ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-386/2017 от 29.05.2017 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело № 5-386/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Когалым 29 мая 2017 года

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Куклев В.В., с участием законного представителя юридического лица МАДОУ <адрес> «ФИО5» ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «ФИО5», ИНН , КПП , ОГРН . Юридический адрес: 628485, <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

юридическое лицо Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «ФИО5», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

в период с 20 по 22 марта 2017 года в соответствии с приказом Службы по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОД-353 в <адрес> была проведена плановая выездная проверки МАДОУ <адрес> «ФИО5», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой обнаружены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, выразившиеся в следующем:

задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников отнесена, в том числе, должность «инструктор по физической культуре».

В соответствии с пунктом 3.4.1. Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н.

Единым квалификационным справочником, установлены следующие требования к квалификации по должности: «инструктор по физической культуре» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

На момент проведения проверки в штате Учреждения имелся педагогический работник, заключивший с Учреждением трудовой договор, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующий требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо дополнительное профессиональное образование в области доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы у инструктора по физической культуре ФИО1 (представлен диплом о высшем образовании, квалификация «Социальный педагог», специальность «Социальная педагогика», удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе в области физкультуры и спорта). Документа, подтверждающего прохождение ФИО1 обучения по дополнительной профессиональной программе в области доврачебной помощи, Обрнадзору Югры не представлено.

В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры не были представлены документы, подтверждающие соответствие вышеуказанного лица предъявляемым к данной должности квалификационным требованиям.

В судебном заседании законный представитель юридического лица МАДОУ <адрес> «ФИО5» ФИО3 виновность юридического лица признала частично, пояснив, что у инструктора по физической культуре ФИО4 имеется диплом о среднем профессиональном образовании с квалификацией учитель начальных классов и в приложении к диплому указано, что ФИО4 прошла, в том числе, подготовку по предметам «Физическая культура» - 584 часа, «Теория и методика физического воспитания с практикумом», «Физкультурно-оздоровительная деятельность», в связи чем они полагают, что инструктор по физической культуре ФИО4 соответствует предъявляемым к данной должности квалификационным требованиям и имеет соответствующий уровень образования. Инструктор по физической культуре ФИО1 действительно на момент проверки не прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе доврачебной помощи. В настоящее время ФИО1 прошла указанную подготовку и ей выдан соответствующий документ. По наличию заключения МЧС о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности по адресу: <адрес>, может пояснить следующее, указанное заключение МЧС имелось на здание по адресу: <адрес>, но выдано оно было МЧС юридическому лицу МАДОУ «ФИО10», которое ранее располагалось в указанном здании и в 2015 году в результате реорганизации было присоединено к МАДОУ «ФИО5». Поэтому нового заключения МЧС на здание по адресу: <адрес> на юридическое лицо МАДОУ «ФИО5» они не получали, так как фактически заключение МЧС на здание имелось и данное заключение как таковое не имеет каких-то ограничивающих его действие сроков.

Заслушав законного представителя юридического лица МАДОУ <адрес> «ФИО5», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного закона, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктами 6, 7 установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6, подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу ч. 1 ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников отнесена, в том числе, должность «инструктор по физической культуре».

В соответствии с пунктом 3.4.1. Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155, квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н.

Единым квалификационным справочником, установлены следующие требования к квалификации по должности: «инструктор по физической культуре» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании в ходе проведения плановой выездной проверки были выявлены грубые нарушения МАДОУ <адрес> «ФИО5» лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, по факту несоответствия квалификационным требованиям инструктора по физической культуре ФИО1

Факт совершения юридическим лицом МАДОУ <адрес> «ФИО5» административного правонарушения полностью подтвержден доказательствами, собранными по делу:

- протоколом об административном правонарушении -ЛК/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения;

- копией приказа руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОД-353 о проведении плановой выездной проверки МАДОУ <адрес> «ФИО5»;

- копией устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «ФИО5», пунктом 5 которого установлено, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования;

копией акта проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры МАДОУ <адрес> «ФИО5», № ПВЛ-077/2017;

- копией лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной 30.11.2015 Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии;

- копией выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО1 воспитателем по физическому воспитанию в д/с «ФИО10» 13 разряда;

- копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1;

- копией дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с реорганизацией МАДОУ <адрес> «ФИО5» путем присоединения к нему МАДОУ <адрес> «ФИО10», ФИО1 переведена с ДД.ММ.ГГГГ в МАДОУ «ФИО5»;

- копией диплома ФИО1, которой присуждена квалификации - социальный педагог по специальности «Социальная педагогика»;

- копией удостоверения о повышении квалификации ФИО1 по дополнительной профессиональной программе «Организация и технологии реализации образовательной области «физическое развитие» в дошкольных образовательных организациях в контексте требований ФГОС дошкольного образования»;

- копией информации из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАДОУ <адрес> «ФИО5», согласно которой одним из видов деятельности детского сада указано дошкольное образование.

Таким образом, МАДОУ <адрес> «ФИО5» не приняты меры по соблюдению требований законодательства в связи оказанием образовательных услуг.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают, поскольку они нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, полагаю, что из объема инкриминируемого административного правонарушения подлежит исключению то, что у инструктора по физической культуре ФИО4 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта либо дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи. Так в ходе проведения проверки Обрнадзору Югры был представлен диплом о среднем профессиональном образовании с квалификацией «Учитель начальных классов», согласно которому она прошла, в том числе, подготовку по предметам «Физическая культура» - 584 часа, «Теория и методика физического воспитания с практикумом», «Физкультурно-оздоровительная деятельность».

Также полагаю, что из объема инкриминируемого административного правонарушения подлежит исключению нарушение юридическим лицом подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ о том, что Учреждением не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что выразилось в отсутствии у лицензиата, МАДОУ <адрес> «ФИО5», заключения МЧС России о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>, так как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что на момент проверки у МАДОУ <адрес> «ФИО5» имелось в наличии соответствующее заключение о соответствии объекта защиты – здания по <адрес> в <адрес> обязательным требованиям пожарной безопасности, выданное 23.12.2009 ОГПН по <адрес> УГПН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре.

На основании изложенного прихожу к выводу о наличии в деянии, совершенном МАДОУ <адрес> «ФИО5» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений не допущено. Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, а именно, что действие или бездействие юридического лица, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судья с учетом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

С учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а именно того, что при проведении проверки юридического лица выявлено одно нарушение лицензионных требований, которое к моменту рассмотрения дела устранено, и инструктор по физической культуре ФИО1 прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе доврачебной помощи, отсутствия в результате указанного нарушения лицензионных требований негативных последствий, и отсутствие как таковой существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых общественных отношений, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица МАДОУ «ФИО5», хотя формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и наступивших последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и может быть признано малозначительным.

Руководствуясь ст. 2.9, ч.3 ст.19.20, ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

прекратить производство по делу об административном правонарушении и освободить юридическое лицо – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «ФИО5» за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО - Югры.

Судья (подпись) В.В. Куклев

Подлинный документ подшит в деле № 5-386/2017 Когалымского городского суда ХМАО-Югры