ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3895/17 от 18.12.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

№5-3895/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Абакан 18 декабря 2017 г.

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Лоцкий Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

22.08.2017 г. заместителем прокурора г. Абакана в отношении председателя Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1, защитники ФИО8, ФИО7 вину в инкриминируемом правонарушении не признали, представив письменные возражения, в которых указали, что в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, Администрацией г. Абакана были утверждены и реализованы программы 2014-2016 годов и программа 2017 года. В рамках указанных программ были запланированы и проведены, в том числе, партнерские встречи (круглые столы, обучающие семинары), неделя предпринимательства (конкурс «Предпринимательский турнир», тренинги, обучающие семинары, круглые столы, презентация инвестиционных проектов). Утвержденные программы предусматривали организацию кофе-пауз. КМЭ г. Абакана назван исполнителем вышеуказанных мероприятий. Все мероприятия, которые сопровождались проведением кофе-пауз, характеризовались значительной продолжительностью во времени (более 3,5 часов) и охватом большого количества участников. Обращают внимание, что в цивилизованном мире правила делового этикета, правила организации официальных мероприятий, встреч, семинаров предусматривают при продолжительности мероприятия более 3 часов организовывать перерыв с чаем или кофе (чайные паузы, кофе-паузы). Эти действия являются представительскими расходами организации, проводящей мероприятие. Соответственно понесенные при проведении вышеуказанных мероприятий расходы по организации кофе-пауз, включая услуги по их обслуживанию, являются представительскими расходами КМЭ г. Абакана. Возможность финансирования данного вида расходов предусмотрена Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации № 65н от 01.07.2013 г. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний «Классификация операций сектора государственного управления» по статье 290 «Прочие расходы» органы местного самоуправления относят представительские расходы. Также по указанной статье органы государственной власти и местного самоуправления вправе приобретать подарочную и сувенирную продукцию, не предназначенную для дальнейшей перепродажи (поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса), цветы и т.п. Определения представительских расходов в бюджетном законодательстве нет, поэтому для установления их перечня и в целях бюджетного учета следует обратиться за соответствующими разъяснениями к Налоговому кодексу РФ, согласно которому к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества, относятся расходы организации на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров и др. Полагают, что возможность органов местного самоуправления при проведении официальных мероприятий осуществлять представительские расходы, при условии, что указанные денежные средства заложены в смете этого органа и доведены до него, законодательно закреплена. В сметах Комитета на 2016 и 2017 годы указанные средства были предусмотрены, муниципальные контракты на организацию услуг питания заключены в пределах лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем нецелевого использования денежных средств в действиях ФИО1 не имеется. Кроме того, ФИО1 выполняла программы проведения мероприятий, которые утверждены Первым заместителем Главы города Абакана, являющегося вышестоящим должностным лицом по отношению к ней, соответственно она обязана выполнять данные ей указания. Ссылаются на положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, предусматривающей срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, и просят прекратить производство по делу по трем эпизодам, совершенным 30.05.2016 г., 12.12.2016 г., 12.12.2016 г., в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Отмечают, что заместитель прокурора г. Абакана не полномочен возбуждать дело об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ, соответственно при проведении проверки нарушен порядок ее проведения, что свидетельствует о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона. В том случае, если судом будут усмотрены основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности, с учетом характера совершенного правонарушения и отсутствия в результате действий какой-либо угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, отсутствия негативных последствий, просят признать правонарушение малозначительным и освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Участвующая в судебном заседании прокурор Шандакова Н.А. полагает, что в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем последняя подлежит привлечению к административной ответственности. Указывает, что код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, на который ссылается сторона защиты (ст. КОСГУ 290 «Прочие расходы») в части осуществления представительских расходов в КБК не входит, следовательно, подтверждать целевое использование бюджетных средств не может. Не соглашается с утверждением заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ряду эпизодов, так как считает, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ составляет два года (за нарушения бюджетного законодательства), полагает, что по истечении года невозможно лишь применить санкцию в виде дисквалификации за совершенное правонарушение.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.08.2017 г., прокуратурой г. Абакана проведена проверка соблюдения КМЭ г. Абакана требований бюджетного законодательства за период 2016 г. – истекший период 2017 г., которой установлено направление КМЭ г. Абакана бюджетных средств на оплату услуг питания в ходе проведения городских мероприятий в рамках муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в г. Абакане».

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Абакана от 14.10.2013 № 2057 утверждена муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в г. Абакане на 2014 – 2016 гг.», целью которой (п. 1 ч. 2) является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в г. Абакане.

Перечень программных мероприятий и направлений расходов определен в разделе 5 муниципальной программы и включает следующие мероприятия, на которые предусмотрены, в том числе расходы на проведение:

- ежегодного конкурса на звание «Лучший молодой предприниматель года»;

- городского мероприятия «Партнерские встречи», включающего проведение круглых столов, обучающих семинаров;

- недели предпринимательства, включающей проведение конкурса «Предпринимательский турнир», тренинги, обучающие семинары, круглые столы, презентация инвестиционных проектов.

Организация общественного питания (кейтеринга) в перечне расходования бюджетных средств в рамках обозначенных мероприятий не предусмотрена.

Решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 г. № 298 «О бюджете муниципального образования город Абакан на 2016 год» КМЭ г. Абакана предусмотрены бюджетные средства на реализацию мероприятий муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014 - 2016 гг.» в общей сумме 7849,3 тыс. руб., в том числе 477,3 тыс. руб. по КБК 940 04 12 3003128120 на мероприятия в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение мероприятий муниципальной программы Комитетом, в том числе заключены муниципальные контракты:

- от 18.05.2016 с ИП ФИО6 на оказание услуг питания (кофе-паузы) для участников семинара Недели предпринимательства на сумму 8 794 руб.;

- от 15.11.2016 с ИП ФИО6 на оказание услуг питания (кофе-паузы) для участников семинара Недели предпринимательства на сумму 7 656 руб.;

- от 29.11.2016 с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по организации выездного обслуживания (кейтеринга) для участников городского мероприятия «Партнерские встречи. Абакан - 2016» на сумму 99 900 руб. Согласно приложению к указанному контракту предметом контракта явились: холодные закуски на 60 000 руб., десерты - на сумму 11 000 руб., напитки – на сумму 12 300 руб., обслуживание (5 официантов) и доставка – на сумму 16 600 руб.

Оплата за оказанные услуги произведена по КБК 940 04 12 3003128120 из средств муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014 - 2016 годы» заявками на кассовый расход от 30.05.2016 на сумму 8 794 руб., от 12.12.2016 на сумму 7 656 руб., от 12.12.2016 на сумму 99 900 руб.

Между тем, КМЭ г. Абакана являясь получателем бюджетных средств, вправе принимать бюджетные обязательства, заключать соответствующие договоры и контракты для муниципальных нужд и осуществлять их оплату с соблюдением целевого назначения бюджетных средств, соответствующих целям и условиям их выделения.

Поскольку организация питания не входит в перечень муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014 - 2016 гг.», использованные 30.05.2016 г., 12.12.2016 г. КМЭ г. Абакана денежные средства в сумме 116 350 рублей, в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ использованы на цели, не соответствующие целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

При этом положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП.

Из материалов дела следует, что факты нецелевого использования бюджетных средств по исследованным эпизодам совершенного административного правонарушения имели место 30.05.2016 г., 12.12.2016 г., 12.12.2016 г., соответственно срок давности привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ по указанным эпизодам истек 30.05.2017 г. и 12.12.2017 г.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом установленных обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя КМЭ г. Абакана ФИО1 по эпизодам нецелевого использования бюджетных средств, имевших место 30.05.2016 г. и 12.12.2016 г., подлежит прекращению на основании ч. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Абакана от 14.10.2016 утверждена муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в г. Абакане на 2017 – 2020 гг.».

Перечень мероприятий программы определен в разделе 5 муниципальной программы и включает следующие мероприятия, на которые предусмотрены, в том числе расходы:

-мероприятия в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

- финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.

В рамках предусмотренных мероприятий программы запланировано проведение конкурсных и городских мероприятий, осуществление консультационной, финансовой и имущественной поддержки, обеспечение работы Центра содействия малому и среднему предпринимательству по принципу «одного окна», издание брошюр, визиток, информационных буклетов.

Организация общественного питания (кейтеринга) в рамках обозначенных мероприятий данным перечнем не предусмотрена.

Решением Совета депутатов г. Абакана от 27.12.2016 № 404 «О бюджете муниципального образования город Абакан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» КМЭ г. Абакана предусмотрены бюджетные средства на реализацию мероприятий муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017 - 2020 годы» в общей сумме 3 321 тыс. руб., в том числе 1 191 тыс. руб. по КБК 940 04 12 3000120160 на мероприятия программы.

Во исполнение мероприятий муниципальной программы КМЭ г. Абакана, в том числе заключен муниципальный контракт от 19.05.2017 с ИП ФИО6 на оказание услуг по организации общественного питания (кейтеринга) для участников тренинга, семинара, бизнес-встречи в рамках программы Недели предпринимательства на сумму 4 871 руб.

Оплата за оказанные услуги произведена по КБК 940 04 12 3000120160 (средства муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017 – 2020 гг.») заявкой на кассовый расход от 30.05.2017 на сумму 4 871 руб.

Как указано выше, организация услуг питания не входит в перечень муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017 – 2020 гг.», в связи с чем, в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ средства местного бюджета в сумме 4 871 руб. 30.05.2017 использованы КМЭ г. Абакана на цели, не соответствующие целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Доводы защиты о том, что услуги питания являлись фактически представительскими расходами, произведенными КМЭ г. Абакана по ст. 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) являются несостоятельными. Как усматривается из заявки на кассовый расход от 30.05.2017 г. оплата за оказанную услугу произведена по КБК с применением элемента вида расходов 244 «прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», не предусматривающей таких расходов.

Между тем, любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Должностным лицом КМЭ г. Абакана, обеспечивающим финансовую и учетную дисциплину, является председатель ФИО1 (распоряжение Мэра г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГр).

Допущенное 30.05.2017 г. использование бюджетных средств не по целевому назначению председателем КМЭ г. Абакана ФИО1, в нарушение ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.08.2016 г., муниципальным контрактом от 19.05.2017 г., актами оказанных услуг от 24.05.2017 г., от 22.05.2017 г., от 26.05.2017 г.заявкой на кассовый расход от 30.05.2017 г., сметой расходов на проведение «недели предпринимательства на 2017 г.», программой недели предпринимательства 22-26 мая 2017 г.

Вопреки доводам стороны защиты, заместитель прокурора г. Абакана в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбуждать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона».

Приведенные доводы о нарушении прокуратурой порядка проверки, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При решении вопроса о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ необходимо, в том числе, учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П), согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской&apos; Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Совершенное ФИО1 нарушение бюджетного законодательства носило формальный характер, административное правонарушение совершено впервые, степень нарушения охраняемых общественных отношений была незначительной, указанное нарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в виду малозначительности деяния.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1 по факту нецелевого использования бюджетных средств 30.05.2016 г., 12.12.2016 г. прекратить на основании ч. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1 по факту нецелевого использования бюджетных средств 30.05.2017 г. прекратить в виду малозначительности административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ должностное лицо - председателя Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1 от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья Ю.Н. Лоцкий