<данные изъяты>
дело № 5-389/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Надым 9 августа 2018 года
Судья Надымского городского суда ЯНАО Горлова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица –
Общества с ограниченной ответственностью «Газпром подземремонт Уренгой» ИНН <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в деятельности филиала Ямбургского УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» за 2017 год образовались отходы 4 класса опасности - покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные общей массой 7,7 тонн. Образование данного вида отходов начато с 17.05.2017 года и продолжается по настоящее время, данный отход хранится обществом с 18.04.2018 года на <данные изъяты> в нарушение ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отходы специализированным организациям не передавались. Деятельность по размещению отходов подлежит лицензированию. Общество не имеет лицензии на размещение опасных производственных отходов 4 класса опасности.
Действия ООО «Газпром подземремонт Уренгой» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихарев С.А. подтвердил позицию, изложенную в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Указал об истечении сроков привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель ООО «Газпром подземремонт Уренгой» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, полагая, что в данном случае ООО «Газпром подземремонт Уренгой» допустило лишь нарушение сроков накапливания отходов, образующихся в производственной деятельности Общества. Настаивала, что Общество за выявленное нарушение привлечено к ответственности постановлением Росприроднадзора, и не может нести дважды ответственность за одно и то же нарушение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 05.04.2018 года, природоохранной прокуратурой ЯНАО проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Газпром подземремонт Уренгой».
В ходе проверки установлено, что в деятельности Ямбургского УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» за 2017 год образовались отходы 4 класса опасности – покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные общей массой 7,7 тонны. Образование данного отхода началось с 17.05.2017 года, с 18.04.2018 года отходы хранятся на базе ПО Ямбургского УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» в Надымском районе ЯНАО, что подтверждается справкой об образовании отхода «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» в филиале Ямбургское УИРС в 2017 году начальника автоколонны ФИО2, объяснением заместителя начальника управления по производству филиала Надымское УИРС ФИО3, данными журнала учета отходов филиала Ямбургское УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» за 1-4 кварталы 2017 года, данными отчета формы 2-ТП (отходы) Ямбургского Управления интенсификации и ремонта скважин ООО «Газпром подземремонт Уренгой» за 2017 год (№ 35 по порядку- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные –отходы 4 класса опасности).
Как следует из распоряжения Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 03.02.2017 года № 46-р, обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования такого отхода как покрышки пневматических шин с металлическим кордом и лимиты на их размещение Обществу не утверждены.
Согласно постановления № 300/2018 от 13.07.2018 года, вынесенного начальником отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьск Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО, в нарушение ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 24 ФЗ от 10.01ю.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды от 25.02.2010 год № 50, Обществом размещены (хранятся) опасные производственные отходы 4 класса опасности- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные в деятельности Ямбургского УИРС массой 7,7 тонн с 18.04.2018 года в отсутствие лимитов на их размещение. Распоряжением Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 03.03.2017 года № 46-р утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для филиала Ямбургское УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой». Указанным документом для отходов покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные лимиты на размещение отходов не устанавливались. Коме того, в нарушение требований ч.ч 6,7 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ Общество осуществляло хранение отходов 4 класса опасности –покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные в деятельности Ямбургского УИРС массой 7,7 тонн с 18.04.2018 года на объектах, которые не зарегистрированы в ГРОРО, как объекты размещения отходов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В ГРОРО объект размещения отходов, расположенный в Ямбургском УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» отсутствуют. В соответствии с п. 7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФХЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр размещения отходов. Действия Общества должностным лицом Росприроднадзора квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
В указанной связи суд отвергает доводы защитника Общества ФИО1 о том, что постановлением Росприроднадзора Общество привлечено к административной ответственности за нарушение сроков накопления отходов, образовавшихся в деятельности филиала, поскольку наказание назначено за иные формы деяния.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности» лицензированию подлежит только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Деятельность по накоплению отходов лицензированию не подлежит.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Таким образом, исходя из нормативного регулирования "хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения", накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Как следует из материалов дела, накопление отходов 4 класса опасности, образовавшихся в деятельности Ямбургского УИРС - филиала ООО «Газпром подземремонт Уренгой» - осуществлялось более 11 месяцев. Указанное накопление отходов осуществлялось без установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что свидетельствует о том, что Обществом накопленные в срок, превышающий 11 месяцев, отходы размещались для хранения в местах, не предназначенных для размещения, вне объектов, внесенных в ГРОРО.
В соответствии с Уставом Общества, утв. внеочередным общим собранием Участников ООО «Газпром подзем ремонт Уренгой», протокол № 9 от 20.12.2016 года, основные цели и предмет деятельности Общества установлены разделом 3, в соответствии с которым основными целями деятельности ООО «Газпром подземремонт Уренгой» является: получение прибыли посредством предоставления услуг по ремонту, модернизации, реконструкции, техническому перевооружению, ликвидации и консервации скважин всех назначений, повышение нефтегазоотдачи пластов.
Пунктом 3.2 Устава установлены виды деятельности, осуществляемые Обществом в соответствии с уставными целями.
Из п. 3.3 Устава следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законами, Общество вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Следовательно, Устав Общества допускает возможность осуществления иных, не предусмотренных Уставом Общества видов деятельности, помимо закрепленных в Уставе.
Как следует из протокола заседания комиссии ООО «Газпром центр ремонт» по подведению итогов открытого запроса предложений от 04 июля 2018 года, на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных для нужд Уренгойского, Надымского, Ямбургского УИРС- филиалов ООО «Газпром подземремонт Уренгой», по результатам было выбрано ООО «ЦГС», имеющее лицензию на деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Таким образом, специализированная организация по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности определена Обществом лишь в июле 2018 года, после проверки, проведенной должностными лицами природоохранной прокуратуры.
Между тем, как следует из материалов дела, в деятельности Общества за 2017 год образовались отходы 4 класса опасности – покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные общей массой 7,7 тонны. Образование данного отхода началось с 17.05.2017 года и закончилось 31.12.2017 года, а с 18.04.2018 года отходы хранятся на базе ПО Ямбургского УИРС ООО «Газпром подземремонт Уренгой» в Надымском районе ЯНАО.
Исходя из установленных обстоятельств, по состоянию на 18.04.2018 года Обществом образовавшиеся в деятельности филиала отходы перемещены к месту хранения на базе ПО Ямбургского УИРС, что свидетельствует о том, что Общество не только накапливало образующиеся в деятельности отходы на местах производства работ, но и осуществляло их перемещение (транспортировку) и размещение (хранение) на Базе производственного обеспечения филиала.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что действия ООО «Газпром подземремонт Уренгой», осуществившего хранение отходов 4 класса опасности, т.е. осуществлявшего деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Из материалов дела следует, что нарушение было выявлено 28.04.2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром подземремонт Уренгой» истек 28.07.2018 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ООО «Газпром подземремонт Уренгой» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано/опротестовано в суд ЯНАО в течение 10 дней с момента вручения либо получения копии постановления с подачей жалобы/протеста через Надымский городской суд.
Судья
Мотивированное постановление составлено 13.08.2018 года.
Копия верна. Судья суда
Постановление не вступило в законную силу: 13.08.2018 года.
Подлинник хранится в деле № 5-389/2018 в Надымском городском суде.