Дело № 5-38/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 июня 2016 года город Западная Двина
Западнодвинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Потанина,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1,
и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ в отношении должностного лица директора МУП «Жарковские городские коммунальные системы» ФИО1, судья
У С Т А Н О В И Л:
08 апреля 2016 года в 12 часов 10 минут на ул. ХХ напротив д. ХХ п. ХХ ХХ области в ходе контроля за дорожным движением ОГИБДД МО МВД России «ХХ» выявлено административное правонарушение, выразившееся в умышленном создании помех в дорожном движении при производстве работ на дороге, обочинах дороги, а именно: в нарушение п. 1.3 и п. 1.5 Правил Дорожного Движения РФ; п. 15 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства России от 23.10.1993 года № 1090; раздела 3 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», на проезжей части дороги производятся работы по очистке центральной системы канализации с использованием транспортных средств, спец средств, в результате чего произошло частичное, и полное перекрытие дорожного движения на данном участке дороги, где также отсутствует ограждение места проведения работ, организация дорожного движения согласно п.п. 3.3, 3.16, ВСН 37-84, отсутствовала организация объезда данного участка дороги при полном перекрытии движения, что создало умышленные помехи в дорожном движении. На месте проведения работ отсутствовал сотрудник, ответственный за проведение данного вида работ, отсутствует схема организации дорожного движения места работ, согласованная с администрацией Жарковского района Тверской области, в результате чего созданы умышленные помехи дорожному движению, то есть в действиях должностного лица МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.33 КоАП РФ.
Определением ХХ № ХХ от 08.04.2016 года и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
21.04.2016 года и.о. начальником ОГИБДД МО МВД России «ХХ» Боголюбовым в отношении должностного лица директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 А.А. был составлен протокол ХХ № ХХ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ.
Постановлением № ХХ от 29.04.2016 года, вынесенным и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2, должностное лицо директор МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере ХХ рублей.
Решением судьи Жарковского районного суда Тверской области от 03 июня 2016 года жалоба директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 А.А. на постановление и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2 от 29.04.2016 года удовлетворена частично. Данное постановление отменено и возвращено в ОГИБДД МО МВД России «ХХ» для устранения недостатков.
Определением и.о. судьи Жарковского районного суда Тверской области Тепляковой В.К. от 10 июня 2016 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ в отношении ФИО1 переданы по подсудности в Западнодвинский районный суд Тверской области.
Определением Западнодвинского районного суда Тверской области от 16.06.2016 года административный материал в отношении ФИО1 по ст. 12.33 КоАП РФ принят к производству и назначено судебное заседание.
Инспектор ДПС ГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2 в судебном заседании показал, что 08.04.2016 года в 12 часов 10 минут на ул. ХХ, п. ХХ в ходе несения службы сотрудниками ДПС МО МВД России «ХХ» был выявлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, на одной из полос дороги проводились работы по очистке системы канализации с использованием транспортных средств и спец средств МУП «ХХ городские коммунальные системы». На месте отсутствовали лица, ответственные за проведение указанных работ. В результате сотрудниками ДПС был составлен акт выявленных недостатков и с должностного лица директора МУП «ХХ городские системы» ФИО1 отобрано письменное объяснение об обстоятельствах выявленных нарушений. После чего в отношении должностного лица директора МУП «ХХ городские системы» ФИО1 21.04.2016 года был составлен протокол об административном правонарушении. В письменном объяснении ФИО1 указано, что работы по очистке системы канализации проводились 08.04.2016 года в период с 09 часов утра. Сотрудниками ДПС правонарушение было выявлено 08.04.2016 года в 12 часов 10 минут, при этом на месте проведения работ временные дорожные знаки и ограждение отсутствовали. Организация дорожного движения отсутствовала. Из объяснения ФИО1 следует, что объезд места проведения работ, осуществлялся через дворы жилых домов, однако временных дорожных знаков, указывающих на объезд места проведения работ, установлено не было. Контроль по проведению и организации указанных работ по очистке системы канализации возложен на директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 В 12 часов 10 минут 08.04.2016 года в месте проведения работ по очистке территории работники и сотрудники МУП «ХХ городские коммунальные системы» отсутствовали. Техника была брошена, движение на дороге было перекрыто и работы в этот период времени никакие не проводились. На месте проведения работ находился спецтранспорт для прочистки канализации, специальная машина по откачке, шланги, провода. На проезжей асфальтированной части дороги на ул. ХХ, дом ХХ, п. ХХ, напротив детского сада «ХХ» был открыт канализационный люк. На расстоянии 15-30 метров с двух сторон должны быть установлены временные дорожные знаки «Ремонт дорог», знак «Объезд», ограждение и знаки ограничения скорости. Место проведения работ не ограждено. Повторно в тот же день прибыл на место правонарушения, где находилась машины МУП «ЖГКС» УАЗ, специальная машина по откачке. Он прибыл в МУП «ХХ городские коммунальные системы», где секретарю было дано устное распоряжение о прекращении работ до организации дорожного движения. Также до секретаря была доведена информация о том, что в отношении должностного лица директора ФИО1 проводится административное расследование. Позже, по истечении двух часов с момента обнаружения нарушений, на месте работ появились дорожные знаки, и ограждения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности директор МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 возражал против привлечения его к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ, представив письменные возражения, в соответствии с которыми полагает, что протокол об административном правонарушении составлен некорректно, а именно, некорректно указано на нарушение п. 14 и 15 Основных положений ПДД РФ. Пункт 15 Основных положений ПДД РФ гласит, что в случаях предусмотренных законом в установленном порядке согласовывают проведение работ на дороге. Данные случаи, как сложилась практика в РФ предусмотрены местными нормативными актами, в данном случае, это предусмотрено нормативным актом администрации ХХ района ХХ области: «Правила, порядок обеспечения организации работ на проезжей части». Данными правилами предусмотрены случаи, когда согласование на проведение работ на проезжей части не требуется, одним из таких случаев является устранение аварийной ситуации. В данном случае сотрудники МУП «ХХ городские коммунальные системы» устраняли аварийную ситуацию. Устранение полного засорения центральной канализационной трубы поселка D 600 мм. Задержка в устранении засорения могла привести к печальным последствиям, которые могли случиться на территории детского учреждения детского сада «ХХ». По сути сотрудники МУП «ХХ городские коммунальные системы» действовали в условиях, предусмотренных ст. 2.7 КоАП РФ, крайняя необходимость. Полагает, что факт умышленного создания помех дорожному движению не доказан, так как с его стороны лицо, ответственное за проведение работ было назначено, соответствующий приказ был издан, всем необходимым ответственный за проведение работ, в том числе и дорожными знаками был обеспечен. Однако, при составлении протокола об административном правонарушении сотрудник ОГИБДД МО МВД России «ХХ» данный приказ не истребовал, сотрудник, ответственный за проведение работ не опрошен, не опрошены свидетели. В связи с этим, считает рассматриваемый административный протокол незаконным и просит прекратить дело об административном правонарушении в соответствии и на основании ст. 24.5 КоАП РФ и ст. 2.7 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности директор МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 показал, что является директором МУП «ХХ городские коммунальные системы». 08.04.2016 года он находился на своем рабочем месте. 08.04.2016 года работниками МУП «ХХ городские коммунальные системы» проводились работы по очистке системы канализации на ул.ХХ, п. ХХ. Им был издан приказ о назначении ответственного за проведение работ. Возникла экстренная ситуация, поступали звонки о том, что из люков выходит канализация. На ул.ХХ, около дома № ХХ, п. ХХ, напротив детсада было открыто два канализационных люка. На месте работ находились 4 человека, лицо ответственное за проведение работ и сантехники. Ответственным был назначен ФИО4. Спецтехника находилась на одной стороне дороги, были установлены знаки о том, что ведутся работы, и «стрелка объезда». Ограждения были установлены одновременно со знаками. Сотрудников ГИБДД и администрацию ХХ района о проведении работ в известность не ставили. Полагает, что не обязаны были ставить их в известность о проведении экстренных работ. Движение на данном участке дороги не интенсивное, 7-10 машин в день. Интенсивного потока машин нет. Время работ было установлено с 09 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, с перерывом на обед с 12 до 13 часов 00 минут. Виновным себя в совершении указанного правонарушения не считает, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.33 КоАП Рф в его действиях отсутствует, поскольку сотрудники действовали в условиях крайней необходимости в экстренной ситуации по очистке системы канализации.
