Дело <...>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лангепас 21 июня 2016 года
Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Буркова О. А., с участием заведующей Лангепасским городским муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка» ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2, на основании приказа Обрнадзора Югры № 30-ОД-745 от 18 апреля 2016 года, при проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности установлены факты грубого нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, в том числе в штате Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка» (далее по тексту - Учреждение) имеется педагогический работник, заключивший трудовой договор, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике и не соответствующий требованиям статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), а также требованиям федеральных государственных стандартов, так, у воспитателя ФИО4 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», кроме того, выявлено, что с июля 2014 года по апрель 2016 года в Учреждении произошло 5 несчастных случаев с обучающимися, из которых 3 случая повлекших переломы конечностей, что свидетельствует об отсутствии условий для охраны здоровья детей в части обеспечения их безопасности во время пребывания в организации.
В судебном заседании представитель Учреждения ФИО1 вину в совершении указанного правонарушения не признала, указав, что воспитатель ФИО4 имеет свидетельство об окончании одногодичных курсов по подготовке медицинских сестер для детских яслей с присвоением звания медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием. Её стаж работы составляет 44 года, из которых 17 лет в детском салу <...>. ФИО4 присвоена II квалификационная категория по должности «воспитатель» в периоды с 2000-2005, 2005-2010, 2010-2015, и соответствие занимаемой должности в 2015 году. В 2015 году она прошла курсы повышения квалификации и итоговую аттестацию по дополнительной профессиональной программе: «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования» в объеме 72 часов, ввиду оснований для увольнения или перевода на другую должность с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, предусмотренной Трудовым кодексом РФ и законом об образовании в Учреждении, отсутствуют. Также, дополнила, что во всех произошедших несчастных случаях педагоги находились непосредственно с детьми, выполняли свои должностные обязанности и во время произошедших случаев не имели возможности предотвратить случившееся, что является обстоятельством непреодолимой силы. Меры дисциплинарного взыскания были применены в первом и последнем случаях, т.к. не были скоординированы действия педагогов после произошедшего (в первом случае), педагог не учел индивидуальные особенности ребенка, ставшего причиной несчастного случая (последний случай). Во всех случаях у детей, в силу из возрастных особенностей, нет навыка соблюдения правил безопасного поведения и опыта последствий (к чему могут привести удары и столкновения).
Выслушав представителя ФИО1, исследовав представленные в материалы дела доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).
В силу пункта 9 указанного Положения под грубым нарушением понимается нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения; а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Подпункт "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством России (ч. 2 ст. 46 Закона № 273-ФЗ).
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 331 Трудового кодекса РФ).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 августа 2010 года № 761 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемой документами об образовании, а также требования к стажу.
В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" указаны должностные и квалификационные требования к воспитателям: это наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "образование и педагогика".
Как следует из представленных материалов, в период с 25 по 28 апреля 2016 года должностными лицами Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании приказа № 30-ОД-745 от 18 апреля 2016 года в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от 28 апреля 2016 года.
28 апреля 2016 года старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2 в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу, в штате Учреждения имеется педагогический работник, заключивший трудовой договор, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике и не соответствующий требованиям статьи 46 Закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных стандартов, так, у воспитателя ФИО4 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также выявлено, что с июля 2014 года по апрель 2016 года в Учреждении произошло 5 несчастных случаев с обучающимися, из которых 3 случая повлекших переломы конечностей, что свидетельствует об отсутствии условий для охраны здоровья детей в части обеспечения их безопасности во время пребывания в организации.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
Так, из представленного свидетельства <...>, следует, что ФИО7<дата> поступила на годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей при Курганинской райбольнице и окончила полный курс обучения в 1982 году по специальности медицинская сестра для детских яслей. Решением Государственной квалификационной комиссии от <дата>, ФИО5 присвоено звание медицинская сестра для детских яслей с законченным средним медицинским образованием.
Удостоверение о повышении квалификации Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования» подтверждает факт прохождения ФИО4 в период с <дата> по <дата> повышения квалификации и итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования».
Таким образом, среднего профессионального или высшего образования по направлению "Образование и педагогика", подтвержденного соответствующим дипломом, ФИО4 не имеет.
Действительно, на момент приема ФИО4 на работу в 1999 году законодательством не предусматривалась необходимость наличия высшего или средне-специального педагогического образования. Обязательное наличие образования, соответствующего должности воспитателя, предусмотрено с 2010 года приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 года № 761 и с 2012 года Законом № 273-ФЗ.
В настоящее время, уровень профессионального образования ФИО4 не отвечает установленным действующим законодательством квалификационным требованиям.
С момента внесения изменений в правовом регулировании вопросов замещения этой должности, ФИО4 не предприняла меры для получения соответствующего профессионального образования (специальности по занимаемой должности).
Кроме того, подпункты "в" и "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливают лицензионные требования к наличию условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Закона № 273-ФЗ и наличию у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Представленными в материалы дела постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата>, от <дата> и от <дата> подтверждается наличие несчастных случаев с обучающимися, повлекших переломы конечностей. По второму несчастному случаю в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют доказательства привлечения виновных лиц к ответственности, виновное должностное лицо не выявлено.
Таким образом, Учреждением не приняты все меры, необходимые для обеспечения безопасности обучающихся во время их пребывания в организации, в том числе должный присмотр и уход за обучающимися.
Учитывая изложенное, исследовав представленные материалы, суд полагает вину Учреждения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью доказанной.
Предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения Учреждения к административной ответственности, не истёк.
Согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что многолетний опыт работы воспитателя ФИО4 и обстоятельства положительного прохождения ею требуемой аттестации, а также с учётом проведения в настоящее время Учреждением ряда мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев с воспитанниками Учреждения (разработка Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса, Алгоритма действий при возникновении несчастного случая и проч.), полагаю возможным назначить Учреждению наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера, то есть 75 000, 00 рублей.
Оснований для применения административного наказания в виде приостановления деятельности не усматриваю, поскольку таковое повлечёт лишение обучающихся воспитанников Учреждения возможности его посещения и напрямую нарушит право детей на получение дошкольного образования.
Руководствуясь статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Росинка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000, 00 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Обрнадзор Югры л/сч <***>)
ИНН <***>, КПП 860101001
Расчётный счёт № <***>
Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск
БИК 047162000, КБК 410 1 16 90040 04 0000 140
ОКТМО 71872000
Назначение платежа - административный штраф за нарушение ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Разъяснить руководителю Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6 «Росинка», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, документ, подтверждающий его уплату, - представлен в Лангепасский городской суд (<...> народов, дом № 20, к. № 111) в указанный срок. В случае неуплаты штрафа юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней.
Судья Буркова О. А.