ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-38/19 от 17.04.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 5-38/2019

УИД33RS0019-01-2019-000361-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Суздаль 17 апреля 2019 года

Судья Суздальского районного суда Владимирской области Воронкова Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, *** года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

01 марта 2019 года ведущим специалистом - экспертом отдела государственного надзора и государственной охраны объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому ФИО1 в нарушение норм п. 2 ст. 36, ст. 45.1, п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» осуществила действия по организации и проведению земляных работ по устройству траншеи для прокладки газовой трубы вдоль участка дома № 8 (длина траншеи- 34 м., ширина-35 см., глубина превышает 60 см) на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, без разработки проекта по сохранению объекта археологического наследия «Культурный слой, валы, рвы города Суздаля, X-XIII, XIV-XVII в.в.», что привело к причинению ущерба памятнику археологии. При этом указано, что земляные работы проведены в период с ноября 2017 года по 14 марта 2018 года.

В судебном заседании ФИО1 и её защитник Васильева Е.В. факт организации производства указанных работ без необходимого согласования с уполномоченным органом признали в полном объеме, указав, что работы по разрытию траншеи были проведены по поручению собственника земельного участка - ФИО3 ввиду вынесения в ее адрес предписания о проведении уборки мусора на данном земельном участке. Ввиду необходимости введения техники на земельный участок и отсутствия таковой возможности из-за наличия надземного газового подключения, собственником участка было принято решение о проведении подземного газового подключения, для чего в ноябре 2017 года ФИО1 были организованы и проведены работы по разрытию траншеи для подземного газоснабжения, после чего работы были приостановлены, закопка траншеи была осуществлена лишь 14.03.2018 года. Полагали, что истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

В соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

В соответствии с п. 5 ст. 5.1 вышеназванного Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 47.2 вышеназванного Закона в отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч. 1 ст. 45 Закона).

В соответствии с п. 2.1 Постановления Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 (ред. от 20.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области» физические и юридические лица, являющиеся заказчиками проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению и расположенных в границах территории объектов археологического наследия Владимирской области (далее - заказчики), обеспечивают разработку раздела об обеспечении сохранности данных объектов археологического наследия (далее - раздел проекта) в составе проектной документации на основании задания, выдаваемого Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации области (приложение № 1 к настоящему Положению).

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, на котором расположен принадлежащий ФИО3 жилой дом, располагается в границах территории памятника археологии регионального значения «Культурный слой, валы, рвы города Суздаля, X-XIII, XIV-XVII в.в.».

Согласно перечня объектов недвижимости, объявленных памятниками археологии регионального значения (п. 31 Приложение № 2 Закона Владимирской области от 08.10.1998 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения»)объект недвижимости «Культурный слой, валы, рвы города Суздаля, X-XIII, XIV-XVII в.в.» объявлен памятником археологии регионального значения.

Как следует из положений п. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства культуры РФ от 15.05.2017 года № 92352-р объект культурного значения федерального значения «Культурный слой, валы, рвы города Суздаля, X-XIII, XIV-XVII в.в.» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер 331740770980006.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных правовых норм, ФИО1, действующей на основании доверенности от ФИО3, были организованы строительные и земляные работы по разрытию траншеи для прокладки газовой трубы вдоль участка № 8 (длина траншеи 34 м, ширина - 35 см, глубина превышает 60 см) на территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой, валы, рвы города Суздаля, X-XIII, XIV-XVII в.в.» без разработки проекта по его сохранению.

Данные обстоятельства, помимо признательных показаний самой ФИО1, её защитника, подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 4 от 01 марта 2019 года, составленном в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, актом осмотра от 21 сентября 2018 года с фототаблицей; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 августа 2017 г., согласно которой собственником жилого дома с кадастровым номером 33:19:010502:2, расположенного по адресу: <...>, является ФИО3, доверенностью от 01.09.2017 сер. 33АА №1379083 и от 17.05.2018 сер.33А № 1362821, согласно которой доверенным лицом собственника земельного участка и расположенного на нем строения по адресу: <...>, является ФИО1, сведениями о проведенных работах, представленными АО «Газпром газораспределение Владимир», объяснениями ФИО6, подтвердившего факт производства работ по прокладке траншеи в ноябре-декабре 2017 года, иными исследованными доказательствами.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Привлечение к административной ответственности после истечения предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности является недопустимым в силу нормы статьи 24.5 КоАП РФ.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом абзац второй п. 14 Постановления дает разъяснения, согласно которым при применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении, ФИО1 вменяется организация и проведение земляных работ по устройству траншеи для прокладки газовой трубы, что выражается в совершении конкретного, оконченного в определенный срок действия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что устройство указанной траншеи произошло в ноябре-декабре 2017 года, что подтверждается объяснениями ФИО1 и её защитника Васильевой Е.В., объяснениями ФИО4, при этом закопка траншеи произошла в марте 2018 года.

Учитывает фабулу объективной стороны состава вмененного административного правонарушения (организация и проведение земляных работ по устройству траншеи), а также отсутствие доказательств совершения со стороны ФИО1 после ноября-декабря 2017 года каких-либо действий, направленных на продолжение действий по устройству траншеи, суд приходят к выводу о том, что правонарушение не является длящимся.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности ФИО1 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку данный срок необходимо исчислять с момента выявления допущенных нарушений, то есть с ноября-декабря 2017 года.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1 на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Судья Ю.В.Воронкова