Дело № 5-386/2019
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«21» мая 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
заместителя Министра – начальника отдела экономики и финансового анализа Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, зарегистрированного по месту жительства и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года № 23-12/2019-10, составленному должностным лицом Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – Управление), в результате проведенной в Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее – Минсельхоз Камчатского края) плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за 2017-2018 годы, было установлено, что должностным лицом – заместителем Министра – начальником отдела экономики и финансового анализа Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 допущено нарушение порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов, выразившееся в недостижении значения показателя результативности «Объем ссудной задолженности по инвестиционным кредитам (займам)», предусмотренного заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) и Правительством Камчатского края в лице ФИО1, действовавшего на основании доверенности, Соглашением от 7 февраля 2018 года № 082-09-2018-439 о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Вменяемое ФИО1 деяние должностным лицом административного органа в протоколе квалифицировано по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО1 при рассмотрении дела вину в совершении административного правонарушения при изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах не признал, поддержав доводы, изложенные в своих письменных объяснениях, приложенных к протоколу об административном правонарушении (л.д. 11-13). Пояснил, что протоколом вменяется не нарушение порядка и условий расходования субсидии, а фактически невыполнении обязанности, предусмотренной разделом 4 заключенного соглашения о предоставлении субсидии. Также пояснил, что неясно, каким образом и на основании чего административным органом определен субъект административного правонарушения. Он (Черныш) подписал соглашение, действуя на основании доверенности, поскольку на тот момент исполнял обязанности Министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края. Однако на момент подписания соглашения нарушения предусмотренных данным документов обязанностей не было. Также указал, что в связи с недостижением показателя результативности Минсельхоз Камчатского края была исполнена мера ответственности, предусмотренная соглашением о предоставлении субсидии, в виде возврата расчетного объема средств, что подтверждается представленным платежным поручением № 696702 от 16 мая 2019 года, которым в федеральный бюджет перечислены средства, в том числе по указанному соглашению.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 129 БК РФ субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются формой межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
В силу п. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителем бюджетных средств по реализации подпрограммы 4 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие агропромышленного комплекса» Государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 523-П, является Минсельхоз Камчатского края.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года № 23-12/2019-10 и иных материалов настоящего дела, в 2018 году из федерального бюджета бюджету Камчатского края была предоставлена субсидия в объеме 21 906 400 рублей на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в рамках основного мероприятия «Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, подпрограммы 4 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие агропромышленного комплекса» Государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 523-П.
В силу абз. 3 п. 3 ст. 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) и Правительством Камчатского края (далее – Субъект) в лице ФИО1, действовавшего на основании доверенности, было заключено Соглашение от 7 февраля 2018 года № 082-09-2018-439 о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – Соглашение на 2018 год).
Пунктом 2.1 Соглашения на 2018 год (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 28 апреля 2018 года № 082-09-2018-439/2) определено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Камчатского края на 2018 года на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет 23 059 368 рублей 42 копейки.
Согласно п. 2.2 Соглашения на 2018 год (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 28 апреля 2018 года № 082-09-2018-439/2) размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Камчатского края, составляет 95,00 % от общих ассигнований, но не более 21 906 400 рублей.
Из акта проведенной на основании приказа врио руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 1 марта 2019 года № 102 в Минсельхозе Камчатского края выездной проверки от 19 апреля 2019 года следует, что средства субсидии из федерального бюджета в объеме 21 906 399 рублей 99 копеек были израсходованы Минсельхозом Камчатского края на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Пунктом 6.1.1 Соглашения на 2018 год определено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минсельхозом России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) данного соглашения и предоставлению отчетности, является Минсельхоз Камчатского края.
Согласно п. 4.3.3 Соглашения на 2018 год Камчатский край обязался обеспечить достижение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2 к данному Соглашению.
Приложением № 2 «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» к соглашению на 2018 год показатель результативности «Объем ссудной задолженности по инвестиционным кредитам (займам)» на 2018 год установлен в размере 534,3 млн. рублей.
Однако согласно представленному в материалах дела отчету о достижении значений показателей результативности на 1 января 2019 года, показатель результативности «Объем ссудной задолженности по инвестиционным кредитам (займам)» составил 648,718 млн. рублей.
Ссылаясь на положения признанного утратившим силу постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2018 года № 1063 пункта 29 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (приложение № 10 в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717)), согласно которым показателем результативности использования субсидии является объем ссудной задолженности по субсидируемым кредитам (займам), а итоговое знание, превышающее 100 процентов, отражает меньшую эффективность использования субсидии, должностным лицом Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю по вышеуказанному факту недостижения показателя результативности использования субсидии, что выразилось в превышении объема ссудной задолженности (648,718 млн. рублей) показателя результативности исполнения мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия (534,3 млн. рублей), то есть на 114,418 млн рублей, в отношении заместителя Министра – начальника отдела экономики и финансового анализа Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 23 апреля 2019 года был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с данным выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
Пунктом 8 данных Правил к условиям предоставления субсидий отнесено заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 данных Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 11 декабря 2017 года № 1519).
Данным пунктом Правил формирования, предоставления и распределения субсидий специально не определены и не выделены условия расходования субсидий.
При этом в ранее действовавшей редакции постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1159 пунктом 8 Правил было установлено, что в качестве условий предоставления и расходования субсидий правилами предоставления субсидий предусматриваются:
а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства;
г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 данных Правил.
Таким образом, в ранее действовавшей редакции Правила формирования, предоставления и распределения субсидий также не содержали в качестве условия расходования субсидий обеспечение достижения значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
В силу подп. «б», «к», «л» п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать: значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Российской Федерации (ведомственных целевых программ, входящих в состав государственных программ Российской Федерации) и (или) федеральных целевых программ (при наличии таких значений показателей в указанных программах) или результатам федеральных проектов, а также обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению; обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) данных Правил; ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий установлено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подп. «б» п. 10 данных Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по специальной формуле.
Пунктом 4.1.4 Соглашения на 2018 год установлено, что в случае если Субъектом (Правительством Камчатского края) допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 данного Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Минсельхоз России обязано рассчитать в соответствии с п.п. 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Камчатского края в федеральный бюджет, и направить Субъекту требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в указанном объеме.
Таким образом, Соглашением на 2018 год предусмотрено применение мер финансовой ответственности в виде возврата определенного объеме денежных средств в федеральный бюджет в случае недостижения Камчатским краем значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, в данном случае необходимо различать нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и нарушение условий (обязательств), предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, за нарушение которых ответственность предусмотрена самим соглашением в соответствии с положениями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
В рассматриваемом случае условие, предусмотренное пунктом 4.3.3 данного Соглашения, является именно взятым на себя главным распорядителем бюджетных средств обязательством, за нарушение которого данным Соглашением предусмотрена соответствующая ответственность, а не условием предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, поскольку таким условием, исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актом, является именно требование о заключении самого такого соглашения.
По настоящему делу ФИО1 в качестве события административного правонарушения фактически вменено нарушение не являющихся условиями расходования межбюджетных трансфертов обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 Соглашения на 2018 год, допущенное при реализации положений данного Соглашения после израсходования средств субсидии в объеме 21 906 399 рублей 99 копеек на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Согласно объяснениям ФИО1 при рассмотрении дела, представленному им платежному поручению № 696702 от 16 мая 2019 года, в связи с недостижением в 2018 году показателя результативности предоставления субсидии был осуществлен возврат в федеральный бюджет расчетный объем средств на основании п.п. 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий (л.д. 114-116).
Из изложенного следует, что Камчатским краем в лице Минсельхоза Камчатского края были исполнены предусмотренные Соглашением на 2018 год обязательства, нарушение условий предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в недостижении значения показателя результативности, предусмотренного Соглашением на 2018 год, поскольку указанное не образует состав указанного административного правонарушения.
При этом недостижение значений показателя результативности, предусмотренного соответствующим соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, при определенных условиях может указывать на наличие признаков дисциплинарного проступка в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, однако данные вопросы не входят в предмет проверки и доказывания по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
В силу п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 данного Кодекса, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельства производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя Министра – начальника отдела экономики и финансового анализа Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков