ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-388/17 от 23.11.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело <адрес>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ноября

Судья Центрального районного суда <адрес> Зинина И.В.,

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1

лица, привлекаемого к административной ответственности

ФИО2

должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении

ФИО3

защитника

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, учащегося НГТУ, 4 курс,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения ИАЗ отдела полиции «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску майором полиции ФИО3 в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 15.30 часов до 16.00 часов ФИО2 принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации по маршруту движения от <адрес> проспект, <адрес>, до памятника им. В.И. Ленина, без подачи уведомления в мэрию <адрес>, в котором приняло участие около 23 человек, с использованием наглядной агитации (воздушные шары с надписями «Н», «20!8 Навальный»).

ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал и указал, что действительно ДД.ММ.ГГГГ совместно со своими знакомыми принял участие в прогулке с использованием воздушных шаров с нанесенной символикой. О целях данной прогулки, как и о маршруте, ему не были известны. Изображения, нанесенные на воздушных шарах, никакого контекста в себе не содержат, и не являются агитацией, у него отсутствовали намерения создавать какой-либо образ в отношении какого-либо лица.

Должное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, обстоятельства, изложенные в последнем, поддержала в полном объеме.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Под демонстрацией понимается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (пункт 4 статьи 2 указанного закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1618-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1619-О, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Как следует из пояснений ФИО2ДД.ММ.ГГГГ он принял участие в мероприятии, которое по его мнению, является прогулкой по городу Новосибирску. При этом, участники данного мероприятия имели при себе воздушные шары, с нанесенными на них изображениями. Ни со стороны сотрудников полиции, ни со стороны граждан, никаких замечаний и требований о прекращении мероприятия не поступало.

Из материалов дела, пояснений ФИО2 следует, что порядка 23 человек следовали организованной группой по установленному маршруту, с остановками у знаковых мест –органов власти <адрес>.

При этом граждане данной группы имели при себе воздушные шары с символикой «Н», «20!8 Навальный».

Общеизвестным фактом является, что ФИО5 – российский политик, юрист, основатель Фонда борьбы с коррупцией – имеет намерения баллотироваться на пост Президента России в 2018 году, и ведет активную кампанию за допуск на выборы, победитель которых будет определяться не административным ресурсом, а волей избирателей

Оценивая показания ФИО2 судья приходит к выводу, что воздушные шары, с нанесенными изображениями, несут в себе применяемую для политического воздействия информацию, способствующую формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к А.Навальному.

Выводу судьи подтверждаются и актом осмотра интернет ресурса – сайта Команда Навального – Новосибирск. На данном сайте в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что – «Вчера провели агитпрогулку с шарами вдоль Красного проспекта и до областной администрации». Мероприятие прошло в поддержку несправедливо задержанных в пятницу Алексея Навального и ФИО6». Также на данном ресурсе размещен фотоотчет о данной агитпрогулке.

ФИО2 в судебном заседании не отрицал своего активного участия в проведенном мероприятии.

Данные акции с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, участниками использовались идентичные наглядные средства агитации.

Таким образом, движение по определенному маршруту организованной группой, с использованием воздушных шаров с нанесенными надписями, содержащими в себе признаки агитационных материалов, используемых в качестве средств наглядной агитации, представляет собой скрытую форму коллективного публичного мероприятия на территории <адрес> в форме демонстрации.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ не было согласовано в установленном порядке. Доказательств обратному судье не представлено.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия.

ФИО2 в судебном заседании не отрицал факта отсутствия уведомления о проводимом публичном мероприятии, поданном и согласованном в установленном порядке.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения ФИО2, судья приходит к выводу, что последний ДД.ММ.ГГГГ период с 15.30 часов до 16.00 часов принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации с нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, поскольку последнее не было согласно в установленном законом порядке.

При этом ФИО2 было известно о том, что соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченном органе не было согласовано, тем не менее, он принял в нем участие.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом, а также видеозаписью, содержащейся на диске и флеш-носителе, актом осмотра страницы сайта, и иными материалами дела, которые соответствует требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пояснениями ФИО2, данными в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

У судьи отсутствуют основания не доверять, имеющимся в деле доказательствам, поскольку они соответствуют критерию относимости и допустимости, и не опровергаются доводами ФИО2

Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО2 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не принимать участие в публичном мероприятии с нарушением порядка его проведения.

Обстоятельств, вынуждающих ФИО2 нарушить порядок проведения публичного мероприятия, которые бы не зависели от его воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО2 в его совершении нашли свое полное подтверждение.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.

Несогласие ФИО2 с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств его вины в совершении данного административного правонарушения.

Судья не принимает доводы ФИО2 об участии лишь в прогулке и фотографировании с единомышленниками, поскольку они не опровергают выводов судьи о квалификации действий ФИО2, так как субъективное восприятие ФИО2 обстоятельств участия во вмененном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ не исключает обстоятельства свободного публичного выражения общественного мнения, что соответствует признакам публичного мероприятия.

Доводы ФИО2 судья расценивает как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности ФИО2, согласно пояснениям которого, он является студентом 4 курса, то, что ранее ФИО2 не привлекался к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 указанной статьи).

Так, ФИО2 является студентом 4 курса, ранее к административной ответственности не привлекался за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и судья считает возможным при назначении наказания применить положения части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и размер штрафа определить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

п о с т а н о в и л:

Признать ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, учащегося НГТУ, 4 курс виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Оплата штрафа должна быть произведена на счет:

Главное управление Министерства внутренних дел России по <адрес>, 630099, <адрес>, дата государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, после ДД.ММ.ГГГГ дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ

ИНН <***>

КПП 540601001

ОГРН <***>

Получатель: УФК по <адрес> (ГУ МВД России по <адрес>)

Счет получателя: 4 Сибирское ГУ Банка России <адрес>, БИК банка получателя 045004001

КБК 18 Назначение платежа: «Административный штраф».

ОКТМО: 50701000.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд <адрес>.

Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.

Разъяснить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Новосибирский областной суд.

Мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина