Дело № 5-38/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Тейково 01 июня 2016 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Фирстов С.Н.,
рассмотрев с участием заместителя Тейковского межрайонного прокурора ФИО5, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
главы ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес>ФИО1, 24.06.201963 года рождения, уроженцап. <адрес>, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>,
установил:
ФИО1,являясь согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ, главой ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес>(далее - главаБольшеклочковского сельского поселения), то есть должностным лицом, ДД.ММ.ГГГГ перечислилбюджетныеденежные средства ОАО «Актив» в общей сумме <данные изъяты> не в соответствии с условиями договоров о долевом финансировании, муниципальным контрактом, в целях не соответствующих Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п (далее – Программа), чем совершил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным решением о бюджете и договором, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что подтверждается имеющимися по делу нижеприведенными доказательствами, признанием ФИО1 своей вины.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признает в полном объеме.
<адрес>ФИО5, частично поддержал вынесенное им постановление, скорректировав, на основе имеющихся доказательств,размер нецелевого использования главой ФИО2 сельского поселения ФИО1 бюджетных средств, и считал необходимым снизить размер нецелевого использования бюджетных средств с <данные изъяты> до <данные изъяты>, просил привлечь ФИО1 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и назначитьему минимальное наказание в виде штрафа, при этом учесть привлечение данного должностного лица к административной ответственности впервые и его раскаяние в содеянном в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд приходит к следующему.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно ст. 306.4Бюджетного кодекса Российской Федерации(далее - БК РФ), признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, указанным Федеральным установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно Программе ее исполнителями определены органы местного самоуправления городских и сельских поселений. Подготовка заявок на предоставление финансовой поддержки, подготовка перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, возложена также на органы местного самоуправления.
Средства, полученные из бюджета Ивановской области, включая поступившие от Фондаи предусмотренные в соответствующем местном бюджете на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области на приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемом в соответствии со статьей 16Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно ст. 20 указанного Федерального закона получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации(ч. 1), средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные ст. 14 данного закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда(ч. 2). Контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета(ч. 1.1).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, составленном ДД.ММ.ГГГГ заместителем Тейковского межрайонного прокурора ФИО5, в отношении ФИО1 следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислилбюджетные денежные средства ОАО «Актив» в общей сумме <данные изъяты>, в целях не соответствующих Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п(далее – Программа), а именно: перечислил денежные средства на оплату неподтвержденых расходов и произвел оплату превышения площади предоставленных жилых помещений над фактически расселенной площадью за счет средств Фонда содействию реформирования ЖКХ, чем допустил нецелевое использование бюджетных средств указанной сумме.
Основной финансовый показатель, от которого зависит стоимость проведения мероприятий, предусмотренных Программой, размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых для переселения граждан. Размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, равен стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области, которая составляет <данные изъяты> (для этапа реализации 2013 года).В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется из внебюджетных/дополнительных/ источников финансирования, а также могут быть использованы средства областного и местных бюджетов при наличии правовых актов, предусматривающих соответствующее финансирование.
Согласно данной Программы средства областного бюджета на оплату разницы между предоставляемой и расселяемой площадью жилого помещения могут быть предоставлены муниципальным образованиям, в которых общая площадь жилых помещений, введенная в действие за 2014 год, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет не менее 1,40 кв.м. Предоставление финансовой поддержки за счет средств областного бюджета на превышающую площадь расселения для ФИО2 сельского поселения Программой не предусмотрено.
Администрацией ФИО2 сельского поселения утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес> на 2013-2014 годы». Объем финансирования по программе составил <данные изъяты>, из них средства Фонда содействия реформированию ЖКХ(далее Фонд) - <данные изъяты>, средства бюджета <адрес> -<данные изъяты>, средства местного бюджета на софинансирование - <данные изъяты>, на разницу вплощади - <данные изъяты>(л.д. 10-19).
ДД.ММ.ГГГГ между администрациямиНоволеушинского сельского поселения и ФИО2 сельского поселения с одной стороны и ОАО «Актив» в лице директора ФИО6 заключен Муниципальный контракт№(л.д. 24-27) на строительство «под ключ» многоквартирного дома в целях реализации указанной региональной адресной программы(далее Муниципальный контракт). Цена контракта составила <данные изъяты>, из них <данные изъяты> для администрации ФИО2 сельского поселения.
В соответствии с Актом приемки объекта капитального строительства строительство многоквартирного дома выполнено в полном объеме(л.д. 20-22).
Договором №/мп-2014 от ДД.ММ.ГГГГ о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства предусмотрено перечисление в бюджет ФИО2 сельского поселения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> из средств областного бюджета в размере 30% годового лимита на обеспечение реализации адресной Программы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п(л.д. 140-141).
Согласно ФИО2 второго созыва ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№-р о внесении изменений в ФИО2 сельского поселения второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О бюджете ФИО2 сельского поселения на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (л.д. 129-132), в бюджете, в плане по доходам, а также в плане по расходам предусмотрены средства в виде субсидийна выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда в сумме <данные изъяты> и средств областного бюджета <данные изъяты>.
Данные средства платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и № на суммы, соответственно, <данные изъяты> и <данные изъяты>(л.д. 137, 138) Департаментом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> были перечислены в качестве целевых получателю – администрации ФИО2 сельского поселения.
Собственных средств в бюджете ФИО2 сельского поселения на 2015 год на цели переселения граждан из аварийного жилья, не предусмотрено, что подтверждается копией ФИО2№-р от ДД.ММ.ГГГГ о бюджете данного муниципального образования на 2015 и плановый период 2016-2017 годов(л.д. 153-221) и указанным выше ФИО2№-р о внесении изменений в бюджет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что целевые средства Фонда и бюджета <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ поступили в бюджет ФИО2 сельского поселения.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации.
Глава ФИО2 сельского поселенияявляется высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет администрацию поселения, что следует из Устава данного поселения(п. 24, 31, 33) (л.д. 64-85) и, соответственно главным распорядителем поступивших в местный бюджет денежных средств.
Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д. 28-35) на должность главы ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района назначен ФИО1, который согласно распоряжению от 30.10.2015г. №-р/л.д. 9/приступил к выполнению обязанностей с 30.10.2014г.
Судом установлено, что перевод средств местного бюджета администрацией ФИО2 сельского поселения в лице главы ФИО1 за выполнение работ подрядчику – ОАО «Актив» в соответствии с вышеуказанным контрактом на строительство многоквартирного дома для переселения граждан из аварийного жилья осуществлялся ДД.ММ.ГГГГ по трем платежным поручениям на общую сумму <данные изъяты>/л.д. 39-41/.
Отчетом(л.д. 42-57) о результатах контрольного мероприятия проведенного Контрольно-счетной палатой <адрес> установлено, что в связи с увеличением площади предоставляемых жилых помещений при неизменной цене контракта стоимость 1 квадратного метра площади предоставленных администрации ФИО2 сельского поселения жилых помещений составила <данные изъяты>, то есть ниже предельной стоимости квадратного метра жилья, установленной Программой.Таким образом, стоимость переселения для администрации ФИО2 сельского поселения составила <данные изъяты>.
Излишне перечисленная, в результате распорядительных действий главы ФИО2 сельского поселенияДД.ММ.ГГГГ подрядчику сумма, в целом составила <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> неподтвержденные документально расходы на временные здания и сооружения, <данные изъяты> –неподтвержденные документально производственные расходы в счет непредвиденных расходов и <данные изъяты> – излишне перечисленные подрядчику денежные средства в связи с увеличением площади предоставляемых жилых помещений при неизменной цене контракта, из которых средства Фонда содействия реформированию ЖКХ — <данные изъяты> и средства областного бюджета — <данные изъяты>, что подтверждается справкой за подписью главы поселения ФИО1 и старшего экономиста ФИО7
Исходя из условий муниципального контракта(п.2.2.) цена контракта включала в себя, в том числе, иные расходы подрядчика, прочие издержки.
Из материалов дела, отчета о результатах контрольного мероприятия, составленного Контрольно-счетной палатой Ивановской области, представления председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области,достоверно установить,что действия по перечислению по распоряжению главы администрации ФИО2 сельского поселения в пользу ОАО «Актив» в качестве неподтвержденныхдокументально расходов на временные здания и сооружения в размере <данные изъяты> и неподтвержденных документально непредвиденных расходов в сумме <данные изъяты>, относятся к нецелевому использованию бюджетных средств, следуя условиям указанного муниципального контракта, не содержащего четких критериев возможных затрат, включаемых в цену контракта (п.2.2.), не представляется возможным.
