ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-387/19 от 19.12.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 5-387/2019

УИД: 24RS0056-01-2019-008305-85

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 19 декабря 2019 года

Судья Центрального районного суда города Красноярска Белокопытов И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Енисей Экспресс»,

УСТАНОВИЛ:

на основании решения Норильского транспортного прокурора от 14.08.2019г. №32 в отношении ООО «Енисей Экспресс» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности судоходства на внутреннем водном и морском транспорте.

В ходе проверки 14.08.2019г. в морском порту Дудинка обнаружен сухогрузный теплоход «СТ-303», принадлежащий ООО «Енисей-Экспресс» на основании свидетельства о праве собственности на судно №18-0294 от 22.06.2016г. (серия ЕН № 0002801), ошвартованный под управлением капитана Г. к речному причалу №2 морского порта Дудинка.

По результатам проверки, выявлены нарушения общих правил плавания в морских портах Российской Федерации, а также пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, что подтверждается вступившими в силу постановлениями ФИО1 ЕУГМРН Ространснадзора об административных правонарушениях от 20.08.2019 №5-54, №5-55, которыми капитан сухогрузного теплохода «СТ-303» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.7 КоАП РФ, ст.11.16 КоАП РФ.

Наряду с указанным, в ходе проверки судовых документов, капитаном сухогрузного теплохода «СТ-303» не представлены паспорта на якорные цепи либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб.

В этой связи данные сведения истребованы прокурором у судовладельца (требование от 15.08.2019 №23/7-1 1-2019).

Из ответа ООО «Енисей Экспресс» от 15.08.2019 №33 следует, что испытания якорных цепей на разрыв, растяжение или ударный изгиб на теплоходе «СТ-303» не проводились, поскольку в период эксплуатации судно не подлежало переоборудованию, модернизации или смене назначения судна.

Из положений п.301 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623 (далее - Технический регламент №623) следует, что основанием для запрещения эксплуатации судна является несоответствие якорного снабжения проектным данным или неисправность якорного устройства, в том числе, когда на якорные цепи нет паспорта, выданного организацией - изготовителем цепей, или якорные цепи не подвергались испытанию разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб в организации - изготовителе цепей или в испытательной лаборатории, аккредитованной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и не имеют соответствующего свидетельства об испытаниях.

Изложенные обстоятельства исключают возможность эксплуатации судна, в отсутствие паспортов на якорные цепи, либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб.

В силу ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статьей 22 названного Федерального закона предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах, принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

При этом, согласно п.3 ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» неисполнение требований прокурора влечет за собой установленную законом ответственность.

Учитывая, что ООО «Енисей Экспресс» не имеет паспортов на якорные цепи сухогрузного теплохода «СТ-303», либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб, и.о. Норильского транспортного прокурора Богдановым Д.С. внесено представление об устранении нарушений от 12.09.2019 № 23/7-03-2019/1174.

Из ответа ООО «Енисей Экспресс» от 11.10.2019 №36 на указанное представление следует, что частично выявленные нарушения устранены, остальные будут устранены в ближайшее время.

Вместе с тем, установлено, что сухогрузным теплоходом «СТ-303» 30.09.2019 осуществлен заход в морской порт Дудинка и 07.10.2019 выход из него. Согласно записей судового журнала, в период с 25.09.2019 по 30.09.2019 сухогрузным теплоходом «СТ-303» выполнялся рейс по маршруту Красноярск-Дудинка, в период с 30.09.2019 по 07.10.2019 осуществлялась стоянка в морском порту Дудинка, в период с 07.10.2019 по 16.10.2019 выполнялся рейс по маршруту Дудинка-Красноярск.

В целях выяснений причин, по которым ООО «Енисей Экспресс» производилась эксплуатация сухогрузного теплохода «СТ-303» в указанный временной период несмотря на требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений закона от 12.09.2019 №23/7-03- 2019/1174, в отсутствие паспортов на якорные цепи, либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб, прокурором направлено требование от 18.10.2019 №23/7-11-2019/1355.

В ответ на указанное требование, письмом от 22.10.2019 №38 ООО «Енисей Экспресс» представлена информация о том, что на теплоходе «СТ-303» имеется Акт ежегодного освидетельствования Российским Речным Регистром от 21.06.2019, согласно заключению которого судно признано годным к эксплуатации, что свидетельствует об отсутствии ограничений для работы сухогрузного теплохода «СТ-303» в навигацию 2019 года.

Указанное послужило основанием для возбуждения Норильским транспортным прокурором 05.11.2019г. в отношении ООО «Енисей Экспресс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является адрес регистрации юридического лица: пр-т. Мира, д.10, г.Красноярск, Красноярский край.

Временем совершения административного правонарушения является дата отклонения требований прокурора изложенных в представлении - 22.10.2019г.

Помощник прокурора в судебном заседании полагал вину ООО «Енисей Экспресс» установленной.

