ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-391/18 от 14.11.2018 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-391/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

пос. Усть-Омчуг 14 ноября 2018 года

Судья Хасынского районного суда Магаданской области Горбачева С.Д.,

с участием помощника прокурора Тенькинского района Магаданской области Перминова И.А.,

в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - главы Тенькинского городского округа Магаданской области Бережной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в пос. Усть-Омчуг дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении

должностного лица – главы Тенькинского городского округа Магаданской области Бережной И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Главой Тенькинского городского округа Магаданской области Бережным И.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

В ходе проведенной прокуратурой Тенькинского района Магаданской области проверки по жалобе заместителя генерального директора по правовым вопросам НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» В.Ю. установлено, что 02.08.2018 года главе Тенькинского городского округа Магаданской области Бережному И.С. поступило письменное обращение главного инженера - заместителя генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» по вопросу актуализации краткосрочных планов реализации региональной программы.

В нарушение положений ст.ст. 9, 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в установленный законом срок до 03.09.2018 года ответ на обращение направлен не был.

Ответ заявителю по итогам обращения подготовлен и направлен за подписью и.о. главы Тенькинского городского округа Л.В. лишь 11.10.2018 года.

Таким образом, Бережной И.С., являясь высшим должностным лицом муниципального образования - главой Тенькинского городского округа Магаданской области, на которое возложено осуществление публично значимых функций, допустил нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращения юридического лица - НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бережной И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Законный представитель НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая изложенное, на основании ч. 2 ст. 25.1 и ч. 3 ст. 25.2.КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть данное дело в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также законного представителя потерпевшего.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.

Требования к порядку рассмотрения таких обращений установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно положениям ст. 33 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

При этом в соответствии с положениями п. 1 ст. 4 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу требований ч. 1 ст. 9 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Частью 3 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Частями 1 и 2 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с положениями ст. 14 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ст. 15 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу п. 3 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Бережной И.С. избран главой Тенькинского городского округа Магаданской области и на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ вступил в указанную должность с ДД.ММ.ГГГГ на срок полномочий 3 года.

Согласно ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ», принятого решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования является высшим должностным лицом городского округа, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

В соответствии с Законом Магаданской области от 08.04.2015 N 1887-ОЗ срок полномочий первого главы Тенькинского городского округа составляет три года (ч. 2 ст. 37 Устава).

Глава муниципального образования представляет Тенькинский городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования «Тенькинский городской округ»; организует прием, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан (п. 1, 17 ч. 1 ст. 38 Устава).

Как следует из представленных суду материалов, 02.08.2018 года главный инженер – заместитель генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» А.В. обратился к главе Тенькинского городского округа Магаданской области Бережной И.С. с обращением, в котором просил актуализировать краткосрочные планы реализации региональной программы на 2016, 2019 и 2020 годы в части исключения из краткосрочных планов необеспеченных денежными средствами многоквартирных домов, либо предоставить региональному оператору порядок софинасирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на сумму 67384211,52 руб. (с учетом переходящих денежных средств), с графиком платежей по каждому краткосрочному плану.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось в объяснениях лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вышеуказанное обращение поступило в администрацию Тенькинского городского округа 02.08.2018 года.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступившее 02.08.2018 года обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, то есть до 03.09.2018 года.

В связи с неполучением ответа на указанное обращение либо о продлении срока рассмотрения обращения 25.09.2018 года заместитель генерального директора по правовым вопросам НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» В.Ю. обратился с жалобой к прокурору Тенькинского района Магаданской области, на основании которой проведена проверка исполнения администрацией МО «Тенькинский городской округ» законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращения граждан.

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений ч.1 ст.10, ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение от 02.08.2018 года исходящий был подготовлен и направлен в адрес НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» лишь 11.10.2018 года., то есть с нарушением установленных сроков.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, признаю факт совершения главой Тенькинского городского округа Магаданской области Бережному И.С., как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе юридических лиц, должностным лицом органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление публично значимых функций.

Вина главы Тенькинского городского округа Магаданской области Бережного И.С. в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства, место и время совершения административного правонарушения;

- объяснением главы Тенькинского городского округа Магаданской области Бережного И.С. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он вину в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ, не признал, пояснив, что после получения ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тенькинского городского округа письменного обращения от НКО «Фонд Капитального ремонта Магаданской области» данное обращения в рамках имеющихся у него полномочий и в соответствии с действующим порядком документооборота было отписано на исполнение начальнику правового отдела, руководителю комитета ЖКХ и заместителю главы городского округа, руководителю комитета финансов. После получения материалов из прокуратуры об отсутствии своевременного ответа по его поручению было проведено служебное расследование, в ходе которого было установлено, что данные сотрудники не подготовили своевременный ответ на обращение. По результатам служебного расследования виновные сотрудники были привлечены к дисциплинарной ответственности, поскольку контроль за исполнением поручений и распоряжений главы городского округа осуществляется организационным отделом, личный контроль за подготовкой ответов на обращения, поступающие в администрацию, им не осуществляется. Информацию о нарушении сроков подготовки ответа от организационного отдела он не получал, в связи с чем мер, направленных на предупреждение нарушения не принял. При этом пояснил, что ответ на обращение должен быть дан за подписью Главы, лица, исполняющего обязанности, либо первого заместителя главы городского округа;

- копией обращения главного инженера - заместителя генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» на имя Главы муниципального образования «Тенькинский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим ;

- копией жалобы заместителя генерального директора по правовым вопросам НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в прокуратуре Тенькинского района ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой В.Ю. просит провести проверку по факту нарушения требования ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и обязании администрации Тенькинского городского округа привести Краткосрочные планы реализации региональной программы на 2016, 2019 и 2020 годы в соответствии требованиями ч. 7.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ;

- копией решения прокурора Тенькинского района от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения администрацией МО «Тенькинский городской округ» законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан по обращению заместителя генерального директора по правовым вопросам НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» В.Ю.;

- копией распоряжения и.о. главы администрации Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о проведении на основании поступившего требования прокуратуры Тенькинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении сведений и документов» проверки по факту неисполнения поручения главы Тенькинского городского округа по предоставлению ответа на обращение руководителя НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области»;

- копией ответа и.о. главы Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора Тенькинского района, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ от НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» на имя главы Тенькинского городского округа поступило письмо с предложением актуализировать краткосрочные планы реализации региональной программы на 2016, 2019 и 2020 года, указанный документ, с целью рассмотрения и подготовки позиции администрации Тенькинского городского округа Магаданской области, был отписан на исполнение начальнику правового отдела, руководителю комитета финансов, руководителю комитета ЖКХ, дорожного хозяйства и жизнеобеспечения. Факт несвоевременной подготовки ответа на указанное обращение подтвердился, после чего ответ направлен НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области». В целях выявления причин неисполнения поручения главы Тенькинского городского округа и несвоевременное подготовки исполнителями ответа назначена служебная проверка;

- копией Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ», которым установлены статус и полномочия главы муниципального образования «Тенькинский городской округ»;

- копией решения Собрания представителей Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Бережного И.С. главой Тенькинского городского округа;

- копией распоряжения о вступлении Бережного И.С. в должность главы Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ;

- распоряжением главы Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с не исполнением поручения главы Тенькинского городского округа по предоставлению своевременного ответа на обращение руководителя НКО «Фонд Капитального ремонта Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), применены дисциплинарные взыскания к начальнику правового отдела администрации Тенькинского городского округа Л.В., заместителю главы, руководителю комитета финансов администрации Тенькинского городского И.Н., руководителю комитета ЖКХ, дорожного хозяйства и жизнеобеспечения администрации Тенькинского городского В.А.;

- ответом и.о. главы Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) на обращение НКО «Фонд Капитального ремонта Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ).

Приведенные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – Главы Тенькинского городского округа Бережного И.С. в совершении данного административного правонарушения.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, считаю, что вина главы Тенькинского городского округа Магаданской области Бережного И.С. как должностного лица в инкриминируемом ему административном правонарушении нашла свое подтверждение, и его действия квалифицирую по ст. 5.59 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе юридических лиц, должностным лицом органа местного самоуправления, на который возложено осуществление публично значимых функций.

Доводы должностного лица об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения признаются судом несостоятельными по следующим основаниям.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицов в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распоряджительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно положениям ч. 1 ст. 36, п. 5 ч. 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования и наделенный Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Бережной И.С., являясь высшим должностным лицом муниципального образования – главой Тенькинского городского округа, на которого возложено осуществление публично значимых функций, в результате ненадлежащего исполнения полномочий по организации рассмотрения обращений, при отсутствии организации контроля за действиями непосредственных исполнителей, допустил нарушение 30 дневного срока рассмотрения обращения НКО «Фонд Капитального ремонта Магаданской области», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ Бережной И.С. является субъектом вмененного административного правонарушения.

Доводы должностного лица о привлечении подчиненных ему сотрудников администрации к дисциплинарной ответственности не имеют правового значения при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку не влияют на вывод о виновности должностного лица в инкриминируемом ему административном правонарушении и не могут являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность должностного лица по делу не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.

Санкцией ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на права граждан, личность Бережного И.С., отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, для достижения целей наказания, полагаю возможным назначить наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо – главу Тенькинского городского округа Магаданской области Бережной И.С., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в течение 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель УФК РФ по Магаданской области (прокуратура Магаданской области л/с 04471243580), ИНН получателя 4909000950 КПП 490901001, расчетный счет: 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области, КБК 415 116 900 10016000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет), БИК: 044442001, ОКТМО 44701000.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Хасынский районный суд.

Предупредить Бережного И.С. о том, что в случае неуплаты штрафа в течение 60-ти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административного ареста сроком до15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путём подачи жалобы через Хасынский районный суд Магаданской области либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись С.Д. Горбачева