Дело № 5 – 388/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<...>
08 октября 2013 года г. Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Новожилова Т.В.,
с участием ФИО5,
защитника ФИО1
уполномоченного по ОВД ОАР Мурманской таможни ФИО2
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
ФИО5, ***
по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, при следующих обстоятельствах.
*** около 18.00 часов мск на таможенный пост ФИО6 Мурманской таможни по направлению на выезд из Российской Федерации в *** прибыл гражданин России ФИО5, следующий в качестве водителя на автомобиле «***» г.р.з. №***. ФИО5 проследовал по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и после прохождения паспортного контроля убыл на указанном автомобиле на территорию ***.
В тот же день в 22 часа 30 минут мск ФИО5 вернулся обратно из *** на таможенный пост ФИО6 на автомобиле «***» г.р.з. №***. От сотрудников КПП *** поступила устная информация о том, что гражданин ФИО5 был депортирован из *** в связи с обнаружением *** блоков сигарет марки «***», ввезенных им в *** с сокрытием.
*** с таможенного поста *** таможенной службы *** поступило письмо о том, что *** при въезде в *** у гражданина РФ ФИО5 были обнаружены незадекларированные сигареты в количестве ***, ввезенные им с сокрытием в тайнике, ***, в автомобиле «***» г.р.з. №***. К письму с информацией были приложены четыре черно-белые фотографии с изображением вышеуказанного автомобиля *** видны упаковки, размерами и маркировкой характерные для блоков сигарет марки «***».
В данном случае сокрытие обнаруженных товаров от таможенного контроля путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, является незаконным.
В судебном заседании защитник ФИО1 полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку таможней не представлены допустимые доказательства, подтверждающие перемещение ФИО5 сигарет через таможенную границу. Документ с вопросами к совместному совещанию и письмо с ответами не отвечают требованиям закона, запрос подписан лицом, не производящим административное расследование, и не содержит указания на адресата, ответ содержит текст на иностранном языке и подписан неизвестным лицом, указанные документы не имеют юридической силы. В ответе не указано о приложении фотографий, происхождение их неизвестно. В материалах дела отсутствуют протоколы досмотра транспортного средства и изъятия предметов, акт таможенного досмотра, отсутствуют данные об оборудовании ФИО5 автомобиля тайниками и специальными нишами. Дополнительно представленные Мурманской таможней документы не являются доказательствами вины ФИО5, поскольку были получены после окончания административного расследования и не содержат информации, имеющей значение для дела. Кроме того, ФИО5 не был надлежащим образом уведомлен о составлении *** протокола об административном правонарушении, телефонный разговор с сотрудником таможни имел место, но не касался даты и времени составления протокола. Полагает производство по делу подлежащим прекращению.
В судебном заседании ФИО5 доводы защитника поддержал, пояснив, что в *** ему несколько раз звонили из Мурманской таможни, но он не стал разговаривать, поэтому о времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении не знал, уведомлений по почте также не получал, так как временно не проживает по адресу регистрации. Он получил только копию протокола об административном правонарушении от ***. Сигареты лежали на сиденье, об этом он сказал офицеру.
Представитель Мурманской таможни ФИО2 в судебном заседании настаивает на привлечении ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, пояснив, что таможенный осмотр и досмотр перемещаемых товаров проводятся выборочно. При прохождении ФИО5 таможенной границы сотрудниками российского таможенного поста путем визуального осмотра транспортного средства сокрытые в спинке сиденья блоки с сигаретами обнаружены не были. Представителями таможенных постов *** (Россия) и *** регулярно проводятся встречи по обмену информацией. На такой встрече в *** начальник таможенного поста *** ФИО3 получил от *** стороны информацию о том, что ФИО5 при пересечении границ России и *** перемещал в автомобиле сокрытые от таможенного контроля *** сигарет, в связи с чем был выдворен из ***. На основании данной информации на таможенный пост *** был направлен запрос и получен письменный ответ таможенного инспектора, подтверждающий данную информацию. Согласно международным соглашениям в таких случаях достаточно официальной информации таможенного органа ***, подтверждающей факт правонарушения. Насколько ему известно, сокрытые ФИО5 сигареты изъяты сотрудниками финской пограничной службы. После выявления указанных обстоятельств ФИО5 неоднократно направлялись извещения о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, однако телеграммы, направленные по адресу регистрации, он не получал. *** он лично звонил ФИО5 и уведомил его о явке для составления протокола об административном правонарушении ***, а также направлял СМС-сообщения. ФИО5 пояснил, что находится за пределами Мурманской области и не явится. Осмотр и изъятие транспортного средства в целях его возможной конфискации как орудия совершения административного правонарушения не производились, поскольку, исходя из представленных фотографий, специальных тайников в автомобиле ФИО5 не было оборудовано, сигареты находились за спинкой внутри заднего сиденья. Полагает возможным ограничиться назначением наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья считает вину ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью установленной и доказанной по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
В соответствии с подп. 4, 22 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
В силу п. 1, п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
Согласно п. 4 ст. 96 ТК ТС товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Статьей 151 ТК ТС установлено, что местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Вина ФИО5 в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза подтверждается также письменными материалами дела:
- документом, подписанным заместителем начальника таможенного поста ФИО6 ФИО3 названным «Вопросы к совместному совещанию ***», содержащим 4 вопроса, касающиеся обстоятельств обнаружения у гражданина России ФИО5 сигарет (л.д. ***);
- ответом таможенного инспектора поста ***, поступившим на таможенный пост ФИО6 ***, из которого следует, что *** у гражданина России ФИО5 при въезде в *** были обнаружены незадекларированные сигареты в количестве *** (л.д. ***);
- фотографиями с указанными датой и временем создания: *** с 17:29 по 17:35, на которых изображен автомобиль марки «***» с государственным номером №***, внутри спинки сиденья под чехлом обнаружены блоки сигарет «***»;
- служебной запиской от *** №***, из которой следует, что *** от финской таможенной службы получен официальный ответ на поставленные вопросы об обстоятельствах обнаружения сигарет в микроавтобусе, принадлежащем ФИО5, к ответу приложены четыре фотографии (л.д. ***);
- служебной запиской от *** №***, согласно которой таможенная стоимость товаров (***) по состоянию на *** составляет *** рублей (л.д. ***);
- протоколом опроса свидетеля ФИО4 от *** из которого следует, что после прохождения паспортного контроля ФИО5 убыл на территорию *** на автомобиле *** г.р.з. №***, в процессе убытия с территории Российской Федерации указанный автомобиль не совершал остановок, и гражданин ФИО5 не покидал автомобиль. У ФИО5 отсутствовала возможность с момента прохождения паспортного контроля до момента выезда с территории РФ вложить сигареты в сиденье ***, так как он в это время находился за рулем и управлял транспортным средством (л.д. ***);
- протоколом опроса свидетеля ФИО3 от *** об обстоятельствах получения информации о совершении ФИО5 правонарушения, согласно которому *** на таможенном посту ФИО6 состоялась ежемесячная официальная встреча помощников пограничных комиссаров Российской Федерации и Республики *** по вопросам взаимодействия пограничных пунктов пропуска *** и ФИО6 (Россия). В ходе встречи представителем таможенной службы *** ему было сообщено о случае нарушения гражданином РФ ФИО5 ввоза сигарет *** на территорию *** и их изъятии. В связи с полученной информацией им был передан запрос с вопросами об обстоятельствах обнаружения незадекларированных сигарет. *** по результатам данной совместной официальной встречи от представителей таможенной службы *** получена информация об обнаружении у ФИО5 незадекларированных сигарет в количестве ***, ввезенных им с сокрытием в тайнике, внутри спинки заднего сиденья автомобиля. К письму с информацией были приложены четыре черно-белые фотографии с изображением автомобиля *** регистрационный номер №*** и спинки пассажирского сиденья, внутри которой под отогнутым чехлом видны упаковки, размерами и маркировкой, характерными для блоков сигарет марки «***». В ходе проверки данного факта выяснилось, что гражданин ФИО5 проследовал по «зеленому» коридору, при визуальном осмотре транспортного средства сигареты обнаружены не были. По пути следования в пункте пропуска, после прохождения паспортного контроля ФИО5 не останавливался;
- письмом Врио начальника Службы в селе *** от *** с информацией о предложении *** стороны о проведении ежемесячной встречи помощников пограничных комиссаров по обмену информацией (***) с участием сотрудников таможенных ведомств и полиции Российской Федерации и ***, место проведения – пункт пропуска «***»;
- письмом начальника Мурманской таможни от ***, из которого следует, что в вышеуказанной ежемесячной встрече *** со стороны Мурманской таможни примет участие заместитель начальника таможенного поста ФИО6 ФИО3.
Судья не соглашается с доводами защитника об отсутствии события административного правонарушения и недопустимости доказательств по делу: сообщения таможенной службы *** об обстоятельствах обнаружения в автомобиле ФИО5 сокрытых блоков сигарет и приложенных фотографий и полагает, что событие административного правонарушения и наличие в действиях ФИО5 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 26.9 КоАП РФ взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 123 подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством *** о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.
Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы и в соответствии с условиями настоящего Соглашения оказывают друг другу взаимное содействие, в том числе непосредственно на *** границе:
а) в целях облегчения и ускорения перемещения товаров;
б) в целях обеспечения надлежащего выполнения таможенных законов;
в) в целях предотвращения, расследования и пресечения нарушений таможенного законодательства.
Согласно ст. 4 Соглашения таможенные службы передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию согласно статьям 7, 8, 9, 10, 11, 12 настоящего Соглашения.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 8 Соглашения таможенные службы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу всю информацию, которая может помочь в обеспечении правильности, при соблюдении запретов и ограничений по ввозу, вывозу и транзиту или освобождении от таможенных пошлин, налогов и других сборов.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что каждая таможенная служба по собственной инициативе или по запросу предоставляет другой таможенной службе акты, свидетельские показания или заверенные копии документов, содержащие всю имеющуюся информацию, касающуюся действий, готовящихся или совершенных, которые приводят или могут привести к нарушению таможенных законов другого государства.
Согласно ст. 18 Соглашения таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме настоящего Соглашения использовать информацию и документы, полученные на основании настоящего Соглашения, в качестве доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств.
Использование такой информации и документов в качестве доказательства в судебных органах и их доказательная сила определяются в соответствии с внутренним законодательством государства, на территории которого проводится разбирательство.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств, в том числе сообщения таможенного органа *** об обстоятельствах выявления в действиях ФИО5 административного правонарушения и приложенных фотографий, а также считать недопустимыми указанные документы и запрос представителя таможенного поста *** в таможенную службу ***.
Указанные документы на листах дела *** содержат сведения, имеющие значение для производства по делу об административном правонарушении, и достаточно подтверждают вину ФИО5 в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров. Наличие в автомобиле при пересечении таможенной границы блоков сигарет не отрицал в судебном заседании и сам ФИО5
Из представленных документов следует, что блоки сигарет перемещались с сокрытием в спинке пассажирского сиденья в автомобиле *** под управлением ФИО5 и при таможенном контроле путем визуального осмотра сотрудниками таможенного поста ФИО6 обнаружены не были, при этом по пути следования в пункте пропуска после прохождения паспортного контроля ФИО5 не останавливался.
Отсутствие в документе, озаглавленном «Вопросы к совместному совещанию ***.» (л.д. ***), указания на адресата не влечет признания данного доказательства недопустимым, поскольку перечень из четырех вопросов в указанном документе касается обстоятельств обнаружения у ФИО5 незадекларированных сигарет. Ответ таможенного инспектора таможенного поста *** содержащий информацию об указанных обстоятельствах (л.д. ***), полностью соответствует запросу. Данному ответу также соответствуют приложенные фотографии с изображением автомобиля и пассажирского сиденья с находящимися внутри спинки блоками сигарет.
Предоставление вышеуказанных документов именно представителями таможенного поста ***, выявившими совершенное ФИО5 административное правонарушение, на основании запроса российской стороны подтверждается также служебной запиской от *** №***, показаниями свидетеля ФИО3, письмами о проведении *** ежемесячной встречи сотрудников таможенных ведомств Российской Федерации и ***.
При этом представление в суд таможней дополнительных доказательств после окончания административного расследования по делу вопреки доводам защитника не влечет признания данных документов недопустимыми, поскольку не противоречит требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводы защитника и ФИО5 о ненадлежащем уведомлении последнего о составлении *** протокола об административном правонарушении судья полагает несостоятельными. Указанные доводы опровергаются материалами дела, согласно которым по адресу регистрации ФИО5 неоднократно направлялись телеграммы с извещением о необходимости явки в Мурманскую таможню для составления протокола об административном правонарушении, справкой и пояснениями в судебном заседании уполномоченного по ОВД ОАР Мурманской таможни ФИО2 об уведомлении ФИО5 о составлении *** протокола об административном правонарушении по мобильному телефону ***, при этом ФИО5 пояснил, что явиться не сможет, так как находится за пределами Мурманской области, а также в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не хочет свидетельствовать против самого себя; сведениями о направлении ФИО5 в тот же день СМС-сообщения с аналогичным извещением.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Учитывая изложенное, поскольку ФИО5 был надлежаще извещен телефонограммой о составлении *** протокола об административном правонарушении, указанный протокол обоснованно был составлен в отсутствие ФИО5, копия протокола направлена в тот же день по адресу регистрации ФИО5
Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 не допущено.
Другие доводы защитника существенного значения не имеют и не являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Принимая во внимание изложенное, тот факт, что ФИО5 ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, судья считает возможным ограничиться назначением наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО5 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 750 (восьми тысяч семисот пятидесяти) рублей 00 копеек.
***
***
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Т.В. Новожилова