Представитель ООО «Енисей Экспресс» полагала вину Общества не доказанной, поддержав свои письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 12 августа 2010г. №623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (в ред. постановления Правительства РФ от 30.04.2015г. №426), требования Технического регламента не распространяются на суда, проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены до вступления в силу Технического регламента, а также на материалы и изделия для судов, изготовленные до вступления в силу технического регламента.

Согласно паспорту, судно изготовлено в 1983г. на основании проекта №912В (разработан ЦТКБ Новосибирского филиала, утвержден в 1979г.), а обновление его корпуса и переклассификация на класс О 2.0А произведены на основании проекта №912В/205 (согласно Акта первоначального освидетельствования судна для его переклассификации от 02.06.2010г.), т.е. до вступления в силу нормативного документа, на который ссылается прокурор, то соответственно на него не могут распространяться требования п.301 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. № 623.

Таким образом, представитель Общества полагает требования прокурора незаконными, т.к. они основаны на нормативном документе, требования которого не распространяется на указанное судно, что подтверждается официальным ответом органа осуществляющего контроль за соблюдением законодательства в части безопасного функционирования внутреннего водного транспорта - Речного регистра (Енисейский филиал) от 11.11.2019г. №ЕФ-03-15- 1133.

У таких судов испытания якорного снаряжения были проведены при их постройке, а соответствие якорного снаряжения проектным данным и исправность якорного устройства проверяется при ежегодном и очередном (раз в пять лет) освидетельствовании указанных выше судов, материалов и изделий для судов, при этом Речной Регистр руководствуется Положением о классификации и освидетельствовании судов, утверждённым Министерством транспорта Российской Федерации приказом №102 от 14.04.2016г., и Правилами, утверждаемыми Речным Регистром в соответствии с п.2 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской №24-ФЗ от 07.03.2001г.

В соответствии с действующим законодательством соответствие якорного снаряжения проектным данным и исправность якорного устройства теплохода «СТ-303» проверялось Речным Регистром при проведении переклассификации судна и обновления корпуса (без изменения якорного устройства), согласно Акту первоначального освидетельствования судна от 02.06.2010г., а также при ежегодном и очередном освидетельствовании указанного судна, и их исправность и соответствие проектным данным подтверждена Актом очередного освидетельствования от 11.06.2015г. и Актом ежегодного освидетельствования от 21.06.2019г.

На основании вышеизложенных доводов, представитель Общества полагает, что представлением прокуроратуры нарушаются права и законные интересы юридического лица в сфере экономической самостоятельной хозяйственной деятельности.

В то же время указывает, что представление прокурора рассмотрено с его участием 16.09.2019г. в установленные сроки, выполнены все его законные требования (в части иных нарушений), прокурору своевременно был представлен ответ с изложением принятых мер (№36 от 11.10.2019 г.).

При получении повторного требования прокурора от 18.10.2019 №23/7-11-2019/1355 о сообщении последнему причин по которым производится эксплуатация судна без паспорта на якорные цепи либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб и их истребования, своевременно письмом от 22.10.2019 №38 ему была представлена мотивированная информация о том, что причиной законной эксплуатации судна является наличие Акта ежегодного освидетельствования теплохода «СТ-303» (в соответствии с действующим законодательством) Российским Речным Регистром от 21.06.2019, согласно заключению которого судно признано годным к эксплуатации (в т.ч. и в части якорного снаряжения), что свидетельствует об отсутствии ограничений для работы сухогрузного теплохода «СТ-303» в навигацию 2019 года.

Полагает, что в этом случае невыполнение требований прокурора нельзя рассматривать как административное нарушение, т.к. несогласие прокурора с содержанием ответа не свидетельствует об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий и не может служить достаточным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению представителя Общества, учитывая, что при осуществлении эксплуатации теплохода «СТ-303» ООО «Енисей-Экспресс» не допустило нарушения действующего законодательства, производило его эксплуатацию с исправным якорным оборудованием в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, что подтверждено Актом очередного освидетельствования от 11.06.2015г. и Актом ежегодного освидетельствования Российским Речным Регистром от 21.06.2019г., оформленных в соответствии с Правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации и разрешающего эксплуатацию судна в навигацию 2019г., а требования прокурора указанные в представлении, неисполнение которых указано как основание для привлечения к административной ответственности, не отвечают требованиям закона, т.к. основаны на нормативном документе, который в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 12 августа 2010г. №623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» не может быть применен к данному теплоходу, в действиях ООО «Енисей-Экспресс» отсутствует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит вину ООО «Енисей Экспресс» доказанной в силу следующего.

Отношения в области безопасности объектов внутреннего водного транспорта регулируются постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010г. №623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

В соответствии с п.3 указанного постановления, требования технического регламента не распространяются на объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта и суда, проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены до вступления в силу технического регламента, а также на материалы и изделия для судов, изготовленные до вступления в силу технического регламента, за исключением требований, прямо предусмотренных в техническом регламенте для указанных объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, судов, материалов и изделий для судов.

В соответствии с п.п.«И» п.301 постановления, основанием для запрещения эксплуатации судна является несоответствие якорного снабжения проектным данным или неисправность якорного устройства, когда, в частности, на якорные цепи нет паспорта, выданного организацией - изготовителем цепей, или якорные цепи не подвергались испытанию разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб в организации - изготовителе цепей или в испытательной лаборатории, аккредитованной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и не имеют соответствующего свидетельства об испытаниях.

Проведенной проверкой установлено, отсутствие у ООО «Енисей Экспресс» паспортов на якорные цепи сухогрузного теплохода «СТ-303», либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб.

12.09.2019г. и.о. Норильского транспортного прокурора Богдановым Д.С. внесено представление № 23/7-03-2019/1174 об устранении нарушений.

Требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Указанное представление ООО «Енисей Экспресс» не обжаловалось и было рассмотрено 16.09.2019г., по итогу, 11.10.2019г., в адрес прокурора дан ответ об устранении части нарушений и устранении оставшихся в ближайшие сроки.

В последующем, письмом от 22.10.2019 №38 ООО «Енисей Экспресс» представлена информация о том, что на теплоходе «СТ-303» имеется Акт ежегодного освидетельствования Российским Речным Регистром от 21.06.2019, согласно заключению которого судно признано годным к эксплуатации, что свидетельствует об отсутствии ограничений для работы сухогрузного теплохода «СТ-303» в навигацию 2019 года.

Таким образом, требования прокурора об устранении нарушений ООО «Енисей Экспресс» исполнены не были.

В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Судом установлено, что ООО «Енисей Экспресс» не выполнило законные требования прокурора по внесённому последним представлению от 12.09.2019 №23/7-03-2019/1174 об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасное функционирование внутреннего водного транспорта, а именно продолжило деятельность по эксплуатации сухогрузного теплохода «СТ-303» в отсутствие паспортов на якорные цепи, либо свидетельства об их испытаниях разрывной нагрузкой, на растяжение и ударный изгиб.

Вина ООО «Енисей-Экспресс» подтверждается имеющимися в материалах дела:

-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2019г. по ст.17.7 КоАП РФ в отношении ООО «Енисей Экспресс»;

-требованием о предоставлении информации и документов от 30.10.2019г.;

-ответом на требование от 05.11.2019г.;

-уставом ООО «Енисей Экспресс»;

-решением учредителя ООО «Енисей Экспресс» №12 от 08.02.2019г.;

-сведениями из ЕГРЮЛ;

-решением о проведении проверки №32 от 14.08.2019г.;

-требованием о предоставлении информации и документов от 15.08.2019г.;

-ответом на требование от 15.08.2019г.;

-представлением от 12.09.2019г. № 23/7-03-2019/1174;

-ответом на представление от 11.10.2019г.;

-приказом №40 от 16.09.2019г.;

-требованием о предоставлении информации и документов от 18.10.2019г.;

-ответом на требование от 22.10.2019г.;

-актом ежегодного освидетельствования от 21.06.2019г.;

-свидетельством о праве собственности на судно от 22.07.2016г.;

-свидетельством о праве плавания под флагом РФ от 22.07.2016г.;

-выпиской из регистрации судна;

-данными речного регистра;

-заявлением на заход в порт от 30.09.2019г.;

-заявлением на выход из порта от 07.10.2019г.;

-разрешением на выход судна из морского порта от 07.10.2019г.;

-постановлениями №5-55 от 20.08.2019г. по ст.11.16 КоАП РФ, №5-54 от 20.08.2019г. по ч.1 ст.11.7 КоАП РФ, в отношении Г.

Довод представителя Общества об отсутствии в действиях ООО «Енисей Экспресс» состава вмененного правонарушения со ссылкой на применение прокурором в отношении Общества норм, не распространяющихся на судно «СТ-303», ввиду даты его изготовления и переклассифиации, со ссылкой на п.3 постановления Правительства РФ от 12 августа 2010г. №623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта", судом расценивается как несостоятельный, поскольку противоречит указанной норме закона прямо устанавливающей обязанность по соблюдению технического регламента.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ составляет 3 месяца.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, по которому определенная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока, таким сроком по настоящему делу является 22.10.2019г.

При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств.

Исходя из материального положения лица, обстоятельств дела, суд полагает наиболее целесообразным решить вопрос о назначении наказания в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ, необходимость в приостановлении деятельности отсутствует.

На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать юридическое лицо – ООО «Енисей Экспресс» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/246601001, дата регистрации Общества – 29.04.2006, юридический адрес: 660049 <...>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья И.В. Белокопытов

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель платежа: УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура),

ИНН <***>

КПП 540701001

Счет получателя 40101810900000010001

банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г.Новосибирск

БИК 045004001

КБК 41511690010016000140

ОКТМО 50701000