 8); осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Министерстве (пп. «ж» п. 8); Министр имеет право визировать документы в пределах своей компетенции (пп. «в» п. 13); Министр несет установленную законодательством ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него должностных обязанностей, в том числе правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности (пп. «в» п. 14).

Распоряжением Губернатора Тверской области от 15.01.2020 № 4-рг ФИО1 назначен на государственную должность Тверской области Министра сельского хозяйства Тверской области.

Таким образом, должностным лицом Министром сельского хозяйства Тверской области ФИО1 в нарушение положений ст.ст. 38, 162 БК РФ, пунктов 4, 13 Порядка № 101-пп и пунктов 4, 14 Порядка 148-пп при предоставлении в 2020 году ООО «Фермерское хозяйство «Покров» субсидии из областного бюджета Тверской области по направлению «Возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока» (Порядок № 101-пп) в размере 24,9 тыс. руб. и по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве» (Порядок № 148-пп) в размере 103,3 тыс. руб., на общую сумму 128,2 тыс. руб., допущено нецелевое использование средств областного бюджета Тверской области - субсидия предоставлена в нарушение условий предоставления, что на основании статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Датами совершения правонарушения являются 05.10.2020, 06.10.2020, 21.10.2020 – даты списания средств со счета Министерства.

ФИО1 извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.

Представитель ФИО1 –– Сафронов В.А. в судебном заседании пояснил, что Министр ФИО1 вину в совершении правонарушения не признает ни по составу правонарушения, ни по его субъекту. Пояснил, что существует два порядка выделения денежных средств – областной и федеральный. В данном случае денежные средства выделялись на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих коровье и козье молоко. В рамках этих порядков не существует только одного заявления на получение субсидии. К такому заявлению прилагаются определенные документы, которые подтверждаю право на получение субсидии. И эти документы – это приложение к этим двум порядкам. В рамках этих документов Министерство все проверило, они соответствовали. В документе, который подавался заявителем, указано о желании получить субсидию за коровье и козье молоко, и указано стадо коз, его количество. В своем объяснении представители Фермерского хозяйства пояснили, почему они указали в заявлении именно о козьем молоке. В рамках представленных заявителем документов Министерством и была проведена проверка. Противоречий в них не имелось. В Министерстве нестабильная кадровая ситуация. Выездная проверка по документам возможна, но в качестве исключения. Министр не согласен с позицией КСП о необходимости проведения выездной проверки. Протокол составлен в ходе проведения проверки, как отдела растениеводства, так и отдела животноводства. Однако в материалах, предоставленных КСП нет указания на обязательность проведения выездных проверок. Если бы была выездная проверка, было бы установлено отсутствие коз и наличие овец у ООО «Фермерское хозяйство «Покров». Полагает, что Министерство не обязано было осуществлять выездную проверку представленных документов на субсидию. При этом пояснил, что ежегодно Министерством сельского хозяйства РФ по всем субъектам собираются сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях. Данные сведения собираются ведомством субъекта, в данном случае, Министерством сельского хозяйства Тверской области, после чего передаются в Минсельхоз РФ. Таким образом, Министерство сельского хозяйства Тверской области участвует в собирании данной информации в рамках федерального документа. При этом в Министерстве отсутствует порядок работы, то есть отсутствуют нормативные акты, обязывающие использовать сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях при проведении проверок по заявкам на субсидии. В рамках проверки сотрудники КСП составили акт, после чего был составлен отчет. При этом КСП запрашивала у Министерства сведения о должностных лицах, ответственных за выявленные нарушения. Министерством было направлено письмо, в котором такая ответственность возлагалась на начальников отделов. Также пояснил, что Министр несет ответственность за исполнение начальниками отделов своих должностных обязанностей в целом. Однако полагал, что именно по вопросу административной ответственности имеются сомнения. Подтвердил, что все платежные поручения и приказы подписывал Министр. Кроме того, пояснил, что уведомление о необходимости возврата субсидии в ООО «Фермерское хозяйство «Покров» направлялось дважды - в мае 2021 года и марте 2022 года. В мае 2021 году при направлении уведомления была допущена ошибка в адресе Общества. В марте 2022 году уведомление было направлено по верному адресу, средства были возвращены в полном объеме.

Представитель Министра ФИО1 ФИО5 в судебном заседании пояснила, что все поданные на субсидию документы соответствовали Перечню, который предусмотрен Порядком. Не была проведена проверка достоверности в необходимый срок, однако полагала, что предусмотренные 9 рабочих дней объективно недостаточны для проведения такой проверки, так как заявок на субсидии очень много, кадров не хватает. Тем не менее, проверка была проведена позже, и Министерством были предприняты все необходимые меры для возврата денежных средств. В случае принятия решения о том, что правонарушение имело место, просила учесть положения ст. 2.9 КоАП РФ, так как ущерб причинен не был, деньги возвращены, умысел на причинение ущерба бюджета отсутствовал.

Аудитор контрольно-счетной палаты Тверской области ФИО2, протокол об административном правонарушении поддержала в полном объеме, просила привлечь ФИО1 к ответственности. Пояснила, что необходимыми условиями получения субсидии является не только наличие поголовья коз, коров, но и обеспечение сохранности их поголовья в отчетном году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году. Чтобы проверить обеспечение сохранности поголовья коров, коз, Министерство сельского хозяйства Тверской области должно обратиться к отчетности предыдущего года и посмотреть, в 2019 году хозяйство занималось разведением коз, коров или на него будет распространяться вторая часть подпункта 2, говорящая о том, что хозяйство вновь занялось разведением другого вида животных. При этом Министерство располагает этими сведениями. В соответствии с пунктом 13 Порядка № 101-пп аналогичный по содержанию пункту 14 Порядка № 148-пп, Министерство в течение 9х рабочих дней со дня получения документов от ГКУ осуществляет проверку документа на соответствие требованиям настоящего Порядка и достоверности сведений, содержащихся в документе, а также определяет соответствие сельхозтоваропроизводителей требованиям настоящего Порядка. В пункте 20 Порядка 101-пп говорится о том, что соблюдение условий, целей, порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством и органом государственного финансового контроля в соответствии с законодательством. Есть федеральные требования, которые регулируют предоставление субсидий юридическим лицам, - Постановление Правительства РФ №1492. В конце 2021 года были внесены изменения, и слово «обязательной» исключено, что дает возможность органу, предоставляющему субсидию, самому регулировать этот вопрос, вопрос проведения проверки, выездной или камеральной. Но на момент предоставления субсидии в тот период, который вменяется в вину Министру, это было обязательным условием. КСП проводилась плановая проверка, в рамках утвержденного Плана. Документы проверялись выборочно. Было установлено, что хозяйство, обратившееся за субсидированием козьего молока, является овцеводческим хозяйством. В КСП были представлены документы, подтверждающие принятие Министерством мер по возврату этого нецелевого использования. Письмо в Общество было направлено до проверки. Полагала, что данное уведомление также свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, так как денежные средства были возвращены в бюджет только после составления протокола, полагает, что отсутствуют признаки малозначительности правонарушения. Считает, что именно министр сельского хозяйства Тверской области ФИО1 является надлежащим субъектом правонарушения, так как в отличие от начальников отделов осуществляет организационно-распорядительные функции, подписывал платежные поручения и приказы на перечисление субсидии. Также обратила внимание, что представители Министра фактически в своих выступлениях привели лишь причины, способствовавшие совершению правонарушения, а на момент составления протокола об административном правонарушении Министерство не предпринимало никаких действий по возврату суммы нецелевого использования. И только после разговора с Министром при составлении протокола был уточнен адрес ООО «Фермерское хозяйство «Покров».

Выслушав представителей, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления из областного бюджета Тверской области субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 23.03.2020 № 101-пп, регламентирует процедуру предоставления из областного бюджета Тверской области субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, источником финансового обеспечения которых, в том числе, является субсидия из федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей животноводства и растениеводства, а также сельскохозяйственного страхования, и регламентирует процедуру возмещения части затрат на поддержку собственного производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку (далее - Субсидия), в целях увеличения объемов производства товарного коровьего и (или) козьего молока (далее - молоко).

Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 23.03.2020 № 101-пп, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) за расчетные периоды III и IV кварталов отчетного финансового года на 1 килограмм произведенного, реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку молока исходя из следующих критериев: наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз на 1-е число месяца, в котором они обращались за получением Субсидий; обеспечение сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году, сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы и (или) проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота в отчетном финансовом году.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 23.03.2020 № 101-пп, Министерство в течение 9 рабочих дней со дня получения документов от ГКУ осуществляет проверку документов на соответствие требованиям настоящего Порядка и достоверности сведений, содержащихся в документах, а также определяет соответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям настоящего Порядка. В случае, если документы, предусмотренные пунктами 8, 9 Перечня документов, не представлены сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе, содержащиеся в них сведения запрашиваются Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В случае несоответствия формы и содержания представленных документов требованиям настоящего Порядка Министерство в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, возвращает их сельскохозяйственным товаропроизводителям с указанием причин возврата. В срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, Министерство принимает решение о предоставлении Субсидии и заключает в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» соглашение о предоставлении Субсидии по типовой форме, утвержденной в соответствии с законодательством (далее - Соглашение), с соблюдением требований о защите государственной тайны либо решение об отказе в предоставлении Субсидии и направляет соответствующее уведомление сельскохозяйственному товаропроизводителю с указанием причин отказа. Решения, указанные в настоящем абзаце, оформляются приказом Министерства. Отказ в предоставлении Субсидии не является препятствием для повторного обращения для получения Субсидий. Соглашение должно содержать условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце первом пункта 8 настоящего раздела, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном в Соглашении.

Порядок предоставления из областного бюджета Тверской области субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2020 № 148-пп, регламентирует процедуру предоставления за счет средств областного бюджета Тверской области субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Субсидия) в целях увеличения объемов производства товарного коровьего и козьего молока (далее - молоко).

В силу пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2020 № 148-пп, субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за I, II и III кварталы текущего финансового года при соответствии следующим критериям: наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз на 1 число месяца, в котором они обратились за получением Субсидии; обеспечение сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году не менее 90% поголовья, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году, сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы и (или) проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота в отчетном финансовом году; выручка (доход) у сельскохозяйственных товаропроизводителей за предшествующий отчетный финансовый год согласно формам отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Об утверждении форм отчетности», не превышает 200000,0 тыс. руб.

Пунктом 14 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2020 № 148-пп, установлено, что Министерство в течение 9 рабочих дней со дня получения документов от ГКУ осуществляет проверку документов на соответствие условиям настоящего Порядка и достоверности сведений, содержащихся в документах, а также определяет соответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям законодательства и условиям настоящего Порядка. В случае, если документ, предусмотренный пунктом 8 Перечня документов, не представлен сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе, содержащиеся в нем сведения запрашиваются Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, Министерство принимает решение о предоставлении Субсидии в форме приказа Министерства и заключает соглашение о предоставлении Субсидии по типовой форме, установленной Министерством финансов Тверской области (далее - Соглашение), либо принимает решение об отказе в предоставлении Субсидии в форме уведомления и направляет его сельскохозяйственному товаропроизводителю с указанием причин отказа. Возврат документов не является препятствием для повторного обращения для получения Субсидий. Соглашение должно содержать условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце первом пункта 9 настоящего раздела, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном в Соглашении.

