Дело № 5-38/2013
П О С Т А НО В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Ужур, ул. Гоголя, 1 27 августа 2013 года
Судья Ужурского районного суда Красноярского края Загребанцев Андрей Борисович,
При секретаре Лосевой О.А.,
С участием законного представителя МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» - директора учреждения Матукина А.В.,
Защитника Ахтямовой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат», расположенного по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, допустило грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю в области образования Красноярского края при проведении плановой документарной проверки установлено, что МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением администрации <данные изъяты> района от 27.06.2012 года №, лицензией на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, имеет право осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки водителей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются лицензионные требования. Согласно пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, лицензионным требованием и условием при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным Российской Федерацией в области образования. В силу п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 года № 504, к педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников. В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761 (далее Справочник), требованием, предъявляемым к квалификации «мастер производственного обучения», является наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
В силу п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных разделом «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Согласно тарификационному списку МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» на 01 октября 2012 года Ф. и Б. занимали должность мастеров производственного обучения, не имея высшего профессионального образования или среднего профессионального образования. Кроме того, не имеется решения краевой аттестационной комиссии об их соответствии занимаемой должности. Таким образом, в период с 01 сентября 2012 года по 04 июня 2013 года в МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» Ф. и Б. осуществляли образовательную деятельность в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования.
Директор МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» Матукин А.В., а также защитник Ахтямова Т.А. в судебном заседании наличие нарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, не признали, пояснив, что Ф. и Б. занимают должности мастеров производственного обучения, не имея высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, однако, обладая достаточным практическим опытом, прошли курс обучения методики обучения вождению автотранспортных средств, а потому аттестационной комиссией МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» 31 августа 2011 года рекомендованы к назначению на эти должности.
В протоколе об административном правонарушении указано, что образовательный ценз педагогических работников Ф. и Б. не соответствует требованиям квалификационных характеристик, определенных для должности мастер производственного обучения, так как они не имеют высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, а также отсутствует решение краевой аттестационной комиссии об их соответствии занимаемой должности. Однако в письме Минобрнауки РФ от 15 августа 2011 года дано разъяснение по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, согласно которому создание аттестационной комиссии для возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, является полномочием образовательного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» утверждено положение о проведении аттестации и создана аттестационная комиссия. 31 августа 2012 года аттестационной комиссией было принято решение рекомендовать директору МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» заключить с Ф. и Б., не имеющими соответствующего образования, но обладающими достаточным практическим опытом и компетентностью, срочный трудовой договор для замещения должностей «мастер производственного обучения». Законный представитель МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» Матукин А.В., а также защитник Ахтямова Т.А. просят производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заслушав объяснения директора МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» Матукина А.В., доводы защитника Ахтямовой Т.А., исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» осуществляет образовательную деятельность по реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки водителей на основании лицензии от 03.08.2011 года №, выданной Службой по контролю в области образования Красноярского края.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 (далее Положения) определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных, в том числе, и пп. «г» пункта 5 Положения, где указано, что образовательный ценз педагогических работников должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Именно нарушение указанного пункта Положения ставится в вину Муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат».
Как следует из протокола об административном правонарушении от 03 июля 2013 года, в период с 01 сентября 2012 года по 04 июня 2013 года в МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» Ф. и Б., занимая должности мастера производственного обучения, не имели высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, а также отсутствовало решение краевой аттестационной комиссии об их соответствии занимаемой должности.
В силу п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 года № 504, к педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761 (далее Справочник), требованием, предъявляемым к квалификации «мастер производственного обучения», является наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
В силу п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных разделом «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В соответствии с пп. 12 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В силу пп. 16 ст. 29 данного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно письму Минобрнауки РФ от 15 августа 2011 года № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Справочника, является полномочием образовательного учреждения.
Судом установлено, что приказом директора МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о проведении аттестации в целях установления возможности назначения претендента на должность педагогического работника и создана аттестационная комиссия по приему на должность педагогического работника МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат».
Согласно п. 1 Положения о проведении аттестации в целях установления возможности назначения претендента на должность педагогического работника МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» лица, претендующие на должность педагогических работников МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат», но не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Ф. и Б. имеют среднее (полное) общее образование, что подтверждается соответствующими аттестатами. 28 августа 2012 года Ф. и Б. обратились к директору МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» с заявлениями о рассмотрении на аттестационной комиссии возможности назначения на должность мастера производственного обучения. Приказом директора МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» № от ДД.ММ.ГГГГ проведение аттестации назначено на 31 августа 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ аттестационной комиссией было принято решение рекомендовать директору МБОУ «Ужурский межшкольный учебный комбинат» заключить с Ф. и Б., не имеющими соответствующего образования, но обладающими достаточным практическим опытом и компетентностью, срочный трудовой договор для замещения должности «мастер производственного обучения», что подтверждается протоколом заседания аттестационной комиссии МБОУ «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» от 31 августа 2012 года. Приказами о переводе работников на другую работу от 01 сентября 2012 года Ф. и Б. переведены с должностей сторожа на должности мастера производственного обучения.
Указание в протоколе об административном правонарушении на необходимость рекомендации к назначению на должность именно краевой аттестационной комиссии является необоснованным, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Аттестационная комиссия, созданная для установления и подтверждения уровня квалификации педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, а аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела «Общие положения» Справочника призвана выполнять иную задачу - коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.
Таким образом, поскольку Муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» не допущено нарушений лицензионных требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей «<данные изъяты> межшкольный учебный комбинат» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Ужурский районный суд.
Судья А.Б. Загребанцев