Более того, Контрольно счетной палатесметный расчет на производство работ не предоставлялся, в материалах дела он также отсутствует. Подобные расходы при производстве строительства допустимы(Постановление Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 15/1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ)"Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации"(вместе с "МДС 81-35.2004...")(пункты 4.83 - 4.84), Постановление Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45"Об утверждении сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений").
При указанных обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в том, что перечисление ФИО1<данные изъяты> - неподтвержденных документально расходов на временные здания и сооружения и неподтвержденных документально непредвиденных расходов в сумме <данные изъяты> является нецелевым, что должны трактоваться в пользу привлекаемого к ответственности лица(ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ).
Между тем, муниципальным контрактом определено, что подрядчик вправе предоставить заказчику объект большей площади, нежели это установлено Техническим заданием, без изменения цены контракта.
Предоставление финансовой поддержки за счет средств областного бюджета на превышающую площадь расселения для ФИО2 сельского поселения исследованными судом материалами дела, а именно: Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес> на 2013-2014 годы», ФИО2№-р от ДД.ММ.ГГГГ о бюджете данного муниципальногообразования на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, ФИО2 сельского поселения второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ№-р о внесении изменений в ФИО2 сельского поселения второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О бюджете ФИО2 сельского поселения на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, договором №/мп-2014 от ДД.ММ.ГГГГ,не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств со стороны главы ФИО2 сельского поселения, выразившихся в перечислении не по целевому назначениюпо распоряжению ФИО1 в пользу ОАО «Актив»<данные изъяты> бюджетных средств, под условием увеличения площади предоставляемых жилых помещений при неизменной цене контракта, из которых средства Фонда содействия реформированию ЖКХ составили <данные изъяты>,средства областного бюджета - <данные изъяты>, что подтверждается, справкой за подписью главы поселения ФИО1 и старшего экономиста ФИО7, а также платежными поручениями №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ главой администрации ФИО2 сельского поселения ФИО1 допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся внаправлении средств бюджета ФИО2 сельского поселения, входящего вбюджетную систему Российской Федерации, и оплате денежных обязательств на общую сумму <данные изъяты> целях, не соответствующих частично целям, определенным ФИО2 о бюджете идоговором, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств.Такие действия ФИО1 суд квалифицирует по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Оснований считать, что такие действия содержат уголовно наказуемое деяние, у суда не имеется.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Перечисление денежных средств, необходимых для финансирования переселения граждан из аварийного жилья в соответствии с Программой осуществлялась администрацией Большеклочковскогосельского поселения, от имени которой действовалглава администрации ФИО1, которыйи подписывал финансовую и иную документацию.
Таким образом, характер занимаемой ФИО1 должности и выполняемых им согласно Уставу функциональных обязанностей позволяют суду сделать вывод о том, что он как высшее должностное лицо исполнительно-распорядительного органа в силу ст. 2.4. КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей,должен нести административную ответственность, как должностное лицо.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность ФИО1 суд в соответствии с частями 1 и 2 ст. 4.2 КоАП РФ признает раскаяние; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения(л.д. 88-89, 90-91), выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль, совершение административного правонарушения впервые.
Отягчающих административную ответственность, обстоятельств судьей не установлено.
Преследуя цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, анализируя характер и обстоятельства, совершенного административного правонарушения, размер использованных по нецелевому назначению средств, положения ст. 2.9 КоАП РФ, суд, не смотря на ненаступлениев результате действий ФИО1 вредных последствий, принимая во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным инаступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий, полагает, что оснований к признанию малозначительным данного правонарушения не имеется, поскольку оно выражается в неэффективном и нерациональном использовании бюджетных средств лицом, которому доверено заботиться об интересах возглавляемого им муниципального образования.
При определении наказания судья полагает необходимым применить к ФИО1 административное наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом данных о личности, характера административного правонарушения, наличия совокупности смягчающих и отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств.
Сроки привлечения к административной ответственности по делу не истекли(ст. 4.5. КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать главу администрации ФИО2 сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес> - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ул. 3 –я Петрозаводская, <адрес>,виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Реквизиты оплаты штрафа: банк получателя и получатель – УФК по <адрес> (прокуратура <адрес>): л/с <***>, БИК 042406001; счет №; ИНН/КПП <***>/370201001; ОКТМО 24701000; КБК 41№ (назначение платежа: штраф по постановлению от …)
Разъяснить ФИО1, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в срок, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления, а квитанция об оплате административного штрафа должна быть представлена в суд.
Постановление может быть обжаловано в порядке ст. 30.1. - 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Н. Фирстов