Свидетель ФИО4 показал суду, что работает в должности главного инженера МУП «ХХ городские коммунальные системы» с мая 2015 года по настоящее время. В апреле 2016 года увеличилось число заявок по поводу состояния системы канализации по ул. ХХ, п. ХХ. Канализационные люки были переполнены. Силами сотрудников МУП «ХХ городские коммунальные системы» 08.04.2016 года в период с 09 часов до 16 часов на ул. ХХ, около дома № ХХ, п. ХХ, проводились работы по очистке канализации. Директором ФИО1 был назначен ответственным за проведение работ. Утром, на месте работ находились машина, передвижной генератор, УАЗ буханка, ЗИЛ, водовоз, каналопромывочная машина, сделали расстановку, запустили оборудование. На месте работ было открыто два канализационных люка. На месте работ были установлены предупреждающие знаки и знаки, указывающие на объезд во дворы. После обеда сотрудники ГИБДД проявили заинтересованность к установленной технике на проезжей части, которая дорожному движению не мешала. Засор в канализации был устранен, и техника была с места убрана. Согласовать проведение работ с администрацией Жарковского района не успели, поскольку ситуация была экстренная.
Свидетель ФИО5 показала, что работает заведующей в детсаду «ХХ», расположенного на ул. ХХ, д. ХХ, п. ХХ. Дорожное покрытие на проезжей части на ул. ХХ асфальтированное. Детский сад рассчитан на ХХ детей, но фактически посещает ХХ человек. Ремонтные работы по очистке канализации проводились напротив детского сада. 08.04.2016 года к 09 часам она пришла на работу и сразу была предупреждена директором МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО6 о том, что будут проводится работы по очистке канализации. На месте работ были расставлены предупреждающие знаки. Работы велись с 09 часов утра и были закончен во второй половине дня. На месте работ находился инженер МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО4 На дороге были открыты канализационные люки, на небольшом расстоянии от люков были расставлены предупреждающие знаки.
Свидетель ФИО7 показала, что она проживает на ул. ХХ, д. ХХ, п. ХХ. 08.04.2016 года проводились работы по очистке системы канализации Улица ХХ, п. ХХ, где проводились работы, асфальтирована, на проезжей части есть канализационные люки. Работы проводились МУП «ХХ городские коммунальные системы». По их двору ездили машины в объезд дороги. Работы проводились на проезжей части. Были установлены предупреждающие знаки. Проезд по дороге был ограничен.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1, сотрудника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2, свидетелей, проанализировав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему
Статьей 12.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективную сторону данного правонарушения образуют повреждение дорог, дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, создающее угрозу безопасности дорожного движения, а также умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.
Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Согласно пункту 1.5 названных Правил запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Протоколом об административном правонарушении должностному лицу директору МУП «ЖГКС» ФИО1 вменяется умышленное создание помех в дорожном движении путем проведения работ канализационной системы, отсутствие ограждений места проведения работ, организации дорожного движения, временных дорожных знаков, отсутствие организации объезда данного участка дороги при полном перекрытии движения.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В качестве доказательств совершения должностным лицом директором МУП «ЖГКС» ФИО1 вменяемого ему в вину правонарушения административным органом в материалы дела представлены акт выявленных недостатков от 08.04.2016 года (л.д. 8), определение от 08.04.2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 7), фототаблицы (л.д. 9-13),
В названных выше документах усматривается отсутствие ограждений места проведения работ, организация дорожного движения, временные дорожные знаки, отсутствие организации объезда данного участка дороги при полном перекрытии движения.
Вместе с тем и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «ХХ» ФИО2 никак не обосновано то, что указанные недостатки создали какие-либо помехи в дорожном движении.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом ОГИБДД МО МВД России «ХХ» в материалы дела не представлено доказательств умышленного совершения должностным лицом директором МУП «ЖГКС» ФИО6 вменяемого ему в вину правонарушения. При этом отсутствие ограждений места проведения работ, организации дорожного движения, временных дорожных знаков, отсутствие организации объезда данного участка дороги при полном перекрытии движения, сами по себе не свидетельствуют об умысле должностного лица создать помехи для дорожного движения.
При таких обстоятельствах действия должностного лица директора МУП «ЖГКС» ФИО1 не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ.
Исходя из принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными и не могут быть устранены.
При таких обстоятельствах, административное производство, возбужденное в отношении должностного лица директора МУП «ЖГКС» ФИО1 по ст. 12.33 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора МУП «ХХ городские коммунальные системы» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения в деянии ФИО1
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток через Западнодвинский районный суд Тверской области со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Потанин