Вина Министра ФИО1 в совершение административного подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 24.02.2022, в котором указано событие правонарушения (л.д. 4-7);

- отчетом по результатам проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы «Развития подотрасли животноводства» государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области», утвержденного Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Тверской области (протокол от 29.12.2021) (л.д.8-50);

- платежным поручением №1858 от 05.10.2020 (л.д.51);

- приказом министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1 №251 от 01.10.2020 о предоставлении субсидии по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве за счет средств областного бюджета», с приложенным реестром начисленных субсидий, согласно которому ООО «Фермерское хозяйство «Покров» предоставлена субсидия в сумме 92 тысячи 417 рублей 59 копеек (л.д. 52-54);

- платежным поручением №1900 от 06.10.2020 (л.д.55);

- приказом министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1 №252 от 01.10.2020 о предоставлении субсидии по направлению «Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства», с приложенным реестром начисленных субсидий, согласно которому ООО «Фермерское хозяйство «Покров» предоставлена субсидия в сумме 24 тысячи 877 рублей 94 копейки (л.д. 56-59);

- платежным поручением №2053 от 21.10.2020 (л.д.60);

- приказом министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1 №274 от 16.10.2020 о предоставлении субсидии по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве за счет средств областного бюджета», с приложенным реестром начисленных субсидий, согласно которому ООО «Фермерское хозяйство «Покров» предоставлена субсидия в сумме 10 тысяч 905 рублей 20 копеек (л.д. 56-59);

- уведомлением Министерства сельского хозяйства Тверской области от 25.05.2021 №3020-КК в адрес ООО «Фермерское хозяйство «Покров», согласно которому Министерством были начислены и выплачены субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в размере 24 887, 94 рублей и на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 103 322, 79 рублей. Субсидия сельскохозяйственным производителям предоставляется на производство товарного коровьего и козьего молока, ООО «Фермерское хозяйство «Покров» осуществляет деятельность по разведению и выращиванию овец, в том числе по производству овечьего молока, однако, овечье молоко не субсидируется (л.д. 64-65);

- письмом Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области» от 17.09.2020 №1804 с приложенным пакетом документов, предоставленных ООО «Фермерское хозяйство «Покров», на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока (л.д. 66-78);

- письмом Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области» от 22.09.2020 №1850 с приложенным пакетом документов, предоставленных ООО «Фермерское хозяйство «Покров» для получения субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (л.д.79-95);

- соглашением №80-МО, заключенным 01.10.2020 между Министерством сельского хозяйства Тверской области и ООО «Фермерское хозяйство «Покров», о предоставлении из областного бюджета Тверской области в 2020 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат, связанных с повышением продуктивности в молочном скотоводстве за счет средств областного бюджета, (л.д. 96-103);

- дополнительным соглашением от 16.10.2020 №1/80-МО (л.д. 104-160);

- отчетом ООО «Фермерское хозяйство «Покров» о финансовых результатах на 31.12.2019 (л.д. 108-168)

- отчетом ООО «Фермерское хозяйство «Покров» о наличии животных за 2020 год (л.д. 169-171);

- балансом продукции ООО «Фермерское хозяйство «Покров» за 2020 год (л.д. 172-176);

- объяснением начальника управления отраслей агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка ФИО6, согласно которому в 2020 году контроль выполнения показателей, установленных соглашениями в рамках Порядков №101-пп, №148-55 осуществлялся, о чем свидетельствует начисление штрафных санкций по выявленным фактам невыполнения результативности, уведомления об уплате штрафных санкции направлены сорока трем сельскохозяйственным товаропроизводителям (л.д. 177-178);

- ответом министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1 от 17.12.2021 №6830-КК (л.д. 179-180);

- трудовым договором №2 от 15.01.2020, заключенного между губернатором Тверской области ФИО7 и ФИО1 (л.д. 181-186);

- должностной инструкцией министра сельского хозяйства Тверской области (л.д. 187-191);

- личной карточкой работника ФИО1 (л.д. 192);

- распоряжением №4 губернатора Тверской области от 15.01.2020 о назначении ФИО1 на государственную должность Тверской области Министра сельского хозяйства Тверской области (л.д. 193);

- распоряжением губернатора Тверской области №419-рг от 24.09.2021 об увольнении ФИО1 в связи с истечением срока действия срочного трудового договора (л.д. 194);

- распоряжением губернатора Тверской области №465-рг от 25.09.2021 о назначении ФИО1 временно исполняющим обязанности Министра сельского хозяйства Тверской области (л.д. 195);

- распоряжением №538-рг губернатора Тверской области от 27.10.2021 о назначении ФИО1 на государственную должность Тверской области Министра сельского хозяйства Тверской области (л.д. 196).

Оценив совокупность указанных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Доводы защитника Сафронова В.А. об отсутствии в действиях министра ФИО1 состава административного правонарушения со ссылкой на отсутствие в нормативных актах обязанности по осуществлению проверки достоверности представленных для получения субсидии документов, суд находит несостоятельными.

Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, утвержденный постановлением Правительства Тверской области 23.03.2020 № 101-пп, а также Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденный постановлением Правительства Тверской области 07.04.2020 № 148-пп, регламентируют процедуру предоставления за счет средств областного бюджета Тверской области таких субсидий.

При этом в пункте 13 Порядка № 101-пп и пункте 14 Порядка № 148-пп говорится об обязанности Министерства сельского хозяйства Тверской области в течение 9 рабочих дней со дня получения документов от ГКУ осуществить проверку документов на соответствие условиями данных Порядков и достоверности сведений, содержащихся в них.

Таким образом, обязанность по проверке достоверности сведений в представленных получателем субсидии документов прямо предусмотрена вышеуказанными нормативно-правовыми актами, исполнение которых обязательно для распорядителя средств областного бюджета Тверской области, которым в силу пункта 2 Порядка № 101-пп является Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Доводы защитника Сафронова В.А. о том, что Министр сельского хозяйства Тверской области ФИО1 не является субъектом вменяемого правонарушения, опровергаются представленными в суд материалами.

Так, в соответствии с п. 2.1.1 трудового договора от 15.01.2020 № 2, которым ФИО1 назначен на государственную должность Тверской области Министра сельского хозяйства Тверской области, он уполномочен на принятие решений в пределах своей компетенции.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 должностной инструкции, утвержденной Губернатором Тверской области ФИО4 10.02.2014, Министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач. В силу пп. «в» п. 13 должностной инструкции Министр имеет право визировать документы в пределах своей компетенции, а также несет установленную законодательством ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него должностных обязанностей, в том числе правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности (пп. «в» п. 14).

При анализе исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что платежные поручения на перечисление соответствующих сумм субсидий в адрес ООО «Фермерское хозяйство «Покров», а также приказы о представлении таких субсидий подписаны Министром ФИО1, ввиду чего ссылки защитника Сафронова В.А. о возможной ответственности начальников отделов Министерства судом во внимание не принимаются.

Согласно ч.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении наказания ФИО1 принимаются во внимание характер и обстоятельства совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие, административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Принимая во внимание характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих обстоятельств, оценив характер совершенного ФИО1 правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание, что инкриминируемое правонарушение посягает на общественные отношения в сфере бюджетного законодательства, прихожу к выводу о необходимости назначения ФИО1 наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Признаков малозначительности совершенное ФИО1 правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.5, 15.14, 29.7 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Министра сельского хозяйства Тверской области ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Тверской области (контрольно-счетная палата Тверской области, лицевой счет <***>); ИНН <***>; КПП 695001001; Банкет получателя: Отделение Тверь Банка России//УФК по Тверской области г. Твери, БИК 012809106; р/с <***> к/с 40102810545370000029; ОКТМО 28701000; КБК 003 1 16 01242 01 0000 140.

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в суд, вынесший постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении установленного срока суд, вынесший постановление о наложении административного штрафа, с отметкой о его неуплате направляет судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления.

Резолютивная часть постановления оглашена 04.04.2022.

Судья Р.С. Бурше

1версия для печатиДело № 5-385/2022 (Постановление)